Совершенствование системы управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода

Разделы: Администрирование школы


В приоритетном национальном проекте “Образование” определенный акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода. Компетентностный подход вошел в систему образования в связи со сменой Российской образовательной парадигмы, включением России в Болонский процесс, что в свою очередь обусловлено общеевропейской и общемировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики.

Объективно, что в современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становиться важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны.

В связи с объективно изменившимися условиями, мы считаем, что главная миссия образовательного учреждения заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию мира. Проживание обучающимися жизни “здесь” и “сейчас” – вот в чем самоценность школы. Это особо важно заметить, потому что социумом востребованы успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Готовит ли сегодня школа выпускника, успешно адаптированного в обществе? Ответ мягко сказать настораживает. Закономерен вопрос: может ли безуспешный и неконкурентоспособный педагог воспитать успешного и конкурентоспособного ученика? Однозначно – нет!

Для обеспечения качественного образования и преодоления разрыва между уровнем кадрового потенциала страны и потребностями общества необходимо создавать или совершенствовать механизмы управления, ориентированные на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда.

Происходящая в последнее время переориентация оценки результатов образования с понятий “образованность”, “воспитанность”, “общая культура” на понятия “компетентность” и “компетенция” звучит призывом к организации образовательного процесса на основе компетентностного подхода. Именно компетентностный подход как одно из оснований обновления образования призван обеспечить “достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования” [3,3].

Закономерно, что в условиях динамизма, комплексности, масштабности общества, остро встает вопрос об изменении целей и содержания управления образованием. Мы убеждены, что достижение указанной цели возможно путем внедрения компетентностного подхода в управление образовательным учреждением.

На сегодняшний день, как известно, идея компетентностного подхода и список ключевых компетенций находятся на стадии обсуждения и разработки. Рассмотрим лишь некоторые суждения:

По заключению заместителя директора по вопросам английского языка и образования Британского совета Елены Ленской, в России существует несколько тенденций в обсуждении темы “компетентностный подход”. Первая: такого понятия нет, поскольку ничего нового оно не описывает. Вторая: такое понятие есть, и научно-педагогическая общественность его неоднократно обсуждала, однако что нового несет компетентностный подход? Третья: называть компетентностным подходом все подряд. Рассмотрим некоторые точки зрения:

Е. Я. Коган считает: “Это принципиально новый подход, он требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению учащихся. Поэтому сделать его единым системным подходом в условиях отдельно взятого региона не представляется возможным. Этот подход должен привести к глобальным изменениям от изменения сознания до изменения методической базы” [2].

“Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более, чуждым для российской школы. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности, и более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевкий, Г. П. Щедровский, В. В. Давыдов и их последователей”.

“Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда”, – отмечает Д. А. Иванов [1,3]. “Подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях [1,13].

По мнению О. Е. Лебедева “Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. . ” [4,3].

Исследователи считают, что компетентностный подход не приравнивается к знаниево-ориентированному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения профессиональных и ключевых функций, социальных ролей, компетенций (Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, О. Е. Лебедев, Е. А. Ленская, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.).

На наш взгляд именно компетентностный подход обеспечивает адекватное построение образовательной деятельности в соответствии с государственным заказом.

Суть компетентностного подхода нам видится:

1. в осознанном создании имитирующих жизненных ситуаций, позволяющих осваивать обучающимися и педагогами разные виды деятельности (учебную, познавательную, трудовую, проектную и др.), что содействует формированию ключевых компетентностей, а также приобретению социального опыта;

2. во введении технологий компетентностного обучения, требующих демонстрации уровней ключевых компетентностей;

3. в обеспечении общественно-государственного управления образовательным учреждением с целью реализации запросов потребителей образовательных услуг и возрастанием ответственности учреждения за результаты деятельности;

4. в обеспечении социального партнерства образовательного учреждения;

4. во внедрении новой системы оплаты труда педагогам за “точки прироста”, а не абсолютные показатели;

5. в привлечении общественной экспертизы для оценки качества работы образовательного учреждения;

6. в совершенствовании структуры управления образовательным учреждением с учетом провозглашенных приоритетных направлениях в образовательной политике и т. д.

В процессе исследования нами выделены приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностного подхода от традиционного подхода (таблица 1).

Таблица 1.

Приоритетные отличия управления образовательным учреждением в контексте компетентностого подхода от традиционного подхода

Ключевые характеристики Компетентностный подход Традиционный “знаниевый” подход
Цель системы образования - создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

- обновление структуры и содержания образования;

- формирование системы непрерывного образования

- формирование гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
Задачи системы образования - обеспечение качества образовательных услуг;

- совершенствование технологий образования;

- повышение эффективности управления в сфере образования;

- совершенствование экономических механизмов в сфере образования

- обеспечение высокого уровня знаний;

- совершенствование структуры образования;

- подготовка молодежи к общественно полезному, производительному труду;

- воспитание активной жизненной позиции

Цели школьного образования - научить учиться (определять цели, пользоваться источниками информации, оформлять наблюдения и выводы, находить оптимальные способы решения, взаимодействовать и др.);

- научить объяснять явления действительности, их причины, взаимосвязь и др;

- научить ориентироваться в ключевых проблемах современности (экологических, политических, национальных и др);

- научить анализировать ситуации и принимать оптимальные решения;

- научить решать проблемы профессионального выбора;

- и другие

- сформировать основные знания, умения, навыки;

- совершенствовать идейно-политическое воспитание;

- формировать у учащихся сознательную дисциплину;

- повышать ответственность учащихся за качество учебы;

- содействовать нравственному и правовому воспитанию;

- организация общественно полезного, производительного труда

и другие.

Представления о путях формирования ценных ориентаций и личностных качеств обучающихся - за счет получения личного опыта самостоятельного решения проблем - за счет приобретения основ знаний по предметам
Содержание образования Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения проблем:

- обеспечение фундаментальных знаний на основе интеграции и взаимопроникновения предметов;

- освоение разных видов деятельности;

- развитие у обучающихся способностей самостоятельно решать проблемы на основе полученных знаний, умений, навыков и социального опыта

- увеличение объема изучаемого материала;

- издание новых учебников и учебных пособий;

- введение новых предметов в учебные планы;

Главные пути изменения содержания интенсивный путь (предусматривает сопряжение программ, модульное обучение, дифференцированное образование, интерактивные формы обучения) экстенсивный путь (предусматривает дробное предметное деление, увеличение программ)
Ориентиры - развитие умений эффективно пользоваться знаниями;

- вариативность сроков обучения;

- индивидуальная траектория обучения

- накопление знаний;

- регламентированность сроков обучения;

- фронтальная форма обучения

Ожидаемые результаты - формирование ключевых компетентностей;

- личностный рост обучающихся, педагогических и руководящих работников;

- обеспечение качественного образования;

- формирование каровой элиты

- формирование знаний, умений, навыков

В отечественной психолого-педагогической науке, ориентированной преимущественно на ценностно-смысловую, содержательную, личностную составляющие образования, компетентностный подход, не противопоставлен традиционному, а делает его гуманистически направленным.

В результате информационного поиска, собственного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа, мы убедились в том, что чтобы выжить, школа должна измениться. Для этого необходимо вскрыть свои внутренние ресурсы и активно привлечь внешние ресурсы.

В нашей школе мы обнаружили следующие внутренние ресурсы:

1. Сохранив предметные методические объединения, мы вышли на интегрированные службы в составе инициативных и творческих педагогов разных предметов, объединенных одной идеей:

Служба образовательного маркетинга.

Проводя маркетинговые исследования, направленные на обнаружение эффективных средств управления школой и объективного понимания ситуации, мы оперативно реагируем на удовлетворение образовательного спроса, развитие положительного имиджа школы, поддержания корпоративной культуры, проведения рекламы школы.

Проектная служба обеспечивает освоение разных видов деятельности обучающимися, педагогами, родителями и демонстрирует достижение нового уровня компетентностей.

Информационно-аналитическая служба выстраивает свою деятельность в условиях автоматизированной информационно-аналитической программы “Аверс”, заканчивает разработку школьного сайта в сети Интернет, проводит мониторинг качества образования, решает вопросы информационной безопасности школьников. В настоящее время под руководством научного руководителя Переломовой Н. А. , д. п. н. , профессора, зав. кафедрой ИПКРО в школе разработана программа экспериментальной работы “Безопасное освоение информационного пространства” на 2006-2011 гг. Служба систематизирует и анализирует введение продуктивных образовательных технологий в управлении, обучении, воспитании, социализации, психологическом сопровождении, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода.

Служба педагогического сопровождения решает проблемы диагностики, коррекции, педагогической поддержки, проводит тренинги личностного роста, эффективного управления, развития мягких навыков, обретения успеха. Служба организует и проводит имитационно-ролевые игры, обнаруживающие ключевые компетентности в реальном действии, поскольку подобные игры имитируют жизненные ситуации, а также организует учебные модули по оказанию помощи обучающему, педагогу и родителю в осознании целью и ресурсом самого себя, приобретении социального опыта.

Служба здоровья и безопасности исполняет свое назначение путем исследования школьных факторов риска, реализацией здоровьесберегающих технологий в практике педагогов школы. Признавая здоровье базовым компонентом гармонично развитого человека, способного успешно исполнять разнообразные роли в быстро меняющемся плюралистическом мире, службой разработан и проводится комплекс мероприятий по улучшению показателей физического развития детей, сохранения здоровья педагогов, обеспечения безопасности образовательного процесса.

2. Мотивируя творчество и инициативу педагогов, нами разработано положение “О стимулирующих выплатах” с целью поэтапного введения новой системы оплаты труда.

3. Рассматривая стандартизацию образования как эффективное организационно-педагогическое условие управления образовательным учреждением, мы унифицировали образовательный процесс, типовые инструкции, систему классификаторов педагогической информации, что позволяет поддерживать в актуальном состоянии единый технический язык, что эффективно сказывается на оптимизации управления:

  • создает базу для обеспечения безопасности образовательного процесса;
  • обеспечивает сокращение времени на выполнение работы, способствует ее рационализации;
  • способствует повышению качества педагогического труда;
  • регламентирует выполнение функций управления по содержанию и времени;
  • обеспечивает внедрение эффективных управленческих технологий;
  • согласовывает цели, средства и методы их достижения;
  • формирует единые критерии для оценки деятельности аппарата управления;
  • помогает объективно оценить собственные взгляды на эффективность управленческой деятельности;
  • способствует объективной оценке деятельности своих подчиненных;
  • упрощает систему инспекционного контроля;
  • позволяет своевременно получить оперативную информацию;
  • создает предпосылки для повышения культуры труда;
  • совершенствует систему управления учреждением в целом.

4. Участвуем в конкурсах разного уровня: муниципального, областного, российского, международного в целях развития потребности каждого участника образовательного процесса в личностном росте, в испытании ситуации успеха.

Реализуя задачу повышения качества образования, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства.

Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы:

1. Представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой, путем:

Проводим школьный образовательный форум, в рамках которого в течение недели проводится более 20 грандиозных мероприятий: Дни открытых дверей, Пресс-конференции с участием представителей власти, учредителей, администрации школы и т. д., круглые столы по вопросам образования с руководителями образовательных учреждений, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, мастер-классы, презентации достижений школы, ярмарки профессий, отчетные концерты и т. д.

Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.

2. Решая проблему социального партнерства, мы разработали и реализуем программу развития “Конкурентоспособное образовательное учреждение как результат качественной деятельности созидательного сообщества детей и взрослых” под руководством научного руководителя Шишариной Н. В. , к. п. н. , доцента кафедры педагоги ГОУ ВПО “ИГПУ” и Концепцию воспитательной системы школы “Воспитательная система как фактор развития социально компетентной личности” под руководством научного руководителя Переломовой Н. А. , д. п. н., профессора, зав. кафедрой ИПКРО.

3. В целях привлечения интересов общества в школу, мы создали Управляющий совет – как орган общественно-государственного управления школой. Нами успешно реализуется идея совместного участия в образовании и воспитании детей.

Таким образом, достижения психолого-педагогической науки, задачи и приоритетные направления законодательства в области образования ставят руководителей образовательных учреждений перед объективной необходимостью изменить условия управления с учетом требований новых подходов, разработать эффективную модель управления с целью повышения ответственности учреждения за результаты своей деятельности.

Следует заметить, что в период глобальной реформации современного российского общества, можно с уверенностью сказать, что в образовательных учреждениях планомерно создаются условия для введения продуктивных технологий, позволяющих реализовать идеи комптентностного подхода.

Литература:

  1. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2003. – 101 с.
  2. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования/ Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. – Самара:Профи, 2001.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Официальные документы в образовании. – №4 (175), февраль. – 2002. – с. 1-14.
  4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2004. -№5. -с. 3-12.