Игры на уроках "Окружающий мир" по теме: "Сообщества – водоем, лес, луг. Стороны горизонта. Животные весной"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить знания по данной теме.

Правило: учащиеся дают ответ только по сигналу учителя, обдумав ответ в группе или индивидуально.

Оборудование: по желанию учителя на доске могут находиться подсказки в виде таблиц.

ХОД ИГРЫ

  1. А верите ли вы, что прибор, который помогает определить сторон света называется спидометр? (нет, это компас)
    Без карты и компаса не отправятся в полёт самолёты, не поплывут по морям корабли, не поедут в дальнюю дорогу автомобили. В глубокой древности, когда ещё не было компаса, люди находили путь по звёздам и солнцу. Самый безотказный “компас” - солнце. Каждое утро оно поднимается над горизонтом, в полдень достигает наибольшей высоты и затем опускается всё ниже и ниже, пока вновь не спрячется за горизонтом. То место, где солнце появляется над горизонтом, называется востоком, где заходит – западом.
  2. А верите ли вы, что кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности, наросты находятся всегда на северной стороне дерева. (да)
  3. А верите ли вы, что грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (да)
  4. А верите ли вы, что если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа – юг, а слева – восток. (нет)
  5. А верите ли вы, что пчёлы ориентируются по солнцу? (да)
  6. А верите ли вы, что попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно находят дорогу домой? (да)
  7. А верите ли вы, что если утром и вечером тень от крыла бабочки направлены на восток, то в полдень с севра на юг? И в пасмурный день бабочки располагаются так же (да)
  8. А верите ли вы, что местность, изображённая условными знаками на листе бумаги, называется рисунком? (нет, картой)
  9. А верите ли вы, что определить стороны горизонта можно по направлению полёта птиц. Осенью они летят на юг, а весной н север? (да)
  10. А верите ли вы, что правильно определить стороны горизонта в степи поможет норка суслика? (да) Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают с южной стороны.
  11. А верите ли вы, что олени в лесу точат свои рога только о северную сторону дерева? (нет)
  12. А верите ли вы, что в южных районах растёт “компасное” растение латуг, листья которого, обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг рёбрами? (да)
  13. А верите ли вы, что ягода на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (нет, с юга)
  14. А верите ли вы, что цветущий подсолнечник поворачивает свою головку за солнцем? (да)
  15. А верите ли вы, что в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников? (да)
  16. А верите ли вы, что если нет компаса, то север – юг можно определить по часам? Нужно направить часовую стрелку на солнце и мысленную линию на “1”, разделить линию пополам, получите юг. (да)
  17. А верите ли вы, что в 12 часов дня волки встают головой на север и начинают выть? (нет)
  18. А верите ли вы, что на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а на северной тянется вдоль ствола тёмная полоса. (да)
  19. А верите ли вы, что мхи, лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов? (нет, с северной)
  20. А верите ли вы, что вороны каркают сидя на дереве только с северной стороны дерева? (нет)
  21. А верите ли вы, что белые грибы растут только с южной стороны деревьев? (нет)
  22. А верите ли вы, что после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (да)

“Это я, это я, это все мои друзья”

Цель: повторить правила поведения в лесу, на лгу, на водоёме и расширить кругозор учащихся.

Ход игры: учитель читает стихи. Если учащиеся согласны с действиями в стихотворении, то отвечают дружно”Это я, это я, это все мои друзья!” Если нет, то молчат.

“Лес – природное сообщество. Охрана.”

Мухомор, увидев я,
Мимо прохожу друзья.

Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя!

Кто бруснику собирает,
С корнем клюкву вырывает?

По тропинкам кто шагает,
На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.

Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные в корзинку собираем.

Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок,
И заглушили птичек голосок.

В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём!

Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.

Мы ежонка видали,
И омой его забрали.

“Водоём – природное сообщество”

Кто придя на водоём,
Лилии срывает в нём?

Кто водоём не загрязняет?
Бутылки в воду не бросает.

Кто на глади зеркальной, речной,
Не нарушает уток покой.

Вот незнакомый водоём,
Буду я купаться в нём!

Если ловим мелкую рыбёшку,
То мы её бросаем кошке.

Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижает?

Мы машины в реке моет,
Копоть, грязь с неё отмоем.

Мы кувшинки охраняем ,
И рогоз не обрываем.

“Луг – природное сообщество”

Летом по лугу гуляем,
И цветочки собираем.

Гнездо в траве мы увидали
И с птенцами поиграли.

Земноводных уважаем,
Их в траве не обижаем.

Мы цветочки собираем,
Сачком бабочек гоняем.

Будем луг оберегать,
Его глазами изучать.

В траве полёвок мы нашли,
Понаблюдали и ушли.

Поджигаем на лугу
Весною старую траву.

Мы любуемся цветами,
Не срываем их с корнями.

Мы костёр не разжигаем,
На землю мусор не бросаем.

“Кто как весну встречает?”

Игра проводится при прохождении темы “Животные весной”. Игра может быть проведена как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления изученного материала.

Оборудование: карточки с текстом на доске и на парте у учащихся.

Животные весну встречают,
Что-то в жизни изменяют.
Карточки передвигай,
Предложенья составляй.

1. Зайка беленький И он вылез из берлоги.
2. Белка серую дублёнку Вылез из норочки раньше всех погреть иголочки.
3. Вода подмочила мишке ноги Меняет костюм на серенький.
4. Ёжик Сменила на рыженькую дублёнку
5. Рыбы После долгого сна выползают на прогретые солнцем места.
6. Лиса тёпленькую шубку В лужице, в пруду, вымётывают икру.
7. Змеи Поменяла на лёгенькую шкурку.
8. Крот В лесной хатке появляются волчатки.
9. У волчихи Вылезает из норы делать новые ходы.