Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Способы проверки безударной гласной в корне слова" (школа России). Русский язык. 2-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • Закрепление знаний учащихся о способах проверки написания безударной гласной в корне: изменением числа, подбором однокоренного слова или сверкой со словарём.
  • Развитие орфографической зоркости, памяти, мышления, устной и письменной речи.
  • Воспитание любви к природе.

Оборудование: картины о весне: Левитан “Весна. Большая вода”, “Март”, Саврасов

“Грачи прилетели”, предметные картинки “Птицы”, таблицы, книга с изображением птиц, перфокарты, записи на доске, учебник “Русский язык для 2 класса” - Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- Мини-сочинение “Весна”.

– Индивидуальная работа: три человека работают по перфокартам.

У. Встречались ли слова на безударную гласную в корне слова? Какие способы проверки безударной гласной вы применяли?

Д. Встречались. Применяли все три способа проверки безударной гласной в корне. III. Сообщение цели урока.

У. В нашей школе проходит неделя русского языка. Все классы показывают свои знания по русскому языку, и мы тоже выполним много разных заданий, повторим правописание безударной гласной в корне.

IV. Работа над темой.

1. Написание в тетради “7 апреля. Классная работа”.

У. Какой сегодня праздник?

Д. Благовещение пресвятой богородицы.

2. Минутка чистописания.

В звуки [в],[в’] – согл., зв.,парн.

В марте – в…сна п…левая, в …преле – р…чная, в мае – л…сная.

У. Прочитайте предложение. Как вы понимаете эту пословицу?

Д. Первая весна пришла, когда в поле показалась земля. Вторая весна пришла, когда треснул толстый лёд, третья придёт, когда последний снег растает в лесу, лес оденется листвой.

У. Прочитайте слова, где пропущены буквы.

Д. Весна, полевая, в апреле, речная, лесная.

У. В какой части слова пропущена буква?

Д. В корне.

У. Какие способы проверки безударной гласной в корне вы знаете?

Д. Изменение числа, подбор однокоренного слова, сверка со словарём.

У. Докажите.

Д. Вёсны – весна – изменение числа, поле – полевая – подбор однокоренного слова, апрель – словарное слово.

У. Докажите, что слова полевая, поле – однокоренные.

Д. Разная основа слова.

На доске появляется таблица:

вода водитель водяной

У. Являются ли эти слова однокоренными? Почему?

Д. Нет, у них разное лексическое значение.

3. Словарная работа.

Два ученика пишут за доской

У. Напишите отгадки:

Яростно река ревёт
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель
Месяц к нам пришёл… (апрель)

Среди колосьев он живёт,
Его домишко тесен.
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен. (жаворонок)

- Ранний певец, с первым лучом солнца звучит радостная песня

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (берёза)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)

У. Запевает поздним вечером, всю ночь не умолкают чудесные звуки.

Какая птица помогла Дюймовочке от женитьбы с кротом? (ласточка)

У. Какой способ проверки существует при написании этих слов?

Д. Сверка со словарём.

4. Составление предложения про ласточку. Запись предложения в тетради. Один ученик пишет на доске с комментированием.

Ласточка свила гнездо под крышей.

У. Назовите слова, где нужно найти проверочное слово?

Д. Свила, гнездо.

У. Какие способы проверки?

Д. Свила – вить – подбор однокоренного слова, гнездо – гнёзда – изменение числа.

У. Назовите слово, которое проверяется по словарю?

Д. Ласточка.

У. Как вы думаете: ласточка – это перелётная птица или зимующая?

Д. Перелётная.

У. Обратите внимание на других перелётных птиц (показываю картинки с изображением грача, журавля, скворца, дрозда, аиста).

Кто прилетает самый первый? (грач, ему достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Длинным крепким клювом выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей;

- У какой птицы нет голоса? (у аиста нет голосовых связок, т