Тема урока: "Судьбы скрещенные. Прокофьев и Шостакович"

Разделы: Музыка


Тип урока: урок-семинар

Цель урока: обобщить, систематизировать и упорядочить знания учащихся о жизненном и творческом пути С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича посредством методом сравнительного сопоставления.

Задачи урока:

  1. развитие аналитического мышления учащихся;
  2. развитие навыка размышления и рассказа о личности и творческом наследии композиторов;
  3. закрепление “слухового багажа” учащихся по пройденным ранее произведениям С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича при помощи “рассредоточенной” викторины.

Ход урока

1. Организационный момент, задачи которого – концентрация внимания и активизация мышления учащихся, установление доброжелательной творческой атмосферы.

2. Освоение и раскрытие темы урока: сравнительное сопоставление жизни и творчества Прокофьева и Шостаковича по следующим “опорным точкам”:

  • Детские годы. Образование. Первые композиторские опыты.
  • Личность композиторов: облик, характер. Современники.
  • Ведущие жанры творчества (работа с таблицей).
  • Великая Отечественная война в судьбах Прокофьева и Шостаковича.

Сочинения военных лет. О семантике эпизода нашествия в Седьмой симфонии Шостаковича.

  • 948 год в судьбах композиторов.

3. Заключение. Подведение итогов урока.

Т. С. О.: аудио и видеомагнитофоны

Наглядные пособия:

  1. Таблицы (Ф А1) по биографиям Прокофьева и Шостаковича;
  2. Таблица “Ведущие жанры творчества Прокофьева и Шостаковича;
  3. Портреты Прокофьева и Шостаковича;
  4. Таблица “Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.

Музыкальный материал урока:

  1. Прокофьев. Фрагмент балета “Сказ о каменном цветке”;
  2. Прокофьев Кантата “Александр Невский” 4ч. (фрагмент);
  3. Прокофьев Седьмая симфония 1ч. ПП.
  4. Шостакович Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”;
  5. Шостакович Седьмая симфония 1ч. Эпизод нашествия.

№1 б)

Ведущие жанры творчества С. Прокофьева и Д. Шостаковича
Опера симфония
Балет квартет
Симфония  

№1 в)

Перечень произведений Прокофьева и Шостаковича с 1948 по 1952 гг.

1948 – опера “Повесть о настоящем человеке” 1948 – музыка к к/ф “Молодая гвардия”
1948-1950 – балет “Сказ о каменном цветке” 1949 – музыка к к/ф “Мичурин”
1949 – сюита “Зимний костер” 1950 – музыка к к/ф “Падение Берлина”
1950 – оратория “На страже мира” 1951 – Десять поэм на слова революционных поэтов
1950 – Симфония-концерт для виолончели с фортепиано 1952 – Кантата “Над Родиной нашей солнце сияет”

Педагог: Прокофьев и Шостакович. Два великих композитора, имена которых давно стали классикой ХХ века, творчество которых приковывало к ним постоянное внимание критиков, музыковедов, профессиональных музыкантов и просто любителей музыки.

Прокофьев. Творец светлого, жизнелюбивого искусства. Музыка Прокофьева ворвалась как вихрь, как нечто неповторимое, новаторское в бурное время начала ХХ века. Композитор, всегда остававшийся самим собой.

Шостакович. В его творчестве отразилась сложная, противоречивая эпоха современности. Композитора справедливо называют летописцем истории нашей страны. “Его память, слух, точность мысли и быстрота соображения, умение сразу найти нужное, не тратя много времени на поиски, легкость и непринужденность творчества – во всех этих и многих других качествах он почти не имеет себе равных”, - так сказал о Шостаковиче известный пианист и педагог Генрих Нейгауз.

Сколь различны судьбы этих двух композиторов, сколь непохожи их творческие устремления! Но при этом их жизненные и творческие пути соприкасались, и неоднократно.

В течение сегодняшнего урока мы попробуем сопоставить личности и творчество этих композиторов, отметив черты общности и различия. А вначале давайте вспомним, в какой обстановке прошли детские годы Прокофьева и Шостаковича, какое образование они получили…

1 ученик: Сергей Сергеевич Прокофьев родился в 1891 году в семье агронома. Первой учительницей стала мать, Мария Григорьевна, которая полностью взяла на себя воспитание сына, занималась с ним музыкой, иностранными языками.

2 ученик: Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в 1906 году в Петербурге (Ленинграде). Музыкой начал заниматься с девяти лет.

Педагог: Сережу Прокофьева хорошо воспитывали, многому учили, не принуждали, но и не баловали; он рос среди природы, с ранних лет увлекаясь творчеством. Вероятнее всего, именно свободное и гармоничное детство стало драгоценной “прививкой”, защитившей творчество Прокофьева от трагедий времени. И не случайно много внимания композитор уделит впоследствии музыке для детей, да и сам некоторыми черточками своего поведения, привычками часто напоминал непосредственного, всеми любимого большого ребенка.

В каком же возрасте появились первые композиторские опыты Прокофьева и Шостаковича и как они назывались?

3 ученик: Самая первая пьеса Прокофьева – “Индийский галоп”. В девять лет, после поездки в Москву, и посещения Большого театра, в 1900 году сочинил оперу “Великан” на собственное либретто.

4 ученик: Первые сочинения Шостаковича появились, когда ему было 12 лет.

Они назывались: “Траурный марш памяти жертв революции”, “Гимн свободе”.

Педагог: Обратим внимание на названия первых сочинений Шостаковича.

Их появление объясняет тот факт, что в свои 8-11 лет будущий компо зитор был свидетелем первой мировой войны, Февральской и Октябрьс кой революций.

В возрасте 13 лет и Прокофьев, и Шостакович поступили в Петербургскую консерваторию. Весной 1909 года Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, а в 1914 г. – по классу фортепиано. А Шостакович?

5 ученик: Шостакович также закончил консерваторию и как пианист, и как композитор. Его Первая симфония, написанная сразу по окончании консерватории, сразу же принесла 19-летнему музыканту широкую известность.

Педагог: Когда же впервые пересеклись жизненные пути композиторов? Вероятнее всего, в 1927 году, когда Прокофьев ненадолго приезжает в СССР и, наряду с выступлениями в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, встречается с друзьями-музыкантами. Именно в этот приезд Прокофьев открыл для себя талантливых молодых композиторов и исполнителей, в числе которых был 20-летний Дмитрий Шостакович.

В 1932 году Прокофьев окончательно возвращается в СССР. В это время Шостакович завершает работу над очередным сочинением, назвать которое я предлагаю вам сейчас по данному фрагменту.

(видеофрагмент)

Педагог: Итак, фрагмент какого произведения Шостаковича прозвучал сейчас?

Учащиеся: Фрагмент оперы “Катерина Измайлова”.

Педагог: Верно.

К этому времени и Прокофьев и Шостакович – сложившиеся, зрелые личности. Облик каждого неповторим и по-своему привлекателен. Мы с вами достаточно полно изучили на предыдущих уроках жизненный путь С.Прокофьева и Д.Шостаковича, и сейчас я хочу проверить, насколько прочны наши знания. Я прочитаю описание личности одного из композиторов, а вы попробуйте определить, о ком идет речь:

“Необыкновенная внутренняя сдержанность и дисциплина кажутся мне главными чертами его характера…и теми качествами, что помогли ему…перенести тягчайшие для композитора испытания. Острота мысли, эмоциональная активность не оставляли его до конца жизни…

Его утонченное лицо с печатью гения на нем, раз увидев, уже нельзя было забыть. Особенными были у него глаза – светло-серые, широко распахнутые, увеличенные стеклами очков и детская, часто беспомощная улыбка… Речь его никогда не была плавной и спокойной – всегда напряженной, отрывистой. Говорил он быстро, как бы торопясь высказать мысль, повторяя помногу раз слова или целые фразы, делая упор на них, если хотел, чтобы собеседник запомнил, обратил на них особое внимание.”

Итак, о ком же эти строки?

Мнения детей.

Педагог: Это наблюдение о Шостаковиче принадлежит известной оперной певице Галине Павловне Вишневской.

Давайте продолжим сравнение обликов композиторов.

Скажите, согласны ли вы с тем, что Прокофьев довольно часто выступал

В печати с различными статьями, публикациями, что он написал автобиографическую книгу и даже вел дневник?

Учащиеся: Да, согласны.

Педагог: Можно ли сказать то же самое о Шостаковиче?

Учащиеся: Нет…вряд ли…

Педагог: Действительно, Дмитрий Дмитриевич редко выступал в печати и уж совсем редко высказывался о своих сочинениях.

Кто из них преподавал в Ленинградской консерватории с 1937 года?

6 ученик: Шостакович.

Педагог: Занимался ли Прокофьев преподавательской деятельностью?

7 ученик: нет.

Педагог: На протяжении насыщенного и богатого событиями творческого пути и Прокофьеву, и Шостаковичу довелось встретиться со многими талантливыми людьми. Среди них – 2 режиссера: один, Сергей Эйзенштейн - кинорежиссер; другой, Всеволод Мейерхольд – театральный.

Давайте проведем параллели: с каким композитором соотносится имя С.Эйзенштейна?

Учащиеся: С именем Прокофьева.

Педагог: А имя В.Мейерхольда?

Учащиеся: С Шостаковичем.

Педагог: Абсолютно верно, молодцы.

В результате их дружеского общения появились совместные проекты.

Назовите их.

8 ученик: Это фильм и кантата “Александр Невский” и “Клоп”.

Педагог: Давайте вспомним музыку кантаты – определите следующий фрагмент. (аудиофрагмент 4 части кантаты)

9 ученик: Это фрагмент 4 части: “Вставайте, люди русские”.

Педагог: Правильно. А сколько частей в кантате?

9 ученик: Семь.

Педагог: Какая часть называется “Ледовое побоище”?

9 ученик: Пятая.

Педагог: Правильно. Итак, продолжаем. Фигуры этих композиторов имеют сходство и в том, что в их творчестве представлены почти все жанры.

Взгляните на таблицу (Приложение, № 5 б): в ней обозначены ведущие жанры творчества Прокофьева – это опера, балет, симфония; у Шостаковича – симфония и квартет.

Давайте вспомним, сколько опер было написано Прокофьевым?

Учащиеся: Восемь.

(педагог записывает цифру в таблицу)

Педагог: Как они называются?

Учащиеся перечисляют.

Педагог: Сколько балетов у Прокофьева?

Учащиеся: Семь.

Педагог: Правильно. А назвать наиболее известные из них вам поможет небольшая викторина…Итак, номер один…

(фрагмент балета “Золушка”)

Учащиеся определяют.

Педагог: Верно. А этот балет стал последним в творчестве композитора.

(фрагмент балета “Каменный цветок”)

Учащиеся определяют.

Педагог: Прокофьевым было написано 7 симфоний (вписывает цифру в таблицу), а Шостаковичем?

10 ученик: Пятнадцать.

Педагог: (записывая) Кстати, ровно столько же у него и квартетов. А как вы думаете, почему в творчестве Шостаковича всего 2 оперы и 3 балета?

Мнения учащихся о резкой критике оперных замыслов композитора, повлекшей за собой отказ Шостаковича от сочинений в этом жанре.

Педагог: Наступила Великая Отечественная война. Композиторы откликнулись на это важное событие в истории нашей страны произведениями в разных жанрах. Так, Прокофьев занят сочинением оперы “Война и мир” по роману Л.Н.Толстого, фрагмент которой я предлагаю вам определить.

(звучит Вальс Наташи)

Учащиеся определяют.

Педагог: Нужно отметить, что композиторы проявляли интерес к творчеству друг друга. Так, Шостакович отзывается о “Войне и мире” в журнале

“Советская музыка” следующим образом:

“…Будучи в Москве, я имел счастье познакомиться с “Войной и миром”. К сожалению, мое знакомство было довольно беглым и торопливым. Анализировать не берусь. Но мне кажется, что первые 4 картины поистине великолепны. Проигрывая их, я задыхался от восторга и некоторые моменты играл помногу раз, что и задержало полное знакомство: не хватило времени проиграть все”.

Безусловно, выдающимся произведением Шостаковича, которое являяется прямым откликом композитора на грозные события первых месяцев войны, является Седьмая симфония, получившая название “Ленинградская”, в 1 части которой звучит знаменитый “эпизод нашествия”…

(звучит музыка)

Педагог: Еще до начала ВОВ Шостакович написал вариации на неизменную тему. Тема простая, как бы приплясывающая. Ее сопровождает дробь малого барабана. Она, звуча сначала безобидно, разрасталась затем до огромной мощи, вырастая в огромный символ подавления. Композитор отложил это сочинение, не исполнив и не опубликовав его. Получается, что эпизод был написан раньше. Так что же хотел отобразить этим композитор: страшное нашествие фашизма по Европе или воплощение давления, насилия над личностью (тоталитаризм?) Мне хотелось бы услышать ваше мнение об этом

(музыка умолкает)

Учащиеся читают свои сочинения, обмениваются мнениями.

Педагог: Итак, если учесть, что композитор предполагал дать названия частям симфонии: “Война”, “Воспоминания”, “Родные просторы”, “Победа”, то вполне можно предположить, что звучанием этого эпизода в симфонии отображается нашествие фашизма. При этом нетрудно представить эпизод в качестве самостоятельного произведения: огромная сила воздействия музыки, принцип неуклонного нарастания создают ощущение подавления, гнета человеческой личности.

…10 февраля 1948 года вышло постановление ЦК ВКП (б) о борьбе с формализмом в музыке. В формализме, наряду с Шостаковичем, обвинялись С.Прокофьев, А.Хачатурян, Н.Мясковский, В.Шебалин.

В сентябре 1948 года Шостаковича выгнали из Ленинградской и Московской консерваторий, где он вел классы композиции. С тех пор он Никогда больше не преподавал и лишь в 1961 году ненадолго вернулся в Ленинградскую консерваторию – занимался с аспирантами, потом сам ушел оттуда и уже навсегда.

Почти все сочинения Прокофьева и Шостаковича несколько лет были под запретом и не исполнялись. Таким образом, композиторы лишились самого главного, помимо средств к существованию, – свободы творить. Мы можем лишь вообразить, что пережили они в своей творческой невысказанности – эти два гения, загнанные в угол, как затравленные звери…

Ведь Шостакович был в самом расцвете своего могучего таланта, ему было всего 42 года. Но насколько силен был нанесенный удар, может сказать список его сочинений за 6 лет (до смерти Сталина в 1953 г.)

(см. приложение, №5 в).

Педагог комментирует таблицу.

Неизвестно, как реагировал Прокофьев на эту жестокую критику.

Он никогда не высказывался по этому поводу. Он молчал. Но, конечно,

Это не могло не отразиться на нем. Возможно, именно эти события

Окончательно подорвали его здоровье. Последним произведением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, была Седьмая симфония. Это было в 1952 году. Давайте посмотрим, что же было до этого? (комментирует таблицу):

Седьмая симфония задумывалась вначале как произведение для детей. В процессе работы родилась музыка, перешагнувшая рамки “детской симфонии”, но обращение к детским образам сыграло важную роль в процессе сочинения. В этом, по сути, “прощальном” произведении соединились спокойствие, умудренность жизни и светлая печаль воспоминаний, чисто детская любовь ко всему таинственному, чудесному. Эти образные сферы соответствуют главной, побочной и заключительной партиям. Определите, какая из тем звучит сейчас…

(звучит тема побочной партии)

Учащиеся: Это побочная партия симфонии.

Педагог: Каков ее характер?

Учащиеся: Это вдохновенная, романтически приподнятая тема…в ней выражается радость и красота жизни.

Педагог: Ребята, а можно ли сказать, что она значимее главной темы?

Учащиеся: Да можно, так как именно ее композитор повторяет в коде 4 части.

Педагог: Верно. Дмитрий Шостакович о Седьмой симфонии Прокофьева следующим образом: “Не верю, чтобы могли быть на свете люди, равнодушные к такой чудесной красоте…

А ведь сочинял эту музыку – нежную и веселую, как аромат цветов, как песенка ребенка, музыку, исполненную неисчерпаемого здоровья и жизненной силы, сочинял эту музыку 60-летний человек – жизнь великого артиста уже догорала в те дни. Седьмая симфония была ее закатом. Какая же могучая воля руководила сознанием художника!

С невольным преклонением я думаю об этом”.

…Кончина Прокофьева стала потрясением. Незадолго до этого впервые прозвучала Седьмая симфония Прокофьева, очень взволновавшая Шостаковича. Известно даже, что он написал автору восторженное письмо.

P.S. – “Горячо поздравляю вас с новой симфонией. Прослушал я ее вчера с огромным интересом и наслаждением от первой до последней ноты. Симфония получилась произведением высокого совершенства, глубокого таланта. Это подлинно мастерское произведение”.

Данью огромного уважения творчеству Прокофьева стал отказ Шостаковича баллотироваться на присуждение Ленинской премии, так как он считал, что первым этого высокого звания должен быть удостоен именно Прокофьев. Шостакович был удостоен Ленинской премии в апреле

1958 года за свою Одиннадцатую симфонию.

Наш сегодняшний урок подошел к концу. Мы попытались с вами сравнить две крупнейшие музыкальные фигуры в контексте противоречивого и сложного XX века. Разумеется, предпринятая нами попытка сравнения не всеобъемлюща, поэтому давайте оставим за собой право поставить в конце нашего урока-беседы не точку, а многоточие…

Литература:

  1. Вишневская Г. Галина. История жизни. – М.: “Горизонт” и СП “Слово”, 1991.
  2. Великович Э. Великие музыкальные имена. – С.-П.: Лань, 2002.
  3. Лукьянова Н. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. – М.: Музыка, 1980.
  4. Отечественная музыкальная литература: 1917-1985. Вып.1. – М.: Музыка, 1996.
  5. Шорникова М. Музыкальная литература. Четвертый год обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2003.