Конспект открытого обобщающего урока по теме: "Умело ограненный алмаз становится бриллиантом" (Возможности и применение текстового редактора WORD)

Разделы: Информатика


Задачи урока:

Образовательные:

  • Знать способы работы с элементами текстового редактора WORD.
  • Уметь создавать документы в текстовом редакторе WORD.

Развивающие:

  • Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
  • Способствовать формированию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
  • Способствовать развитию интереса к предмету.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативную культуру.

Материально техническое оснащение:

  1. Компьютеры с операционной системой Windows’98, Windows XP.
  2. Программное обеспечение Microsoft Office: Word ’98, Word XP.
  3. Мультимедийный проектор. Экран.
  4. Лазерный принтер Canon LPB
  5. Дискеты 7 шт.
  6. Вопросы – 14 шт.
  7. Тест – задания – 4 шт.
  8. Раздаточный материал для групп – 10 шт.
  9. Листы для рефлексии – 14 шт.
  10. Листы с вопросами по домашнему заданию – 14 шт.
  11. Магнитная доска, маркеры, магниты.

План урока:

  1. Социологизация знаний и целеполагание. (Орг. момент – 2 мин)
  2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
  3. Здоровье сберегающий элемент. (2 мин).
  4. Выполнение индивидуальных работ за компьютером. (22 мин)
  5. Подведение итогов урока. (5мин)
  6. Домашнее задание. (2 мин)

ХОД УРОКА

1. Социологизация знаний.

Учитель: Посмотрите, ребята, на тему сегодняшнего урока “Умело ограненный алмаз становится бриллиантом” – она выбрана не случайно. Ко мне подошла завуч нашей школы с предложением сделать анонс неделе естественно-математического цикла. Надо выпустить газету с помощью компьютера. Я подумала, а почему бы и нет. Тем более мы завершаем с вами изучение текстового редактора WORD.

На предыдущих уроках очень много говорили о возможностях и применении текстового редактора как настольной издательской системы, учились и создавали различные документы.

Как вы думаете, почему я выбрала такое название теме?

Целеполагание. (Готовность к огранке алмазов)

Учитель: А я вам отвечу. Потому что мы с вами и создадим эту газету из материалов, приготовленных учителями-предметниками – это будут наши алмазы. Путем их огранки и обработки попытаемся получить бриллиант – газету. Назовем нашу газету так:

ПИСК – Познавательно Интересно Содержательно Красиво

(закрепляем его магнитами на доске)

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сначала проверим ваши теоретические знания по текстовому редактору.

Две группы учеников работают одновременно.

1 группа – 4 человека. Отвечают письменно по тестам.

2 группа – 10 человек. Теоретический опрос.

ТЕСТ

Каждой клавише или сочетанию клавиш со своим номером соответствует свое назначение с буквой. Поставьте в колонку ответов букву, соответствующую номеру.

Клавиши Назначение клавиш Буква
1 Shift + > Стирание символа справа от курсора В
2 Ctrl + Home Отмена выделения С
3 Page Up Выход из редактора с сохранением документа -
4 Delete Замещение букв В
5 End Окончание ввода абзаца И
6 Alt + F4 Отмена промежуточной команды Р
7 Caps Lock Выделение слов, строки вправо Б
8 Shift + F1 Смена регистра букв у выделенного фрагмента Л
9 Esc Стирание символа слева от курсора Я
10 Page Down Перемещение курсора на первую букву текста Р
11 Insert Клавиша перехода в набор прописными буквами С
12 Enter Листание экранной страницы вниз А
13 F4 Вывод параметров форматирования текста П
14 Alt + BackSpace Листание экранной страницы вверх А
15 BackSpace Перемещение курсора на последнюю букву строки О

Ответ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
                             

Учитель: Со второй группой сыграем в игру “Битики” – аналог игры “Крестики-нолики”, немного изменив правила игры. Необходимо заполнить все игровое поле 0 и 1.Выигрывает та команда, чьих знаков – верных ответов на поле будет больше.

Учащиеся делятся на две команды.

1 команда – “Нолики” 2 команда – “Единички”

На доске магнитами закреплено поле с вопросами (3 х 3 = 9 вопросов).

Ну а первым выберет и задаст вопрос тот, кто правильно ответит на мой вопрос:

- О какой операционной системе идет речь в песне:

Он мне дорог с давних лет
И его милее нет –
Этих окон негасимый цвет. (Windows- окна)

Итак, начинаем! Номера вопросов закодированы через двоичную систему счисления.

(Заполняется “0” и “1” по мере ответов ребят)

01 101 11
111 10000 1010
010 1110 1000
     
     
     
01 – 1 101 – 5 11 – 3
111 – 7 10000 – 16 1010 – 10
010 – 2 1110 – 14 1000 – 8

(Приложение 1 - Варианты вопросов розыгрыша и самих вопросов к игре “Битики”)

Учитель: Спасибо, мы повторили основные функции и возможности текстового редактора WORD. Команда “Нолики получает” – …, а команда “Единички” получает – ….

3. Здоровьесберегающий элемент урока.

Учитель: Далее вам ребята предлагается начать работу в парах по созданию документов –огранке наших небольших алмазов. Настроиться на эту нелегкую работу нам поможет простое упражнение. Существует много различных способов настроиться на работу. Я предлагаю вам один из них.

- Сядьте поудобнее на стуле, запрокиньте ногу на колено, придержите ее руками, закройте глаза. Это поза бесконечности. Сосредоточьтесь над знаком бесконечность – вытянутая горизонтальная восьмерка. Она находится над вашим теменем, плавно колеблется над вашей головой. Вы его ярко представили. Постарайтесь удержать это изображение в вашем мысленном образе в течение нескольких секунд. (Пауза – молчание в течение 5 сек.) Спасибо! Откройте глаза ребята. Когда человек сталкивается с бесконечностью, он невольно задумывается о своем здоровье.

Компьютер для нас – это не только развлечение, но и инструмент для серьезной работы. Поэтому мы должны помнить и соблюдать правила поведения и техники безопасности при работе с ЭВМ.

4. Выполнение индивидуальных работ за компьютером. (Огранка алмаза)

Приступаем к работе. Обратите внимание на критерии оценки создаваемых документов:

Эстетичность оформления (рамки, вензеля, картинки, соответствие текста и рисунка);

Читаемость текста (размер шрифта, стиль шрифта, расположение на листе, межстрочные интервалы);

Каждый законченный документ сохранить на дискете и распечатать. Готовый печатный экземпляр прикрепить магнитом на доске под заголовком газеты.

(Во время работы учащихся за компьютерами звучит классическая музыка. Учитель оказывает консультационную помощь)

Тем, кто выполнит основное задание, будет предложено – дополнительное (либо набор нового документа, либо разгадать кроссворд)

4. Итог урока.

Слово учителя:

Итак, позади не одна неделя упорного труда. Используя различные возможности текстового редактора, как настольной издательской системы, мы огранили каждый текст – алмаз и получили пусть небольшой, но свой первый бриллиант –   школьную газету. (Приложение 2 – варианты готовых страниц газеты)

Посмотрим что удалось, а что нет (замечания учащимся и оценка работы)

Все приобретенные в процессе работы знания еще не раз помогут вам, пригодятся в дальнейшей вашей жизни.

А теперь, в конце урока хочется, чтобы вы выразили свое отношение к нашей сегодняшней работе и всему уроку в целом. Ответьте на вопросы в листах рефлексии и сдайте их мне. (Учащимся выдаются листки с рефлексивным заданием)

6. Домашнее задание

1. Записать в тетради список профессий, где используют ПК как настольную издательскую систему.

2. (Задание выдается на заранее заготовленных листах.)

Заполнить сравнительную таблицу “Обработка и хранение информации”, указав недостатки при использовании пишущей машинки и преимущества компьютерной технологии по следующим критериям:

1) проблемы редактирования,

2) хранение информации (объем),

3) возможность одно- и многократного использования,

4) копирование информации,

5) передача информации.

Ручная запись текстов Создание текстов на компьютере
Хранение на бумажном носителе Хранение текстов на магнитном носителе в виде файлов.
Недостатки бумажной технологии Преимущества компьютерной технологии
1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.

3. Дополнительное задание для тех, кто хочет получить две оценки: по физике и информатике. В текстовом редакторе создать сложный кроссворд по физике, по предложенному образцу и отгадать зашифрованную фразу.

( Листы с ребусом выданы заранее – приложение 3)

Благодарю всех, кто принимал участие в подготовке данного урока.