Тема урока: "Решение рациональных неравенств и их систем". 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Тип урока: интегрированный урок обобщающего повторения

Цели урока:

1) образовательные: повторить способы решения рациональных неравенств и их систем; закрепить умение решать квадратные неравенства методом интервалов; повторить решение рациональных неравенств с помощью метода интервалов; повторить свойства различных химических веществ, способы определения химической среды с помощью индикатора.

2) воспитательные: тренировать аккуратность, настойчивость в достижении цели, вырабатывать понимание ценности природы, ответственное отношение к её использованию.

3) развивающие: развивать умение анализировать и обобщать, получить представление о неравенствах и их системах как математическом аппарате решения химических задач; ознакомиться с различными металлическими сплавами и их свойствами.

План урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Блиц-опрос.

3. Устное решение линейных неравенств и их систем.

4. Сообщение учеников о меди и её свойствах.

5. Выполнение практического задания 1:

а) решение систем неравенств;
б) нахождение пар совпадающих ответов;
в) определение компонентов и названий металлических сплавов.

6. Выполнение практических заданий 2 и 3:

а) решение рациональных неравенств и определение растворов в колбах;
б) анализ изменения цвета раствора после добавления лакмуса;
в) объяснение произошедших изменений.

7. Решение задачи.

8. Итоги урока.

9. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Графопроектор.
  2. Карточки.
  3. Пробирки с растворами NaCl, NaOH, H2SO4, вода.
  4. Индикатор.

На доске девиз:

"Химия – правая рука физики, математика – её глаз".

М. В. Ломоносов

"Математика – первая из всех наук и полезна, и необходима для них"

Р. Бэкон

Ход урока

1. Организационный момент.

2. а) Блиц-опрос по теме "Рациональные неравенства и их системы":

  1. Какие виды неравенств вы знаете? Дайте определение каждого из них.
  2. Что называется решением неравенства?
  3. Какие неравенства называют равносильными?
  4. Перечислите равносильные преобразования неравенств.
  5. Какие способы используют для решения различных видов неравенств?
  6. Дайте определение системы неравенств и её решения.
  7. Какие вещества называются индикаторами? Для чего их применяют?

3. Устная работа.

а) Решите неравенство или систему неравенств.

б) Используя найденные ответы и данные таблицы, узнайте, какие из

перечисленных металлов были известны людям в глубокой древности.

Числовой промежуток Название металла
(- 3,6; + img2.gif (145 bytes) )  
[ - 17; + img2.gif (145 bytes) )  
[ 1,7; + img2.gif (145 bytes) )  
( - img2.gif (145 bytes); - 3 ]  
( 3; + img2.gif (145 bytes) )  
( -img2.gif (145 bytes); - 3,5 )  
( - img2.gif (145 bytes); - 0,2 ]  

в) Какой из этих металлов является жидкостью?

г) Какие металлы называются благородными?

4. Сообщение учеников о меди и её свойствах.

(Медь является одним из семи металлов древности. … Однако предметы, изготовленные из чистой меди непрактичны, т. к. медь очень мягкий металл. Поэтому с древних времен стали использовать сплавы, включающие медь. )

5. Задание 1:

а) Найдите область определения функций, и по совпадающим множествам определите, из чего состоят и как называются металлические сплавы.

Бронза Мельхиор
у = + у =
Латунь Олово
у = у =
Цинк Никель
у = у =

б) Сообщение учеников о сплавах. (При наличии времени на уроке)

6. а)Задание 2: Решите неравенства. С помощью найденных ответов и данной таблицы узнайте, растворы каких веществ находятся в колбах.

А (х – 4)(х + 4) + х х2 – 56 [ -40; +)
Б – х2 + 15х – 14 0  1; 14
В + > 2x – ( – ; – )
Г 0 ( – 1; 6 )
Химическая формула NaCl H2O NaOH H2SO4
Числовой код ( - 1; 6 ) [ 1; 14 ] [-40;+img2.gif (893 bytes)] (- img2.gif (893 bytes);- )

б) Задание 3:

1) Добавьте в колбы лакмус и объясните изменение цвета раствора.

2) Напишите уравнение диссоциации щелочи и кислоты и NaCl.

7. Решить задачу: Из 40%-ого раствора соляной кислоты массой 30кг выпарили некоторое количество воды, а затем получившийся раствор смешали с 20кг 15%-ого раствора соляной кислоты. Сколько воды нужно выпарить, чтобы получить t%-ый раствор кислоты. Найдите значения t, при которых задача имеет решения.

Ответ: можно выпарить воды при 30% t 46%

8. Итоги урока.

а) Что мы повторили на уроке?

б) Какие методы решения неравенств мы использовали?

в) Что нового узнали о металлах?

г) Перечислите сплавы, о которых узнали сегодня. Из чего они состоят?

д) Что можно сказать о взаимосвязи математики и химии?

е) Перечислите ситуации, в которых вы использовали математические знания на уроках химии.

9. Домашнее задание. Домашняя контрольная работа №1. (стр. 27-29)