Литературное краеведение с использованием информационных игровых технологий по теме: "Жизнь и быт глазами ненецкого мальчика". Игра "Я тебе все расскажу"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Игра “Я тебе всё расскажу”.

Задачи. Познакомить с историей создания стелы “66 параллель”, продолжить знакомство с жизнью и обычаями ненецкого народа.

Оборудование. ПК, мультимедиа, учебник “Северные родники” Л.В.Фёдоровой, иллюстрации и фотографии, аудиомагнитофон, аудиозапись песни Игоря Корнилова “Северный край”.

Ход занятия

Звучит песня в исполнении Игоря Корнилова “Северный край”.

Слово учителя

В переводе с ненецкого языка на русский слово “Ямал” означает “край земли”. В старину называли эти места “краем крещеного света”. Ямал – заповедный уголок земли – является хранителем удивительно самобытной и уникальной культуры.

10 декабря мы день рождения образования Ямало-Ненецкого автономного округа. За 75 лет наш округ прошёл огромный путь промышленного гражданского строительства. Быстрыми темпами идёт развитие индустриального строительства, растут города и посёлки, идёт прокладка магистральных газопроводов, железных и автомобильных дорог, развивается ямальская авиация.

На Ямале живёт полмиллиона людей, для которых округ стал родным домом на многие годы.

Чтение стихов о столице Ямала

- Назовите столицу нашего округа. (Салехард).

Дети зачитываю стихотворения о Салехарде, которые сочинили сами.

Есть на карте город
Он мне очень дорог.
Там метут метели
И лежат снега.
В тундре есть морошка
И растёт брусника.
Мой любимый город – это Салехард!

Кривошеина Евгения, МОУ СОШ №2

Наш любимый город
Есть на Крайнем Севере город не большой,
Омывается он серою Обскою водой.
Окружает город наш небольшой лесок,
Где найдёшь ты ягодку, и может быть грибок.
А зимою город наш снегом занесён.
В кружевах морозных ещё красивей он.
Кто его увидит – тот не позабудет
Город наш единственный на Полярном круге.
Жители гордятся им и говорят:
“Это наш любимый город Салехард!”

Мирошникова Валерия, МОУ СОШ №2

Беседа

- Что отличает Салехард от других городов Ямала? (Салехард – это единственный город на полярном круге).

- Какое памятное место говорит нам о географическом месте расположения нашего города? (Стела “66 параллель”).

- Какова история этого памятника?

Учитель демонстрирует фотографии стелы “66 параллель”.

(Стела “66 параллель”. Фото О.Н. Крыловой).

 

<Рисунок 1>

 

 <Рисунок 2>

 

 <Рисунок 3>

Слово учителя

История создания памятника монументального искусства “Стела “66 параллель”

Заслуженный художник РСФСР В.И. Отраднов, архитекторы – В. Г. Кайгоров, В. И. Муксин создали проект памятника монументального искусства. В 1980 году стела “66 параллель” была установлена на месте условного прохождения 66 параллели – Полярного круга. В ансамбле с гостиницей “Полярный круг” по улице Чапаева стела составляла туристский комплекс. Но по ряду причин памятник был установлен в географическом плане не совсем точно. В 2003 году за очень короткий срок под руководством автора нового проекта Ильи Якушева на улице Броднева (шоссе Аэропорт – Салехард) была поставлена новая стела. Внешний вид стелы сохранил вид и очертания старой. Но теперь она смонтирована из более лёгкого современного материала, с подсветкой внутри и снаружи.

Стела “66 параллель” стала символом географической уникальности города Салехарда – единственного города на Полярном круге.

Разгадывание чайнворда <Приложение 1>

Поспорите на чайнворд. Он напоминает нам стелу “66 параллель”. Разгадайте чайнворд, отвечая на вопросы и задания.

Под руководством учителя дети разгадывают загадки, заполняя кроссворд.

Чайнворд по ненецким загадкам

1. Сухое озеро со скалистыми берегами.

2. Два человека в одно место смотрят.

3. У человека ничего не просят, а всё человеку дают.

4. Таща аркан, лесную речку вперёд – назад переходит.

5. Червяк с костяной головой.

6. У старухи нос рябой.

7. Живое мясо в зубах держит.

8. Кто ещё только встаёт, а другой уже землю обойдёт?

<Рисунок 4>

<Рисунок 5>

Ответы:

1. Глаз. 2. Зеркало. 3. Олени.

4. Игла. 5. Аркан. 6. Напёрсток.

7. Кольцо. 8. Огонь.

Работа с учебным материалом

“Северные родники” Л.Ф. Фёдорова.

- Что явилось основой для составления, данного чайнворда? (Загадки).

- Прочитайте загадки на странице 29. Соотнесите их с ответами. Объясните значение этих загадок.

Дети зачитывают загадки, объясняют их значение.

- Какой народ составил эти загадки? (Ненцы).

- О чём ненецкие загадки? (В ненецких загадках отражёны жизнь , обычаи народа. Они составлены на основании наблюдений, сравнений с предметами быта, живыми объектам с их краткой характеристикой).

- Кто такие ненцы? (Коренные жители Ямала).

- Интересна жизни, интересны обычаи ненцев.

- Сегодня мы поиграем в одну очень интересную игру, совершим путешествие с ненецким мальчиком по его родным просторам. В процессе игры вы узнаете много нового и интересного о жизни и обычаях ненецкого народа.

Игра “Я всё тебе расскажу<Приложение 2>

 

<Рисунок 6>

Ход игры

Дети выбирают тему. Каждой теме соответствуют вопросы, на которые дети дают свои варианты ответа. Затем учащиеся получают дополнительные сведения, сопровождаемые иллюстрациями и фотографиями.

Тема: “Я играю”

Вопрос. Как в ненецкой семье отмечают дни рождения?

Дополнительный материал: День рождения, по ненецким обычаям, отмечается один раз в жизни. Родился младенец, отпала у него пуповина, – милости просим в чум родителей на угощение. Родившие мальчика – продолжателя рода и будущего хозяина – обязаны забить молодого олененка и выставить на стол все, что есть в чуме вкусного. У новорожденной – девочки таких привилегий нет, празднование проходит символически, без излишеств.

Праздник рассчитан только для взрослых. На подарки ни родители, ни самому младенцу не принято дарить. Только пожилым женщинам, которые помогали появиться на свет маленькому человечку, дарят сплетенную из оленьих сухожилий тесьму для волос, небольшие кусочки яркого сукна – вот набор традиционных подношений и нож, которым отрезалась пуповина.

Тема: “Мой дом”

Вопросы. Чем отличается летний чум от зимнего? Как он устроен?

Дополнительный материал: Основным типом старого ненецкого жилища является чум (мя). Чум сооружается из 30 – 50 шестов, покрывается двумя слоями покрышек, сшитых из оленьих шкур с подстриженной шерстью. Летом чум покрывается покрышками, сшитыми из вываренной бересты.

Очаг находится в центре чума на железном листе. Место по обе стороны очага – слева и справа – составляет жилую и спальную часть жилища. На земле раскладывают циновки из ивовых прутьев, на них кладут другие циновки, сплетенные из сухой травы. Поверх циновок расстилают целые оленьи шкуры. Постелью служат зимние шкуры оленей. Противоположная от входа часть жилища считается "чистым" местом. Там хранятся домашние святыни, посуда и некоторые продукты.

Тема: “Наша одежда”

Вопрос. Расскажи о женской, мужской и детской ненецкой одежде.

Дополнительный материал:

Мужская верхняя одежда у всех групп ненцев – это малица – глухая одежда с пришитым капюшоном. Шьют её из шкур молодых оленей. Малицу делают из двух шкур мехом внутрь. Она представляет собой длинную широкую рубаху, суживающуюся к плечам и расширяющуюся к низу. Двойной капюшон и широкую полосу, пришитую по подолу делали мехом наружу. К рукавам малицы пришивают камусные рукавицы с разрезами для вынимания рук. Малица одеваются через голову. Поверх малицы обычно надевают чехол из плотной материи.

Женская шуба паны имеет спереди разрез. Шьётся она из двух слоев оленьего меха — один ворсом внутрь, другой ворсом наружу. Воротник невысокий из меха песца или красной лисицы. К бортам пришивают семь пар ремешков-завязок. Праздничные паны украшаются узорами из разноцветного меха в технике мозаики. Шуба дополняется меховой шапкой с длинной затылочной частью, к ней прикрепляются многочисленные металлические украшения, по ненецким представлениям, отпугивающие своим звоном злых духов, они удерживают шапку на голове при порывах ветра. Под влиянием русских ненецкие женщины широко стали использовать платки в качестве головных уборов, завязывая их на русский манер.

Маленьким детям шьют двухслойную меховую одежду с капюшоном, напоминающую малицу. Детские штаны делают сразу вместе с обувью. Такую одежду дети носят до 4—5 лет, затем переходят на одежду взрослого типа только меньшего размера. Изготовлением одежды и обуви занимаются женщины летом. Новая одежда шьётся раз в два-три года, обувь — гораздо чаще.

Тема: “Средство передвижение”

Вопрос. Внимательно рассмотрите иллюстрации. Для чего они предназначены?

Дополнительный материал: Основным средством передвижения ненцев является оленья упряжка. Нарта (хан) изготовляется из ели или березы. Нарты состоят из пары высоко загнутых полозьев, на которые при помощи 2 – 3 пар наклонно поставленных копыльев, соединенных поперечинами, креплена рама из реек, передние концы которой входят в головки полозьев. У легковой нарты есть дощатый настил для сидения, спинка и более высокие, чем у грузовых, копылья. Различаются нарты мужские и женские. Женская нарта была большего размера, т.к. мать ездила вместе с маленькими детьми, и имела большее количество копыльев (5-6 пар), более высоких (до 1 м.) Мужская нарта была короче (до 2 м.) и легче женской.

Тема: “Я играю”

Вопрос. Какие ненецкие игры вы знаете?

Дополнительный материал: Игра сопровождает человека всю жизнь. У каждого народа есть свои традиционные игры и для детей, и для взрослых, для женщин и для мужчин. Ни один праздник не обходится без игр. Для коренных жителей   Крайнего  севера  состязания  и   физические упражнения  являются   неотъемлемой  частью  духовной   культуры.  Подвижная  игра – естественный  спутник  жизни  ребёнка,   источник радости.  Народы Севера  через   игру воспитывают своих детей   жизнестойкими, мужественными, приспособленными   к  суровым условиям   обитания. Игра  готовит  ребёнка   ко взрослой  жизни,  способствует приобретению  знаний,   трудовых   навыков, совершенствует  двигательную   деятельность.            

Игра “Нгын”

Любимая игра для мальчиков “Нгын”. При этой игре вырабатывается меткость, точность, ловкость. Ребята упражняются в стрельбе по недвижным целям. Лук надо держать левой рукой. Стрелу надо зацепить за тетиву. Тетиву со стрелой надо немного натянуть. Потом тетиву со стрелой надо отпустить.                             

 

<Рисунок 7>

Игра “Вывко”

Представляет  интерес  у  ненцев   детская  игрушка гуделка – “Вывко”. “Вывко”-жужжалка, это самодельная игрушка для малыша.   Она представляет собой  деревянную   пластиночку  с  двумя  дырками,   через  которые  продёргивается оленья   жила  или  нитка,  можно  дощечку   заменить  пуговицей.  При   скручивании и  раскручивании  петли,   который  держат  растянутой  двумя   руками,  дощечка гудит.  Развивает   произношение  звука “Вывко” развивает   энергичные  движения  кистей  рук (вращение,  разжимание).

 

<Рисунок 8>

Игра “Нухукова”

Туловища  кукол представляет  собой   продолговатый  кусочек  сукна   (высота 10-15 см.)  с  нашитыми на  него   в  вертикальном  положении полосками   разноцветного  сукна. Головой  куклы   служит  клюв  гуся (обычно  у кукол-мужчин), или  утки  (у кукол-женщин).   Одежда  кукол  тоже  различается   по  полу  и  является  полной   копией  мужчин  и  женщин  ненецкой   одежды.  В  этой  игре  дети   отражают  повседневную жизнь   оленеводов,  рыбаков. “Нухукова” – это   любимая  игра  девочек.  Они  сами   шьют  одежду им.  Для  кукол делают   игрушечные  люльки, принадлежности   чума. Всё  это  хранят  в   Сумочке-падко,  в  нём  имеются  цветные лоскутки  сукна,  кусочки меха.  Учатся  шить  девочки  с   раннего  возраста.  Мальчики  могут   в  этой  игре  играть роль  мужчин.

 

<Рисунок 8>

Подведение итогов игры и урока.

Можно предложить детям изготовить самим ненецкую игрушку-гуделку “Вывко”. Материалом для изготовления может служить толстая нить и большая плоская пуговица с двумя дырками.

Используемая литература:

  1. Жилин Б. Другая стела “Полярный круг” // Полярный круг.-2003.-9 окт.С.5.;
  2. Пермяков В.Ямал: грань веков и тысячелетий. Салехард “АРТВИД”, 2000;
  3. Сязи А. Узоры северного сияния. Салехард “АРТВИД”, 2003.
  4. Использованы фотографии и иллюстрации Самбурова Н.М., а также авторские фотографии.