Деловая игра "Налоговый инспектор"

Разделы: Экономика


Мировой педагогикой накоплен довольно значительный опыт использования игры в учебном процессе. В отечественных школах игра чаще всего используется как средство, помогающее сделать урок более интересным, занимательным, помогающее проиллюстрировать материал. Освоение учебного материала в такой ситуации становится средством достижения игровой цели. Игра организует и поддерживает все интеллектуальные усилия школьников, учащийся обучается, даже не подозревая об этом.

Педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обусловлены, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игре свойственна двойная природа воспитательного воздействия на развитие творческой активности школьников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

  • цели ставятся перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют политические и социальные явления. В этом возрасте усиливается рефлексия. Для учащихся 10-11 классов характерна потребность в диагнозе, их интересует поиск решения проблем не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Учащиеся “вживаются” в игровую ситуацию и действуют в ней, исходя из своей роли и игровых правил. Старшеклассников привлекает разнообразные игры, развивающие не только память, но и логическое мышление, а также игры - состязания.

Деловая игра - один из видов педагогических игр по игровой методике, которая используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, даёт возможность учащихся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Одним из структурных компонентов игры являются игровые задачи. Учебная задача, выступающая для учащихся в замаскированном, неявном виде, способствует осуществлению непреднамеренного учения школьников. Игровая задача является одним из центральных звеньев в формировании мышления школьников.

Представленная деловая игра “Налоговый инспектор” апробирована 2005-2006 учебного года на элективном курсе “Налоги и Налогообложение” в 10-х классах социально-экономического профиля. Эта игра является имитационной игрой, т.к. имитируется деятельность налоговой инспекции, а каждый участник игры (учащийся) - работник налогового органа.

Игра рассчитана на два спаренных урока и проводится на последнем занятии в форме урока обобщающего повторения изученного курса по налогообложению.

Цели этого урока (игры):

  • обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса; игровой форме выявить теоретические знания и практические умения, и навыки учащихся;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор; воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Задача урока через игру в контексте экономизации образования - научить старшеклассников в игровой форме логике экономического мышления, показать способы решения экономических проблем с помощью игровых технологий.

Правила игры. Перед началом игры учащиеся (группа) делятся на 2 команды - налоговые инспекции. Преподаватель знакомит участников игры с правилами игры и с членами комиссии (администрация и преподаватели МУК). Учащимся объясняют ситуацию: государственная казна (бюджет) нуждается в дополнительных поступлениях денежных сумм, поэтому со столицы

(г. Москвы) прислали комиссию по налогам и сбором с целью - проверить правильность исчисления и регулярность поступления налоговых сборов. И одновременно провести аттестацию налоговых работников, т.е. все ли они соответствуют своим занимаемым должностям

Игра состоит из 5 раундов-заданий. Каждый раунд выдержан во времени.

1 раунд: Мини – викторина. Цель: проверка знаний по всем темам курса. Каждому члену команды задаётся вопрос, а он должен дать правильный ответ. Сколько правильных ответов, столько и команде присуждается баллов.

2 раунд: Соотнести каждому из 5 налогов свои элементы налогообложения. Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”. Задание в виде теста.

3 раунд: Расчёт налогов. Цель: проверка умений производить расчеты по налогам.

Задание состоит из 3 задач. Каждая команда делится на 3 подгруппы и решает свою задачу.

Одновременно проводится конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ.

Капитан каждой команды решает задачу по налоговому вычету по НДФЛ на имущество- приобретение недвижимости (квартиры).

4 раунд: Игра “Слова”. Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения.

Каждая команда должна как можно больше назвать профессиональных терминов по налоговой системе. За каждый термин 1 балл.

5 раунд: Мини - проект “Свой налог”. Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях.

В этом раунде учащимся было дано задание - придумать новый налог для пополнения бюджета города и его презентовать, опираясь на теоретические знания курса и применение этих знаний в жизненных ситуациях. Это задание на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Мышление учащихся развивается в процессе построения ими разного рода доказательств, решения всевозможных проблемных заданий, в поисках объяснения разного рода явлений, в выборе путей и форм своего собственного поведения. На данном уроке была дана возможность высказаться всем учащимся: и тем, кто мыслил правильно, и тем кто ошибался, т.е учащиеся сами дошли до истины, которая надолго укрепится в их сознании. Мышление старшеклассников идет от реальности к возможности и обратно - от возможности к реальности. В мыслительной деятельности учащихся большую роль играют умозаключения по аналогии. Это просматривалось во время презентации, где учащиеся уверенно отстаивали свою точку зрения, приводили доводы, учились правильно вести спор.

С помощью умозаключений по аналогии учащиеся на основании полученных знаний на уроках курса, строят различные объяснения и доказательства на данном уроке нетрадиционной формы (деловая игра) в игровой форме.

Важнейшую роль в игровой модели обучения принадлежит заключительному этапу – ретроспективному обсуждению хода и результатов игры. Игра рассматривается в 2 планах – содержательном и социально-психологическом. Учащиеся вместе с преподавателем обсуждают трудности, возникшие по ходу игры, эмоциональные переживания, идеи, которые приходили в голову, и полученный опыт. Особое внимание уделяется обсуждению соотношений игровой ситуации с реальностью, возможности использования полученного игрового опыта в других ситуациях. Но не все участники, проходя через одну и ту же процедуру, оценят её одинаково и получат одинаковый опыт. Одним из результатов рефлексии игры может быть и внесение в неё поправок, изменений

После проведения игры подводятся итоги. Члены жюри объявляют игровые результаты. Участники игры - учащиеся дают самооценку своих действий в плане исполнения игровой роли. Проигравших в игре нет.

Таким образом, используя игровые технологии, систему разработанных проблемных задач на уроке позволяет формировать экономическое мышление учащихся и профессионально важные свойства и качества; помогают им адаптироваться в современном мире и ориентироваться в сфере налоговых систем; применять полученные знания в решении жизненных проблем и задач.

Самая сложная для понимания
в мире вещь - это система налогов.

Альберт Эйнштейн

ДЕЛОВАЯ ИГРА “НАЛОГОВЫЙ ИНСПЕКТОР”

ТДЦ:

  • Образовательная: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденным темам курса. В игровой форме выявить теоретические знания и практические умения и навыки учащихся.
  • Развивающая: Способствовать развитию логического мышления; активизировать мыслительную деятельность учащихся.
  • Воспитательная: Формирование устойчивых интересов к профессии - налоговый инспектор. Воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствование своих профессиональных знаний и умений.

Тип урока: проверка знаний по курсу.

Оснащение: карточки-задания, дидактические карточки.

Оборудование: ТСО – калькулятор.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2)
II. Вступительное слово учителя о роли налоговой службы в жизни страны (6)
Правила проведения игры.
Сообщение целей урока.
Игра состоит из 5 раундов.
Каждый раунд выдержан во времени.
Вся группа делится на 2 команды - налоговые инспекции.
III. Представление команд и их капитанов - начальников налоговых инспекций (4)
IV. Игра (60)
1-й раунд: Мини-викторина (10)
Цель: проверка знаний по всем темам курса (вопросы прилагаются).
1 балл за каждый верный ответ; если команда затрудняется дать ответ, право ответа переходит команде соперников. MAX – 11 баллов
Дополнительный балл присваивается за досрочное и точное выполнение задания.
2-й раунд: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения (8)
Цель: проверка знаний по темам “Федеральные налоги”, карточка прилагается. 1 балл за каждый верный ответ. MAX – 15 баллов
3-й раунд: Расчет налогов (12)
Цель: проверка умений производить расчеты по налогам (задание прилагается). MAX – 5 баллов
Конкурс капитанов: Расчет налогового вычета по НДФЛ. MAX – 5 баллов
4-й раунд: Игра “Слова” (15) Цель: проверка знаний по терминологии налогообложения.
1 балл за каждый профессиональный термин по налоговой системе.
5-й раунд: Мини-проект “Свой налог”. (15)
Цель: применение знаний курса в жизненных ситуациях. MAX – 5 баллов
V. Заключительная часть (8)

1 РАУНД

ВОПРОСЫ:

1 команда

  1. Что такое налог? (…обязательный платеж в казну государства)
  2. Какие налоги называются федеральными? (…взимаются на территории всей РФ и зачисляются в федеральный бюджет - Москва)
  3. Стимулирующая функция налогов? (…развитие перспективных отраслей, обеспечивающих вложения инвестиций в основной капитал)
  4. Этот налог перераспределяет доходы высокооплачиваемых слоев населения, посредством установления его на “предметы роскоши”? (акцизы)
  5. Формирование доходов государства, необходимых для реализации политических, социально-экономических задач – это функция? (фискальная)
  6. Что называется ценой? (… денежное выражение стоимости товара)
  7. Разница между выручкой и себестоимостью называется…? (прибылью)
  8. Основная функция налогов? (… регулировать экономику)
  9. Этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет добавочной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения? (НДС)
  10. Налог зачисляется в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонды медицинского страхования РФ? (ЕСН)
  11. Перечислите меры ответственности за налоговые правонарушения? (…штрафы, пени, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, лишение свободы до 4 лет, арест и конфискация имущества ...)

2 команда

  1. Что такое Налоговая система РФ? (…совокупность предусмотренных законодательством налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления или отмена)
  2. Какие налоги называются местными? (…устанавливаются органами местного самоуправления и зачисляются в местный бюджет - Муравленко)
  3. Контрольная функция налогов? (количественное отражение налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах; оценивание эффективности налогового механизма и контроль за движением финансовых ресурсов)
  4. Что называется выручкой? (…сумма цен, полеченная от реализации продукции, работ, услуг)
  5. Налоги взимаются на территории округа (региона) – ЯНАО и зачисляются в окружной (региональный) бюджет – Салехард? (… региональные, окружные налоги)
  6. Формирование доходов и расходов, обеспечивая социальную защиту определенных категорий населения – это функция? (распределительная)
  7. Все затраты на производство (реализацию) продукции, работ услуг называется? (себестоимостью)
  8. Этот налог устанавливается на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную сверхприбыль? (акцизы)
  9. Федеральный, прямой налог, конечным его плательщиком является физ.лицо, получившее доход? (НДФЛ)
  10. С какого возраста физ.лицо может быть привлечено к налоговой ответственности? (…с 16-летнего возраста)
  11. Перечислите основные виды налогового контроля (выездная, камеральная проверка, налоговые проверки, проверка данных учета и отчетности)

2 РАУНД

Задание: Соотнести каждому налогу свои элементы налогообложения.

НДС -…; НДФЛ -…; Акцизы -…; Налоговые вычеты -…; ЕСН -…

  1. Высокорентабельные и “социально опасные” товары, “предметы роскоши”;
  2. Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования;
  3. 18,10,0 %;
  4. Резидент, нерезидент;
  5. Мясо и мясопродукты, кроме деликатес, молоко и молокопродукты, яйца и яйцепродукты, товары для детей, медицинские товары;
  6. 35,30,13,6 %;
  7. Стандартные, социальные, имущественные, профессиональные;
  8. Спиртосодержащая продукция, ГСМ, алкогольная продукция, пиво, ювелирные изделия, табачные изделия, автомобили;
  9. Зарплата, премии, дивиденды, призы, выигрыши;
  10. 3000, 600, 500, 400 рублей;
  11. Государственные пособия, материальная помощь, страховые платежи, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам;
  12. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара;
  13. Работы (услуги), выполненные в космическом пространстве;
  14. Лица, производящие выплаты физ.лицам и индивидуальные предприниматели, адвокаты;
  15. Благотворительность, лечение, обучение, приобретение недвижимости.

Ответ

Налог элементы налогообложения
НДС 3,5,13
НДФЛ 4,6,9
Акцизы 1,8,12
Налоговые вычеты 7,10,15
ЕСН 2,11,14

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Задача. Приобретена недвижимость (квартира) стоимостью 1500000 рублей в 2003г. Среднемесячная зарплата (начисленная): 2003г – 22600руб.; 2004г.– 29300руб.; 2005г.– 33400руб.

Рассчитать: Налоговый вычет условный и полученный?

Решение:

1)Условный: 1500000*13% = 195000 руб.

2) 2003 г. = 22600*13%*12 = 35256 руб.

2004 г. = 29300*13%*12 = 45708 руб.

2005 г. = 33400*13%*12 = 52104 руб.

Итого: 133068 рублей.

Ответ: Налоговый вычет условный – 195000рублей, полученный – 133068 рублей.

3 РАУНД

Задача №1. Доходы семьи в декабре месяце: зарплата – 52860руб., премия – 25000 руб., пенсия - 4620руб., дивиденды – 24700руб., выигрыш – 16800руб., стипендия –550руб.

Рассчитать: НДФЛ и чистый доход?

Решение:

1) НДФЛ: 13% = (52860+25000)*13% = 10122 руб.

35% = (16800-4000) *35% = 4480 руб.

6% = 24700* 6% = 1482 руб.

Итого: 16084 руб.

2) Доход: (52860+25000+4620+24700+16800+550) -16084 = 108446 руб.

Ответ: НДФЛ – 16784 рублей, чистый доход – 108446 рублей.

Задача №2. Оплачено родителями за обучение детей в ВУЗе, сумма- 72500 рублей.

Рассчитать: Налоговый вычет?

Решение: 72500*13% = 9425руб.

Ответ: Налоговый вычет – 9425 рублей.

Задача №3. Бизнесмен решил часть доходов выделить на благотворительные цели,

Доход - 36000000 рублей.

Рассчитать: Какую сумму (max) можно выделить на благотворительность, налоговый вычет?

Решение:

1) Сумма: 25% *3600000 = 900000 руб.

2) налоговый вычет: 900000*13% = 117000руб.

Ответ: Сумма (max) на благотворительные цели – 900000 руб., налоговый вычет - 117000 рублей.

4 РАУНД

Игра “Слова”

Задание: Записать слова (терминология), связанные с содержанием курса.

Ответы

1 команда 2 команда
налог налоговый период
резидент налоговая система
НДС подакцизные товары
ЕСН НДФЛ
акцизы нерезидент
налоговая ставка федеральные налоги
местные налоги налогоплательщики
льготы региональные налоги
налоговые вычеты социальные налоговые вычеты
профессиональные налоговые вычеты 1,10,18 %
имущественный налоговый вычет стандартный налоговый вычет
6,13,30,35 % 400, 500, 600, 3000 руб. (НДФЛ)
регулирующая функция контрольная функция
цена выручка
прибыль себестоимость
доход объект налогообложения
высокорентабельные товары “социально-опасные товары и товары роскоши”
фискальная функция пенсии, алименты, стипендия, государственные пособия (НДФЛ)
зарплата, премии, выигрыши, призы (НДФЛ) стоимость
транспортный налог транспортные средства
налоговые правонарушения распределительная функция
налоговый контроль налоговая база
благотворительность, лечение, обучение недвижимость

5 РАУНД

“Свой налог”

  • название налога;
  • объект налогообложения;
  • сроки уплаты;
  • налогоплательщики;
  • налоговая ставка – определенная сумма или %;
  • налоговые поступления - на что пойдут.
  • история налога;

“Налог с посетителей ночных клубов (заведений)”

- налогоплательщики – посетители ночных клубов старше 18 лет;

- объект налогообложения – посещение ночного клуба;

- налоговая ставка – 10% от стоимости входного билета (например: стоимость входного билета - 200 руб., сумма налога – 20 руб.; итого стоимость билета – 220 руб.);

- сроки уплаты – не позднее 15 числа, следующего за отчетным месяцем в налоговые органы;

- расход налоговых поступлений – часть налоговых поступлений пойдёт на благотворительность: клиники для больных СПИДом (наркоманов), раковыми заболеваниями; в детские дома, приюты.

- история налога - налог стали взимать (применять) в нашем городе, когда стали открываться (работать) ночные клубы (заведения).