Тема урока: "Рим эпохи царей"

Разделы: История и обществознание


План урока

Курс: История древнего мира

Тема урока: Рим эпохи царей

Тип и форма урока: Лабораторная работа

Учебник: История древнего мира. /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 1996.

§ 44. Древнейший Рим.

План урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. Приветствует учащихся, проводит перекличку. Здороваются с учителем, участвуют в перекличке.
2. Опрос. 1) Природные условия Апеннинского полуострова (географическое положение,

климат, средиземноморская триада).

2) С помощью карты (настенной и
в учебнике /с.201/) назовите племена, населявшие Италию в I тыс. до н.э.

3) Когда и кем по легенде был основан Рим?

4) Что говорят о возникновении Рима данные археологии?

Отвечают на вопросы:

1) Апеннинский полуостров с трех сторон – с юга, запада и востока -омывается морями, а с севера его от материковой части Европы отделяют Альпийские горы. Три крупных острова находятся недалеко от полуострова – Сицилия, Корсика и Сардиния. Климат теплый, много пастбищ и земель, пригодных для хлебопашества, виноградарства и садоводства. Дождей выпадает больше, чем в Греции. Вдоль всего полуострова тянутся невысокие горы, богатые строительным камнем и металлами. Природные условия и климат более всего благоприятны для выращивания “средиземноморской триады” – зерновых, оливок, винограда.

2) На севере Апеннинского полуострова жили племена галлов, на северо-западном побережье – этруски, чуть южнее, в центральной части Апеннин – латины, сабиняне, на самом юге – греческие колонии, между латинами и греками – самниты, на восточном побережье – умбры, апулы.

3) Рим по легенде был основан в 753 г. до н.э. Ромулом, сыном бога Марса.

4) Согласно археологическим раскопкам, проводящимся в наше время, город возник не сразу. Задолго до его легендарного основания на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления, выбирали общих правителей.

3. Переход к изучению нового материала.

(организация групповой формы работы учащихся)

Объявляет тему урока. Делит класс на две группы. Каждую группу просит перенести в тетрадь свою таблицу, из двух, начерченных на доске. Раздает распечатки документов с вопросами (документальные материалы см. ниже). Объясняет задание: каждый учащийся письменно отвечает на вопросы в конце документа на том же листочке. После этого каждая группа обсуждает общее задание, результаты работы записываются в тетради и на доске в начерченной там таблице (задание для группы – заполнение таблицы – см. макет доски ниже). Записывают в тетрадь тему урока. Делятся на группы. Получают от учителя раздаточный материал. Слушают задание.
4. Работа с документами. Наблюдает за работой учащихся, отвечает на возникающие вопросы. Отвечают на вопросы в конце документа. Обсуждают задание. Заполняют совместно таблицу вначале в тетрадях, затем по одному человеку от каждой команды заполняют свою часть таблицы на доске.
5. Подведение итогов работы с документами. Просит учащихся занести в тетрадь таблицу, заполненную другой группой. После того, как учащиеся закончат эту работу, обсуждают таблицы (образец заполнения таблицы см. ниже).

Записывает на доске основные признаки, отличающие государство от организации власти в первобытном обществе (см. макет доски). Просит ответить на вопрос: можно ли назвать Рим государством после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Совместно подводят итог: в конце Царского периода, после реформ Нумы Помпилия и Сервия Туллия Рим становится государством.

Заполняют вторую часть таблицы. Участвуют в обсуждении таблицы. Высказывают свои мнения относительно итогов деятельности Нумы Помпилия и Сервия Туллия. Записывают в тетрадь признаки государства, отвечают на вопрос учителя.

После обсуждения записывают итоги в тетрадь.

6. Объяснение домашнего задания. § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3.

К/к (из-во “Дрофа”): стр.13 Зад. 1-4.

Записывают домашнее задание, слушают пояснения учителя.

Макет доски.

Признаки государства:

1) территория;

2) налоги;

3) власть отделена от родовой организации;

4) государственная власть осуществляется людьми, специально для этого организованными – чиновниками.

Число, месяц.

Тема: Рим эпохи царей.

Таблица 1. Реформы Нумы Помпилия.

Должности Обязанности
1)

2)

3)

4)

5)

6)

1)

2)

3)

4)

5)

6)

Таблица 2. Деятельность Сервия Туллия.

Нововведение Содержание
1.  
2.  
3.  

(табл. см. ниже)

Д/з: § 45. стр. 208 Вопр. 1, 3.

К/к: стр.13 Зад. 1-4.

Задания для учащихся (документальные материалы и вопросы к ним).

Группа 1. Реформы Нумы Помпилия.

“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.

“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.

Вопросы:

  1. Какую сферу жизни римского общества реформировал Нума?
  2. Перечислите должности, введенные Нумой, объяснив их назначение.

Группа 2. Деятельность Сервия Туллия.

По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходные налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.

Вопросы:

  1. Что изменил в устройстве римской общины Сервий Туллий?
  2. С какими еще законами, изученными ранее, вы можете сравнить реформы Сервия Туллия?

Образцы выполнения заданий по таблицам.

Группа 1.

Реформы Нумы Помпилия.

Должности Обязанности
1) авгуры

2) весталки

3) салии

4) фециалы

5) понтифик

6) фламины

1) толкователи посылаемых богами знамений;

2) жрицы богини Весты;

3) двенадцать жрецов бога Марса;

4) жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир;

5) жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями;

6) жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина.

Группа 2.

Деятельность Сервия Туллия.

Нововведение Содержание
1. Классы. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях.
2. Налоги. Подоходный налог, собирался ежегодно в праздник Паганалии.
3. Границы города Построил стену и ров, обозначив границу города.

Документы для учащихся.

Реформы Нумы Помпилия.

“Нума, изложив все религиозное законодательство в письменном виде, разделил его на несколько частей, по количеству жреческих разрядов. Одну часть он посвятил толкователям посылаемых богами знамений, которых римляне называют авгурами. Другую же часть – охраняющим священный огонь девам, называемым весталками. Третью же часть законодательства относительно почитания богов была уделена называемым у римлян салиям. Еще одна часть сакрального законодательства отнесена им к коллеги так называемых фециалов, объявлявшим войну и устанавливавшим мир. Последним разделом установлений Нумы о священнодействиях было то, что получили имеющие по жребию у римлян высший священный сан и силу. Они называются понтификами”.

“Нума поставил безотлучного жреца – фламина Юпитера. К нему он присоединил еще двух фламинов: одного для служения Марсу, другого – Квирину. Выбрал он дев и для служения Весте. Точно также избрал он двенадцать салиев для слежения Марсу. Затем он избрал понтифика и поручил ему наблюдать за всеми жертвоприношениями, которые сам расписал и назначил, указав, с какими именно жертвами, по каким дням и в каких храмах должны они совершиться. Да и все прочие жертвоприношения, общественные и частные, подчинил он решениям понтифика”.

Деятельность Сервия Туллия.

По реформе Сервия Туллия граждане делились на пять классов по имущественному принципу и выделялись граждане, стоящие вне классов из-за своей бедности – пролетарии. В соответствии с имущественным положением каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях. Таким образом, он отделил управление от родовой организации, передав все политические права от прежнего собрания курий новому собранию центурий. Для того, чтобы устранить родовые племена из государства, были созданы четыре территориальных племени. Так был разрушен в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан. Сервий устанавливает границы города, стену и ров. Также он ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.

Образец заполнения таблицы.

  Нума Помпилий Сервий Туллий
Основные мероприятия Создал жреческую организацию:

1) авгуры – толкователи посылаемых богами знамений;

2) весталки – жрицы богини Весты;

3) салии – двенадцать жрецов бога Марса;

4) фециалы – жрецы, объявлявшие войну и устанавливавшие мир;

5) понтифик – жрец, наблюдавший за всеми жертвоприношениями;

6) фламины – жрецы отдельных богов – Юпитера, Марса, Квирина.

1. В соответствии с имущественным положением разделил всех граждан на пять классов. Каждый из классов выставлял определенное количество центурий – подразделений римской пехоты и одновременно единиц для голосования во вновь созданных собраниях по центуриям – центуриатных комициях.

2. Ввел подоходный налог, собираемый ежегодно в праздник Паганалии.

3. Построил стену и ров, обозначив границу города.

Значение Создал первые назначаемые должности, не связанные с родовой организацией и независимые от нее. Разрушил в Риме древний общественные строй, покоившийся на кровных узах, а вместо него создал новое, действительно государственное устройство, в основе которого было положено территориальное деление и имущественные различия.

Схема (образец).

территория налоги
 

Государство

власть отделена от родовой организации

власть осуществляется людьми специально для
этого организованными – чиновниками