Интегрированный урок по математике и информатике на тему: "Круговые и столбчатые диаграммы". 5-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Цель: Закрепить навыки построения диаграмм; чтения диаграмм.

Задачи:

Общеобразовательные:

  • определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;
  • выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;
  • интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.

Воспитательные:

  • обучить эстетическому оформлению работ;
  • развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;
  • воспитывать стремление к здоровому образу жизни;
  • расширить словарный запас;
  • совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.

Развивающие:

  • развивать внимание;
  • учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы.

Оборудование: компьютеры персональные - 12 шт., мобильный класс – 13 ноутбуков Macintosh, принтер струйный, карточки с диаграммой “Незнайка торгует газетами”, карточки с вопросами по этой диаграмме, карточки с данными для составления диаграмм “Нормы питания для подростков”, “Таблица занятости ученика 5 класса”, учебная таблица и карточки для групп: “Незнайка, Торопыжка и Пончик торгуют газетами”, фишки для поощрения за правильный ответ или правильно выполненное задание.

Ход урока

I. Повторение изученного материала о видах диаграмм, их преимуществах и недостатках.

Фронтальный опрос:

  • Какие виды диаграмм мы изучили? (Столбчатые и круговые.)
  • Когда и какую диаграмму лучше использовать? (Круговая диаграмма для сравнения нескольких величин в одной точке, особенно если величины в сумме составляют 100%. Столбчатая – для сравнения нескольких величин в нескольких точках.)
  • Для чего используются диаграммы? (Для наглядного представления информации.)
  • Каковы преимущества диаграмм по сравнению с таблицами? (Наглядность, возможность сравнивать разные величины друг с другом, возможность представить большой объем информации.)
  • Каковы недостатки диаграмм? (Приближенное значение величин.)

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа над чтением диаграммы и решение задачи по ней.

Фронтальная работа.

Учащиеся обдумывают вопросы, совещаются с товарищами по группе. Отвечают те, кто первый подготовил ответ.

Задание 1. Незнайка торгует газетами.

  • Каково название диаграммы? Какую информацию дает диаграмма?

(Пн-20 Вт-25 Ср-32 Чт-30 Пт-23 Сб-30 Вс-20)

  • Найдем, сколько газет в среднем продавал Незнайка ежедневно?

(20+25+32+30+23+30+20):7= 180:7=25,71…?26 г.

  • Почему в ответе мы применили округление? (Ответ выражает количество предметов.)

IV. Чтение диаграммы, анализ и сравнение данных.

Работа по группам.

Чтение вопросов по карточкам и обсуждение ответов на них. Ответы представителей групп на вопросы по учебной таблице “Незнайка, Торопыжка и Пончик торгуют газетами” у доски.

Задание 2. Торговля газетами. (Приложение)

1 группа: На сколько меньше газет продал Незнайка в понедельник, чем в субботу?

(На 10 газет)

2 группа: Кто продал наименьшее и наибольшее количество газет и в какой день? (Наибольшее Пончик в субботу, наименьшее Пончик в понедельник)

3 группа: В какой день Незнайка и Торопыжка продали одинаковое количество газет? (В воскресенье по 20 г.)

4 группа: На сколько газет больше продал Незнайка, чем Пончик во вторник?

(25-20=5)

5 группа: Сколько всего газет продали наши герои в субботу? (30+25+35=90)

6 группа: В какой день количество проданных газет записано в порядке убывания? (Среда: 32,25,22)

7 группа: Когда Незнайка продал больше газет, чем Торопыжка и Пончик? (Среда, четверг)

V. Построение круговой диаграммы “Нормы питания для подростков”.

Работа по группам.

Доля белков, жиров и углеводов. Беседа о сбалансированном питании. Повторение нахождения доли белков для девочек в диаграмме. Если строить круговую диаграмму в тетради нужно узнать сколько градусов приходится на 1 грамм и полученное число умножить на количество грамм питательных веществ: 360° :(85*2+340)*85 » 60° . Такой угол нужно построить для представления доли белков и жиров в рационе девочек 11-13 лет.

Введение данных и построение диаграммы на ноутбуках Macintosh. Учитель информатики напоминает, что для построения диаграмм на этих компьютерах используются электронные таблицы из офисного пакета “AppleWorks”, дает указания, как настроить беспроводную локальную сеть, чтоб подключиться к общей папке на учительском компьютере, на котором подключен принтер, и сохранить в нее свой файл. Учащиеся в группе обсуждают задание и строят диаграмму, с помощью электронных таблиц. Сравнение машинного способа построения диаграммы и ручного. Проверять помогают учителям ученики, быстрее выполнившие свою работу.

Задание 3. Нормы питания.

Вариант 1. Построить круговую диаграмму “Нормы питания девочек 11-13 лет”. Девочки 11-13 лет должны получать в день 85г белков, 85г жиров, 340г углеводов.

Решение:

Белки Жиры Углеводы
85 85 340

Вариант 2. Построить круговую диаграмму “Нормы питания мальчиков 11-13 лет”. Мальчики 11-13 лет должны получать в день 85г белков, 85г жиров, 340г углеводов.

Решение:

Белки Жиры Углеводы
93 93 370

VI. Построение круговой диаграммы “Распределение времени учеником 5 класса”

Работа по парам на ноутбуках.

Задание 4.

Таблица занятости ученика 5 Б класса

  1. Сон - 9 час.
  2. Учеба в школе – 6 час
  3. Домашняя работа – 2 часа
  4. Отдых – 3 часа
  5. Работа с ПК – 0,5 час
  6. Просмотр телевизионных передач – 1,5 часа

Обсуждение: Можно ли строить диаграмму? (Нет, занято 22 часа, не все сутки). Уточнение таблицы данных: Что нужно добавить, чтобы распределение времени было рациональным и разумным? (Занятия спортом – 2 часа). Беседа о распределении времени, о чередовании умственных и физических занятий). Учащиеся выполняют на Макинтошах задание, сохраняют файл в общую папку. Учителя математики и информатики проверяют работу.

VII. Построение столбчатой диаграммы по подготовленным данным.

(Домашняя работа к уроку включала сбор информации). Индивидуальная работа учащихся на компьютерах. Пятиклассники рассаживаются за персональные компьютеры и за ноутбуки по одному и строят диаграммы с применением домашних заготовок. Учителя проверяют работы.

  1. Итоги спортивной игры (5-9 класс).
  2. Количество слов, прочитанных за минуту (5 класс).
  3. Количество учащихся по классам (5-8 класс).
  4. Численность населения столиц мира.
  5. Численность населения стран мира.
  6. Продолжительность жизни в разных странах.
  7. Число мигрантов в 2005 г.
  8. Количество уроков по предметам (5 класс за год).
  9. Площади стран мира.
  10. Итоги Зимней Олимпиады.
  11. Количество букв в словах в двух первых строках стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник…”
  12. Сдача макулатуры (5-8 класс).

Примеры построенных диаграмм

Количество слов, прочитанных за 1 минуту (скорость чтения)

Кочкин Сергей Матвеев Андрей Гусев Миша Чечерин Антон Котельникова Алена Потапочкин Дима Шуляковский Дима
189 180 172 171 173 130 129

Площади стран мира (км2)

Россия Монако Франция Мексика США Чили Перу Китай Турция Египет Сейшелы
17075400 2 547026 1972547 9363123 765945 1285216 9596961 780576 1001449 280

Количество букв в словах двух первых строк стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…”

Номер слова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Кол-во букв 1 8 4 7 13 1 4 2 8 8 5

VIII. Проверка работ. Просмотр диаграмм учениками, обсуждение. Подведение итогов

Проводится “экскурсия”: ученики ходят по классу и рассматривают диаграммы. Выставляются оценки. Обсуждение преимуществ интегрированного урока. Подсчитывается количество фишек, заработанных каждой группой. Вручаются грамоты самым активным. Гостям раздаются диаграммы, распечатанные на принтере.