Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок с элементами модуля "Кристаллическая решетка и ее виды"

Разделы: Преподавание химии


Цели урока: усвоить понятие о кристаллических решетках и ее видах; влияния вида решетки на свойства веществ.

Личная значимость изучаемого для школьника: зная состав и строения веществ, можно прогнозировать их свойства для дальнейшего использования.

Методы обучения: проблемный, модульный, метод аналогий, частично-поисковый

Форма организации: вводный урок, работа в группах.

Приложение

Задачи:

  • Образовательные: Сформировать у учащихся понятие кристаллическая решетка; познакомить с кристаллическим и аморфным состоянием тел; Ознакомить с типами кристаллических решеток; рассмотреть влияние химической связи на тип кристаллической решетки; на примерах показать связь между данным типом кристаллической решетки и физическими, химическими свойствами веществ; актуализировать и расширить знания учащихся о понятии аллотропии.
  • Развивающие: формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения; связно излагать и доказывать учебный материал; применять, выполнять и систематизировать полученные знания; пользоваться модульными карточками.
  • Воспитывающие: воспитывать умения организовать свой учебный труд; соблюдать правила работы в коллективе, на рабочем месте; развитие нравственных качеств.

Понятийный словарь:

Кристаллическая решетка; молекулярная, атомная, ионная, металлическая решетки; кристалл, аморфное вещество; аллотропные модификации.

Оборудование: Для демонстрации: Модели кристаллических решеток разных типов. Образцы кристаллических и аморфных тел.

Модульные карты учащихся. Анкета для рефлексии.

ТИПЫ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ РЕШЕТОК

УЭ Учебный материал с указанием заданий Рук-во
1

2

3
УЭ-0 Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы будете знать:

1) типы кристаллических решеток;

2) их характеристику;

3) свойства веществ в зависимости от типа решетки.

уметь:

1) определять тип решетки по химической формуле;

2) определять по решетки свойства вещества.

Внимательно прочитайте цели данного модуля
УЭ-1 Цель: должны освоить понятие кристаллическая решетка, виды решеток

Справка:

1. Молекулярная кристаллическая решетка

1. Характеристика

У веществ с молекулярным строением в узлах кристаллической решетки находятся молекулы с прочными ковалентными связями между атомами. В то же время отдельные молекулы взаимосвязаны гораздо слабее, что делает молекулярный кристалл довольно непрочным.

2. Аналогия

Можно уподобить эту структуру группе семейных пар (рис. 1). В каждой паре супругов связывают прочные узы брака (подобно прочной связи атомов внутри молекулы), а вот отношения между парами носят поверхностный характер: они могут дружить семьями, испытывать дружеские чувства, но довольно свободно могут обойтись и друг без друга.

Рис. 1 Группа супружеских пар (аналогия молекулярного кристалла)

2. Ионная кристаллическая решетка

1. Характеристика

У веществ с ионной решеткой в узлах расположены разноименно заряженные ионы, удерживаемые силами электростатич. притяжения.

2. Аналогия

Уподобим эту структуру группе расположенных в шахматном порядке мужчин и женщин (рис. 2). Пусть мужчины символизируют катионы, а женщины - анионы. Тогда каждый человек оказывается в зоне действия обаяния окружающих его представителей противоположного пола, к которым он (она) в силу закона притяжения противоположностей испытывает интерес. Интерес этот одинаково выражен во всех направлениях, поскольку на рисунке - холостые мужчины и незамужние женщины. Этим и объясняется повышенная прочность ионного кристалла.

Рис. 2. Романтическая сила влечения (аналогия ионного кристалла)

3. Атомная кристаллическая решетка

1. Характеристика

В узлах атомной кристаллической решетки находятся атомы, связанные прочными ковалентными связями в протяженную пространственную сеть. В этом случае структура отличается таким внутренним единством, что можно сказать, что весь кристалл представляет одну молекулу.

2. Аналогия.

Представим эту структуру виде гимнастической пирамиды (рис. 3).

Рис. 3. Гимнастическая пирамида (аналогия атомного кристалла)

Каждый гимнаст на ней символизирует атом углерода, связанный четырьмя ковалентными связями с соседними атомами. Целостность структуры поддерживается исключительно благодаря усилиям каждого из гимнастов. Таким образом, зависимость людей друг от друга в этой ситуации больше, чем на любом из предыдущих рисунков (это и является аналогией повышенной прочности атомного кристалла). Пирамида (см. рис. 3) демонстрирует также высокую взаимосвязанность узлов атомной кристаллической решетки: стоит одному из гимнастов ослабить только одну связку, и вся структура может рухнуть.

4. Металлическая кристаллическая решетка

1. Характеристика

Этим типом кристаллической решетки обладают металлы с металлической химической связью.

2. Аналогия

Для иллюстрации строения металлов в твердом состоянии найдена особенно экстравагантная аналогия. Группа мужчин (рис. 4) изображает катионы металлов (узлы металлической кристаллической решетки). Все пространство между ними заполнено летающими пчелами (это, понятно, свободные электроны). Рисунок убедительно иллюстрирует силы, удерживающие одноименно заряженные катионы в узлах решетки: при всем желании деваться некуда – всюду пчелы!

Рис. 4. Среди пчел (аналогия структуры металла)

Вниматель-но прочитайте характеристику, представьте аналогию.
УЭ-3 Цель: вы должны предположить влияние типа кристаллической решетки на свойства веществ.

Задание для работы в группе:

1 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с молекул. реш. ?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой?

2 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с ионной решет. ?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с ионной кристаллической решеткой?

3 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с атомной решет. ?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с атомной кристаллической решеткой?

4 группа

1. Какие должны быть отличительные свойства веществ с металл. решет. ?

2. Каково их агрегатное состояние?

3. Приведите примеры веществ с металлической решеткой?

5 группа

Изучив прочитанное, сформулируйте по 1 вопросу каждой группе.

Внимательно прочитайте вопросы, ответьте на них устно. Возможна запись в тетради.
УЭ -4 Цель: проверим ваши знания.

1. Вид частиц в ионной решетке:

а) ионы в) молекулы
б) атомы г) атом-ионы

2. Характер химической связи в атомной решетке:

а) металлическая в) ионная
б) ковалентная г) сила межмолекул. взаимодействия

3. Прочность связи в молекулярной решетке

а) очень прочная в) слабая
б) прочная г) разной прочности

4. Агрегатного состояния у веществ с ионной решеткой:

а) твердые в) жидкие
б) газы

5. Вещества без определенной температуры плавления и закономерного расположения частиц называются:

а) кристаллические б) аморфные

6. Очень тугоплавкими являются вещества с решеткой:

а) металлической в) атомной
б) молекулярной г) ионной

7. Пластичностью обладают вещества с:

а) металлической в) молекулярной
б) ионной г) атомной

8. Кремний имеет решетку:

а) молекулярную в) ионную
б) атомную б) металлическую

9. Щелочи имеют решетку:

а) молекулярную в) ионную
v б) металлическую

10. Вода имеет решетку:

а) молекулярную в) ионную
б) атомную б) металлическую
Посмотритна цели, которые стояли перед вами в начале урока.

Достигли вы их ?

Оцените знания, выполните тест.

За правиль ответ-1 балл.

Прослушай правильные ответы.

Поставьте себеоценку.

Проанали

зируйте причину ваших ошибок(если таковые имеются)

9 отв. - 5

7 отв. - 4

5 отв. - 3

Д З 1. Прочитать 16. 1 – 16. 4

2. Задание 16. 1 3, 6-10

3. Задание 16. 2 4-6

4. По желанию творческое задание: смоделировать кристаллическую решетку любого вещества и дать ей полную характеристику.

Зад 2 для уч-ся, пол за тест ниже 4.

Получив 4 и 5 выполн и еще задание 3

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку “Познать сущее нельзя извне, можно только изнутри”

Бердяев Н. , философ

1. Организационный момент

Уважаемые учащиеся! Сегодня мы открываем первую страницу курса Химии 9 класса. С чего начать? Ведь мы уже достаточно много знаем о веществах, их свойствах. Так разнообразен мир веществ. В чем же причина? На эти и многие другие вопросы ответит тема 1 “Строение вещества”.

2. Переход к изучению новой темы

Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.

- А от чего зависят эти свойства? От строения.