Активные методы и формы обучения на уроках математики

Разделы: Математика


Новый взгляд на цели и ценности общего среднего образования, усиление вариативности его содержания на старшей ступени школы, развитие многообразия образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения. Тем самым создаются благоприятные условия для развития разных сторон и компонентов преемственности школьного и вузовского образования. Это связано, в частности, с тем, что “на стыке высшей и средней школы преемственность предполагает диалектическое взаимодействие педагогических процессов школы и вуза, а именно привнесение в школьную практику таких элементов вузовского обучения, которые обогащают и совершенствуют возможности средней школы”. (Коржуев А.В., Попков В.А. – “Вузовское и послевузовское образование”. “Критическое осмысление, поиск новых решений”. – М.Янус, 2002г.)

Среди инновационных для школы методов обучения, привнесенных из практики вузовского образования, следует отметить, прежде всего тесты, которые максимально содействуют развитию математического мышления учащихся, т.е. выполняют развивающую функцию.

Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

6-й класс. Тема “Диаграммы”. В диаграммах отражаем работу нашей школы: “Успеваемость. Процесс питания. Количественный состав. Возраст школьников.”

6-й класс. Тема “Координатная плоскость”. Строим рисунки, накопленные из газеты “Математика”, часть придумываем сами.

9-й класс. Тема “Последовательности”. В урок включаю исторический материал.

6-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Пропорция”

8-й класс. Практическая работа “Определение высоты дерева” в теме “Подобие треугольников”.

Для систематизации знаний учащихся в своей работе использую опорные конспекты по математике для учащихся 5-6-х классов Е.В Смыкаловой.

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. Необходимо быть грамотным, чтобы нормально “функционировать в сложном и требовательном обществе”. А быть грамотным в быстро меняющемся мире означает быть просто лучше образованным. Чем выше уровень образованности, тем выше профессиональная и социальная мобильность. На своих уроках предлагаю ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей. В процессе такой работы ученики привыкают к востребованности своих знаний, убеждаются в значимости образования.

Для решения этой задачи использую различные формы уроков (лекция, практическое занятие, консультация, зачетный урок).

В активизации умственной деятельности учащихся в процессе обучения видное место занимает работа над учебником и учебной литературой Учебник на уроке нельзя рассматривать только как вспомогательное средство, позволяющее несколько разнообразить занятия. Это, прежде всего, один из важнейших источников знаний для учащихся. Учебник выступает как эффективное средство закрепления изложенного материала и активизации умственной деятельности школьников, ведь работа над учебником неизбежно связана с применением метода сравнения, с аналитической деятельностью мышления. Для этого знакомлю учащихся с различными учебниками по математике (рассказываю об авторах, об оформлении, о содержании), о том, как с ним работать; обучаю подбирать материал по интересующей теме в различной литературе (книгах, сборниках, журнальных статьях). Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив некоторые упражнения на закрепление, задаю на дом или, если есть время, на уроке прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте параграфа о том, о чем я вообще не говорила на уроке. При рассмотрении материал по учебнику прошу учеников объяснить: как они понимают значение тех или иных слов, какие образы у них при этом возникают. В дальнейшем ученики легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций (выделяя главное), подбор необходимой литературы, сдача зачетов и экзаменов.

Многие учителя в своей работе широко используют метод проектов, а я для отработки ЗУН использую работу в группах и уроки – “водопады”, записываются примеры на доске ученики один за другим быстро решают и сдают, этот метод используется в высшей школе на ПРМЗ.

В прошлом году я в своей работе использовала накопительную систему оценивания, которая является одной из способов повышения мотивации.

Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников.

Учебно-методическая газета “Математика” выходит под девизом: “Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием”, а вот для меня это большая радость, если ученики все чему научились в школе могут использовать при учебе в высшей школе.