Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути")

Разделы: Литература


Цели:

  • Рассмотреть проблематику и художественное своеобразие рассказа “На пути”.
  • Выяснить особенности чеховского творческого метода.

Оборудование: портрет писателя, аудиозапись музыкального произведения С.В.Рахманинова “Утес”.

Методы и приемы работы: беседа, анализ произведения, комментированное чтение, поисковое чтение.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя (цитата написана на доске): “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”, – писал А.П. Чехов. Именно те, кого не видно, те кто страдают, волновали Антона Павловича Чехова. Человек – ведущая тема в творчестве писателя.
Тема нашего урока: “Грустные мысли о человеческом счастье”.

– Эпиграфом к уроку я взяла слова критика М. Курдюмова:

… Ненужность же является обычно следствием того, что широкие планы не удались и прекрасные мечты не оправдались.
Если же от большего приходится отказываться, то малым заниматься не стоит – это типичная черта русского характера.

– Как соотносится эпиграф с темой урока и с тем, что сказал А.П. Чехов о человеке в рассказе “На пути”, мы обсудим в конце урока.

II. Беседа по прочитанному дома.

– Откройте рассказ “На пути". Прочитайте эпиграф к нему.  Какое стихотворение М.Ю. Лермонтова прозвучало в этом эпиграфе? (Ученик стихотворение читает наизусть.)

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

– Какое чувство овладевает лирическим героем? (Да, это лирическое печальное стихотворение об одиночестве. Чехов, как и Лермонтов, всю жизнь ощущал одиночество, хотя рядом были любящиеего и любимые им люди. Недаром Антон Павлович носил перстень, на котором была надпись: “Одинокому везде – пустыня”. Можно сказать, рассказ пронизан той же тональностью, тем же лейтмотивом (повторяется термин – лейтмотив).

– Итак, одна из особенностей чеховского почерка – лейтмотивное повествование, как основа композиции рассказа. Коротко перескажите сюжет. Можно зачитывать некоторые моменты. (В трактире для проезжающих встретились мужчина и женщина, застигнутые на пути метелью. Встреча происходит в рождественскую ночь, между главными героями зарождается мимолетное чувство.)

– Какой смысл вносит в повествование мотив праздника? (Рождество семейный праздник, а они в пути.)

– На каких действующих лицах автор сосредотачивает свое внимание и почему? (Лихарев и Иловайская – это два одиноких путника.)

– Прочитайте портретную характеристику двух героев. Какие черты в облике героев особенно подчеркивает автор? Какие художественные приемы использует? (Словом “русский” Чехов говорит о простоте и широте, об открытости, щедрости, доброте, бесшабашной удали своего героя; словом “английский”–  что Иловайская, по своему характеру, совершенно чужая Лихареву. Художественные приемы: антитеза, сравнение, эпитеты, олицетворение.)

– Мы знаем, у Чехова фамилии говорящие. О чем говорит фамилия Лихарев? (Лиха-беда, лихой, бедовый – характер героя.)

– Прочитайте описание в начале рассказа и в конце. Отметьте повторы (помните, у Чехова они не случайны). Какую роль играет пейзажная зарисовка в рассказе “На пути”? (Пейзаж отражает эмоциональное состояние героев, неустроенность их жизни, отсутствие тепла в душе.)

– Какие звуки повторяются? (А, о, э, р.) Это – ассонанс. “А” – кому-то страшно, “О”– больно, “Э”– зовет на помощь; “Р”– рев зверя. Так создается музыкальность произведения, мелодия тоскливая, угрожающая. И это тоже – особенность чеховского метода.

III. Объяснение учителя

– Ребята, мне хотелось бы обратить ваше внимание на интересную деталь: описанием праздничной, уютной комнаты, автор, как ни странно, подчеркивает бесприютность и одиночество героя, потому что все же это не дом, здесь все чужие, кроме дочки.
Слова “старец Серафим”, то “шах Наср-Эддин”, то “жирный ребенок” отражают характер героя; он – то святой, то – жестокосердный герой-любовник, то – избалованное, капризное дитя.
Но, чтобы явственнее представить душевный мир Лихарева, его помыслы, обратимся к монологам. Помните, у Чехова монолог и диалог отражают характер героев.

(Чтение отрвков.)

– Каким вы увидели героя? Что рассказал Чехов об истории России? (Лихарев предстал перед нами человеком, ищущим, стремящимся к какой-то цели, хотя он и сам не знает, что ему нужно. Здесь же Чехов отразил историю развития страны, ее переломный момент и общественное движение 50–60-х годов XIX века.)

– Черты каких писателей вы узнали в строках чеховского повествования? (тургеневский нигилизм особенного человека;  отрицание собственности Толстого;  непротивление злу насилием Достоевского.)

– Это – литературные реминисценции. Они отражают ориентиры самого Чехова и его героя.

– Зачем включается исповедь персонажа? (Лихарев понимает, что находясь в поиске, прошел мимо чего-то важного, мимо того, что является высшим смыслом жизни. Высшим идеалом – это любовь, семья, дети. Но есть надежда, что его простят, поймут. Не случайно рядом с ним дочь.)

– Поняла ли его Иловайская? (Спорный вопрос, каждый учащийся текстом доказывает справедливость своего мнения.)

– Но Иловайская не захотела нарушить свой покой, разделить чувства с Лихаревым. Не захотела променять размеренную, пусть и одинокую, жизнь, на страсти, порывы, увлечения.
– Кого из литературных героев напоминает вам Лихарев? (Дети вспомнили Печорина, Онегина, Раскольникова.)

Учитель. Мы видим двух прекрасных людей. Он сгубил себя беспечностью, мечтательным легкомыслием. Она усыпила в себе истинные чувства и не дает им выхода, заворачиваясь в “бесформенный узел”. Критики назвали Лихарева “лишним человеком”. Но Курдюмов утверждал, что Чехов “никогда не решается бесповоротно заклеймить человека, как бы ни был он грешен”. Как вы думаете, прав ли критик? (Ребята говорят, что особенность художественного мастерства писателя – недосказанность. Пусть читатель сам думает, как относиться к герою. А Лихарев прежде всего несчастный человек.)

IV. Итог урока

– Обратимся к эпиграфу урока. Как его можно соотнести с рассказом А.П. Чехова? (Чехов хотел сказать, что иногда человек сам виноват в своих страданиях, потому что не способен ценить малое. Мечты о высоких идеалах – прекрасны, но большое начинается именно с малого.)

– Почему рассказ называется “На пути”? (Ответы детей.)

– Прочитав рассказ Чехова “На пути”, композитор С. Рахманинов создал музыкальное произведение “Утес”. Прослушайте отрывок из него. Удалось ли музыканту передать основной мотив произведения?

V. Домашнее задание

На выбор:

  1. Написать рецензию на рассказ.
  2. Нарисовать иллюстрацию, чтобы она отражала основной мотив произведения, или подобрать картинки, которые могли бы быть иллюстрациями к рассказу.

Литература:

1. И.Ю. Бурдина Чехов в школе. “Дрофа” М. 2001.

2. С.М. Евграфова “Чеховские этюды”. Газета "Русский язык", изд.“Первое сентября”.

3. И.В.Золоторева, Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе, часть 2.

4. Учебник Литературы, 10-й класс.