Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Совершенствование системы управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода

Разделы: Администрирование школы


В приоритетном национальном проекте “Образование” определенный акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода. Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой Российской образовательной парадигмы, включением России в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики.

Объективно, что в современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становиться важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность школы. Это особо важно заметить, потому что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет!

Для обеспечения качественного образования и преодоления разрыва между уровнем кадрового потенциала страны и потребностями общества необходимо создавать или совершенствовать механизмы управления, ориентированные на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить “достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования” [3,3].

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Мы убеждены, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного подхода в управление образовательным учреждением.

На сегодняшний день, как известно, идея компетентностного подхода и список ключевых компетенций находятся на стадии обсуждения и разработки. Рассмотрим лишь некоторые суждения:

По заключению заместителя директора по вопросам английского языка и образования Британского совета Елены Ленской, в России существует несколько тенденций в обсуждении темы “компетентностный подход”. Первая: такого понятия нет, поскольку ничего нового оно не описывает. Вторая: такое понятие есть, и научно-педагогическая общественность его неоднократно обсуждала, однако что нового несет компетентностный подход? Третья: называть компетентностным подходом все подряд. Рассмотрим некоторые точки зрения:

Е. Я. Коган считает: “Это принципиально новый подход, он требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся. Поэтому сделать его единым системным подходом в условиях отдельно взятого региона не представляется возможным. Этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы” [2].

“Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более, чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевкий, Г. П. Щедровский, В. В. Давыдов и их последователей”.

“Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда”, – отмечает Д. А. Иванов [1,3]. “Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [1,13].

По мнению О. Е. Лебедева “Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. . ” [4,3].

Исследователи считают, что компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций (Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, О. Е. Лебедев, Е. А. Ленская, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.).

На наш взгляд именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом.

Суть компетентностного подхода нам видится:

1. в осознанном создании имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта;

2. во введении технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей;

3. в обеспечении общественно-государственного управления образовательным учреждением с целью реализации запросов потребителей образовательных услуг и возрастанием ответственности учреждения за результаты деятельности;

4. в обеспечении социального партнерства образовательного учреждения;

4. во внедрении новой системы оплаты труда педагогам за “точки прироста”, а не абсолютные показатели;

5. в привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы образовательного учреждения;

6. в совершенствовании структуры управления образовательным учреждением с учетом провозглашенных приоритетных направлениях в образовательной политике и т. д.

В процессе исследования нами выделены приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода (таблица 1).

Таблица 1.

Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностого подхода от традиционного подхода

Ключевые характеристики Компетентностный подход Традиционный “знаниевый” подход
Цель системы образования - создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

- обновление структуры и содержания образования;

- формирование системы непрерывного образования

- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Задачи системы образования - обеспечение качества образовательных услуг;

- совершенствование технологий образования;

- повышение эффективности управления в сфере образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- обеспечение высокого уровня знаний;

- совершенствование структуры образования;

- подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;

- воспитание активной жизненной позиции

Цели школьного образования - научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.);

- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др);

- научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;

- научить решать проблемы профессионального выбора;

- и другие

- сформировать основные знания, умения, навыки;

- совершенствовать идейно-политическое воспитание;

- формировать у учащихся сознательную дисциплину;

- повышать ответственность учащихся за качество учебы;

- содействовать нравственному и правовому воспитанию;

- организация общественно полезного, производительного труда

и другие.

Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся - за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем - за счет приобретения основ знаний по предметам
Содержание образования Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем:

- обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;

- освоение разных видов деятельности;

- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта

- увеличение объема изучаемого материала;

- издание новых учебников и учебных пособий;

- введение новых предметов в учебные планы;

Г