Урок-исследование как способ развития самостоятельной исследовательской учебной деятельности учащихся при обучении физике

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


Тип урока: комбинированный с иллюстрацией основных этапов научного познания окружающего мира.

Дидактическая цель: создать условия для развития творческой исследовательской деятельности средствами технологии проблемного обучения и принципа цикличности познания В. Г. Разумовского.

Задачи урока: иллюстрация ступеней естественнонаучного познания окружающего мира на примере обобщения материала по физике основной школы, формирование умений высказывать научные гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы, формирование навыков исследовательской деятельности обучающегося.

Цели по содержанию:

- Образовательная цель: обеспечить усвоение темы через осмысление ранее полученных знаний и исследовательскую деятельность учащихся, основываясь на этапах научного познания.

- Развивающая цель: продолжать развитие проблемного мышления для решения познавательных задач; формировать представление о процессе научного познания; продолжить работу по овладению методами научного исследования.

- Воспитательная цель: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Методы познания: проблемный, сравнительный, наблюдение, проектирование, моделирование, анализ.

Оборудование:

- для учителя: бруски с различными поверхностями; предметы с различными по качеству поверхностями; стекло; стакан с водой; кинофрагмент “Трение”.

- для учащихся: деревянные бруски, набор грузов, подсолнечное масло, рабочий листок, листы опоры, схемы “Снижение вредного трения”, “Где необходимо учитывать трение?”, задания для самостоятельной работы.

Реализация целей урока будет достигнута на основе овладения навыками самостоятельной исследовательской работы через развитие у учащихся проблемного мышления на основе использования технологии проблемного обучения.

Здоровье и психосберегающая среда создается через создание комфортных условий для проведения урока, опережающих домашних заданий для учащихся, интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Оформление класса

На боковой стене в классе представлены высказывания о процессах познания, рисунки, подтверждающие существование силы трения в быту, природе, технике. Планшет об использовании силы трения на Омутнинском металлургическом заводе. (Этот материал готовился группой учащихся. До начала урока эта информация скрыта.) Парты расставлены для работы трех групп.

Оформление доски

  • На левой половине доски записаны:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух!
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

А.С.Пушкин.

Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удастся связать воедино разрозненные
факты, им наблюдаемые.

Д.Хевеши

Без сомнения все наши знания
начинаются с опыта.

И.Кант

  • На правой половине доски записаны правила работы в группах:

И стину познаем, а не соревнуемся!
Д аем высказаться товарищу!
Е динство цели и задачи!
А ктивность.
Л юбознательность.

  • На обороте левого крыла доски написаны пословицы о силе трения, подобранные ученицей класса.
  • На центральной части доски изображен рабочий листок, где отдельные фрагменты в начале урока скрыты.

Рабочее место учителя: дощечка, брусок, динамометр со скрытой шкалой, стекло, набор грузов, стакан с водой; весы с закрепленными на их чашах изображений детских лиц.

Рабочее место ученика: план изучения физического явления ОК-7, рабочий лист, планирование физического эксперимента, лист самооценки, набор грузов, бруски с разной поверхностью (резиновой, обитой наждачной бумагой разной грубости, пластиковой), бруски с разной площадью боковой поверхностью, дощечки деревянные, гирьки по 20 граммов по одной каждому ученику, фломастеры синий и красный, калькуляторы.

План урока по теме “Трение. Сила трения”. Приложение

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4-5

Приложение 6

Используемая литература:

  1. Касьянов В.А. Физика. 10кл.: Учебник общеобразовательных учреждений.- 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2003 г.
  2. Буров В. А. Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы, ч.I, М., П., 1967 г.
  3. Енохович А. С. Справочник по физике и технике. Учебное пособие для учащихся.-2-е изд., перераб, и доп.-М.: П, 1983. -255с., ил
  4. Каменецкий С. Е., Орехов В. П. Методика решения задач по физике в средней школе, М., П., 1971г.
  5. Караваев А. И. Управление познавательной деятельностью Методологические ориентировки по физике. Киров, 1999 г
  6. Ланина И. Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М., П., 1985г.
  7. Тульчинский М.Е Занимательные задачи - парадоксы и софизмы по физике, М П., 1971г