Творческие и информационные проекты на уроках окружающего мира (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


С 1980 года я работаю в школе учителем начальных классов. Сама люблю предмет окружающий мир. С 1998 по 2002 год работала по курсу А. А. Плешакова “Зелёный дом”. С 2002 года начала работать по УМК “Гармония” и курсу “Окружающий мир” О. Т. Поглазовой. В первом классе испытывала трудности в преподавании, т к по учебному плану на окружающий мир отведён всего 1 час в неделю.

Уже во втором классе стало легче работать, а в 3-м и 4-м классах и мне и детям было интересно и легко. В октябре 2005 года (4-й класс) в классе проводили диагностическое исследование “Номинация”. Детям предлагалось принять участие в чествовании школьных предметов. В номинации самый интересный школьный предмет 10 человек (из 19) назвали окружающий мир. В номинации самый полезный учебный предмет 4 человека (2 место) назвали окружающий мир.

В 2006 году мои новые 14 первоклассников (из 20) отметили, что окружающий мир нравится, и им на этих уроках легко и свободно.

Хочется немного рассказать своим коллегам как мы работали с творческими и информационными проектами в 4-м классе.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Ещё И. М. Сеченов писал о прирождённом и “крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётное стремление понимать окружающую жизнь”.

Основная цель курса “Окружающий мир” - показать, что в природе происходят различные изменения, за которыми не только интересно наблюдать, но и можно сделать полезные для человека выводы, позволяющие ему жить в гармонии с окружающим его миром природы.

“Всё связано со всем” - это один из главных законов экологии. Узнаем эти связи и смело входим в мир, не нарушая их. Нам будет рада Природа, и мы будем счастливы, общаясь с её прекрасным миром.

С раннего возраста дети включаются в творческую деятельность. У них развивается пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку – нужно лишь суметь вовремя раскрыть их и развить.

Одно из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учёт дифференцированности наклонностей и способностей. Здесь немаловажное значение имеет согласованность с “шагом” творческого развития ученика, так как наукой установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему “шаг” творческого развития. Замедление или ускорение его развития приводит к нежелательным последствиям.

Ребёнок любознателен, то есть ему всё “любо знать”, всё интересно, всё хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не ярко выраженные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно наблюдать всё. Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность – исследуется только то , что в поле зрения вызывает настоящий интерес.

В основе творческой деятельности лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой работы, развивать критическое мышление.

Сначала детей пугали творческие работы. Предложения учащимся подумать, догадаться или порассуждать приводили к встречному вопросу – как это? Для снятия такого барьера я использую метод свободной дискуссии. Велика боязнь у маленьких школьников сделать что-либо не так. У них эта боязнь усиливается страхом перед снижением оценки. Постоянно отмечаю, что правильность найденного или предлагаемого решения определяются, во-первых, количеством предложенных вариантов, во-вторых, полнотой обоснования их принятия или отрицания, убедительностью аргументации.

Эта работа ориентирована на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

В общем виде при осуществлении работы можно выделить следующие этапы:

  1. – погружение в работу.
  2. – организация деятельности.
  3. – осуществление деятельности.
  4. – презентация результатов.

Роль учителя велика на первом этапе. И от того, как он выполнит свою роль на этом этапе зависит судьба работы в целом. Учитель пробуждает в учащихся интерес к теме работы, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, предлагая тот или иной путь рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. В результате определяют цель и задачи работы – поиск способа или способов решение проблем проекта.

Что происходит при решении поставленной задачи? Во-первых, деятельность. Каждый что-то обдумывает, предлагает, т е мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями. Была и практическая работа, и её результат – аппликация (сообщение). Было рассказано и показано, что и как сделано. Имела место и презентационная деятельность.

В программе “Окружающий мир” О. Т. Поглазовой предусмотрены творческие работы:

1-й класс.

1. Зарисовка растений и их раскрашивание

2. Лепка, рисование или моделирование грибов.

2-й класс.

1. Аппликации “Ночное небо”, “На море”, “Озеро”, “Болото”.

2. Изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа.

3. Аппликация “Национальные костюмы народов России”.

3-й класс.

1. Изготовление сравнительной аппликации “Лето и осень”.

2. Аппликация “Обитатели почвы”.

3. Аппликация “От семени к семени” и “Стадии развития животного” (по выбору ).

Рис 2. Рис 20. Рис 21. Рис 22.

4. Аппликация “Прошлое и настоящее” (по выбору ).

4-й класс.

1. Аппликация “Солнечная система”

2. Аппликация “Растительный и животный мир природных зон или природных сообществ” (по выбору ).

Рис 7. Рис 11. Рис 12. Рис 15.

3. Рекламный плакат “Родной край”

4. Ролевая игра “Я - экскурсовод”

5. Аппликация “Растительный и животный мир континентов”

(по выбору ).

Особое внимание я обращаю на ? этап, на котором происходит формирование проектного замысла. В ходе работы дети уяснили, что даже слабое решение существенно лучше отсутствия решения, что стремление к решению, которое может быть слабым или сильным, но высоко оценивается обоснование автором, ясность авторской позиции и точки зрения. Именно в творческой деятельности учащиеся учатся чаще использовать высказывания – “Я так считаю”, “Я предлагаю”, “потому что”, и так далее.

По возможности я стараюсь стимулировать обращение за конструктивной помощью, правильное составление такого запроса. Иногда выносим на суд учителя и одноклассников альтернативные предложения. Некоторые школьники могут выполнять творческие задания по образцу.

На исполнительском этапе выдвинутые идеи проверяются практическим путём. На этом этапе у учащихся может возникнуть потребность в уточнении или дополнении проектной идеи. Активная умственная деятельность предполагает целенаправленную работу с источниками.

Проекты проходят и процедуру защиты. Необязательно превращать их защиту в праздничное мероприятие. Ценность защиты (презентации) в том, что дети учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, идеи. Учащиеся учатся быть внимательными зрителями и вдумчивыми оппонентами. Таким образом, защита проекта составляет важную часть целостной проектной деятельности. Побольше дела, поменьше “барабанного боя”, как призывала когда-то Н. К. Крупская.

Ощущение законченности появляется на презентации. Ребята уже поработали, что-то сделали. На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление аппликации. Но интересующий нас результат проектной деятельности – это прежде всего ход самой деятельности;

- как работали дети, реализуя себя;
- как проявляли свою самостоятельность;
- что приобрели в смысле новых знаний и умений;

Для детей момент презентации – предъявление роста своей компетентности, самоанализ. Для успешной работы на этапе презентации нужно учить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать свои сообщения, готовить наглядные иллюстрации, вырабатывать структурированную манеру изложения материала.

Учитель обобщает, резюмирует, даёт оценку. Важно, чтобы каждое дело было завершённым, поскольку незаконченность работы действует на личность разрушительно.

Все работы детей собраны в файловую папку. Дети имеют свободный доступ к работам, рассматривают, сравнивают, обсуждают идеи одноклассников. В нашем лицее есть свои “фирменные” бланки грамот и дипломов (с символикой лицея).

Детей награждают такими грамотами и дипломами с указанием участник, победитель, занявший . . . место в творческом туре . . . Ещё мы рассматривали работы по номинациям:

  • Оригинальность
  • Творческий подход
  • Техническая сложность

Творческие работы способствуют формированию повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения нового тысячелетия.

Мы работали с творческими и информационными проектами. Результатом творческого проекта может быть стенгазета, аппликация, моделирование, сценарий праздника, видеофильм и т д. Информационные проекты направлены на сбор информации, её анализ и обобщение фактов.

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации стекается отовсюду. Дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит к образованию системы знаний. Детей нужно учить правильно усваивать информацию, а для этого нужно научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Учить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Речь идёт о формировании у учащихся информационной компетентности.

Коммуникативная компетентность становится ценностью современного общества. В связи с этим у учителя возникает ряд проблем: определить какие необходимо вырабатывать у учеников умения для её формирования (продуктивность общения ученика со сверстниками, техникой, с Интернетом, информационным полем, и т д.)? Как научить ученика формулировать вопросы для общения и поиска информации? Ведь компетентность в чём-либо предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформулированности умения их использовать.

Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Чего ждут наши дети от учителя? – Знаний для жизни. Мы должны учить не только запоминать и воспроизводить знания, но и применять их на практике.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, проблемные, рефлексивные и другие формы и методы учения (обучения).

Самостоятельная работа над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление носит характер проектной деятельности.

Анализ исходных данных, поиск информации по теме. Тематический поиск источников (печатных, электронных, видео, аудио). Выборка необходимых данных и добытых источников информации. Выделение главного, опора на имеющиеся у детей знания, жизненный опыт. Учить работе с каталогами.

В 4-м классе при изучении темы “Природные зоны и природные сообщества” занимались творческими проектами (аппликация) и информационными проектами, используя схему из рабочей тетради №1

Рис 23.

Составь маленький научный доклад (любая природная зона)

  • о климатических условиях
  • о приспособленности растений, животных к условиям среды обитания
  • о влиянии деятельности человека на природу
  • предложи проект экологически грамотного поведения человека в данной зоне

План изучения природных зон.

  • географическое положение природной зоны.
  • положение Солнца над горизонтом и длительность освещения земной поверхности летом и зимой
  • описание климатических условий летом и зимой.
  • рельеф, водоёмы, особенности почвы
  • растения, животные и их приспособленность к природным условиям, пищевые цепи.
  • жилища, занятия и проблемы коренного населения, возделываемые культуры, домашние животные.
  • экологические проблемы каждой природной зоны, природоохранная деятельность

Дети подбирали информацию о любом животном (растении) изучаемой природной зоны (сообщества), анализировали её, обобщали и доводили до сведения одноклассников.

Сообщения оформлялись на листах формата А4 и собирались в файловых папках. Когда сообщение об одном животном (растении) делали несколько человек, то на уроке дополняли сообщения друг друга новыми данными, “знаете ли вы?” или готовили групповое сообщение. Делали сообщение не называя животное (растение). О ком (о чём) речь? Как догадались?

В свободное время дети часто читали сообщения одноклассников, смотрели иллюстрации. Интересные сведения включали в задания викторин, турниров, конкурсов.

В краевом музее им. Прозрителева и Праве для нас провели экскурсии:

  • “Многообразие животного мира России и Земного шара”
  • “Животный мир Ставропольского края. Охрана животного мира”
  • “Растительность Ставропольского края. Растения Красной книги. (слайдфильм)”

Вера Григорьевна Данилевич – участник создания Красной книги, научный сотрудник музея сообщила нам интересные сведения о животных и растениях края. В библиотеке нашего лицея есть два тома Красной книги Ставропольского края. В г. Ставрополе только при нашем лицее № 15 функционирует школьная теплица. Дети имеют возможность ухаживать за животными живого уголка, познакомиться с теплолюбивыми растениями. С 5-го класса дети ведут исследовательскую работу по выращиванию растений.

6 человек из нашего класса выписывали городскую экологическую газету “Зелёный портфель”. Очень интересно прошла у нас ролевая игра “Я - экскурсовод” по теме “Их имена носят улицы города”. В краеведческом музее для нашего класса провели экскурсии:

  • История Ставрополья. Век XIX – XX.
  • Ставрополье в годы Великой Отечественной войны. Ставропольцы на фронте.

На этих экскурсиях мы узнали этимологию названия улиц Абрамовой, Бурмистрова, Ивана Булкина, Доваторцев, Шпаковской, Ворошилова, Геннадия Голенева. Дети разыскали сборник буклетов “Их имена носят улицы нашего города”. В классе есть книга “Маленькие солдаты Отечественной”

Составитель: В. Я. Мовзалевский

Ставрополь 1995

Дети спрашивали родителей, пользовались услугами библиотек, интернетом, собирали материал, готовили фото и иллюстрации, составляли план экскурсии, учились рассказывать. Как результат этой работы в классе были проведены заочные экскурсии, материал обобщили и подвели итоги.

Осенью 2006 года вышла книга “Названия улиц города – страницы истории Отечества”

В. Г. Филимонов Ставрополь 2006

В 4 классе мы провели викторину “Природные сообщества”, турнир знатоков “Природные зоны”. Турнир проходил между мини-экипажами. Какая борьба была в группах!

С декабря 2004 года по сентябрь 2006 года я вела занятия в кружке “Эрудит” для учащихся 4 классов. Мы с детьми провели исследовательскую работу “Охраняемые растения Ставропольского края” и приняли с ней участие в Фестивале исследовательских и творческих работ “Портфолио”, 7 человек приняли участие в научных чтениях Малой академии наук. Подробнее об этой работе можно посмотреть в разделе “внеклассная работа” фестиваля “Открытый урок 2006 - 2007”.

Хотелось бы узнать о работе моих коллег по данному учебному курсу.