Тема урока: "Общее выведение правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: Безударные окончания существительных


Цели.

Образовательные:

  • на основе групповых и коллективных наблюдений подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
  • составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных и научиться пользоваться им.

Развивающие:

  • обогатить речь;
  • сформировать навык грамотного письма.

Воспитательные:

  • прививать интерес к родному языку;
  • воспитывать самостоятельность и развивать навыки сотрудничества.

Оборудование. Листы-пособия для работы в группах, опорная схема склонений имён существительных, красочно оформленные короны падежей, карточки со словами-ключами, опорная схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имен существительных, карточки с разноуровневыми заданиями; фишки красного, зеленого и жёлтого цвета на парте каждого ученика.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Оргмомент. Игровое целеполагание.

Игровое приветствие “Здравствуйте!”

 

 

 

Что мы обычно записываем на третьей строке? Эту строку мы пока оставим свободной.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Запись в тетради числа и классной работы.

Тему урока.

2. Актуализация опорных знаний.

Словарная работа.

Мы продолжаем работу в городе Морфология. Остановимся на одной из улиц этого города, которую вы назовёте сами, выполнив следующее задание.

Есть много интересных слов.

Их знаете давно,

Вот, например, (пишите столбиком)

Подчеркните орфограммы. (Проверка цепочкой по слогам) Сравниваем с работой учеников у доски. Находим ошибки. Исправляем. (Отметка)

Что объединяет все эти слова?

Докажите.

На улице имён существительных мы проверим: как у каждого из нас работает такое важное человеческое свойство, как память. Вот учёные, допустим, говорят, что человек ничего не забывает, всё, что он когда-либо слышал или видел, записывается в его голове как на плёнку магнитофона и никогда не стирается. Нужно только суметь это достать, когда необходимо. Сейчас мы и “достанем” всё, что учили с вами по склонениям имён существительных.

Так, на какие группы можно разбить данные существительные? Разбейте эти же слова на три группы и запишите их, исправляя допущенные ошибки. (Проверка двух-трёх учеников). (Отметки)

- А что значит просклонять имена существительные? Сейчас мы пойдем в гости к падежам, но не одни, а возьмем с собой кого? (Вертикальный ряд начальных букв словарной работы: МЕДВЕДЯ) Но сначала определите в какой столбик мы запишем слово медведь и впишите.

(Два ученика выполняют задания на обратной стороне доски)

Остальные учащиеся выполняют работу в тетрадях, записывая столбиком слова.

Мороз
единица
душ
вещь
ель
дорога
яблоко

(Подчеркивают орфограммы, ставят ударение в словах)

Это существительные.

(Отвечают на вопросы кто? или что?, обозначают предмет, изменяются по падежам)

Дети вспоминают, что существительные бывают трёх склонений. (Опора – схема для слабых детей вывешивается на доску.) К первому склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями –а,-я; ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о,-е; и к существительным третьего склонения слова женского рода с нулевым окончанием.

На три: существительные 1, 2, и 3 склонения.

Единица мороз вещь
Дорога душ ель
яблоко

Изменить по падежам.

Вписывают слово медведь во второй столбик.

3. Игра “Поход в гости”

Дидактическая задача: повторить все падежи.

Игровая задача: посетить все падежи.

Падежи предлагают поиграть. Они даже свои именные обручи вам приготовили. Кому, какой падеж нравится, берите и надевайте обруч с его названием. (Используются бумажные обручи на голову с наименованиями падежей). Каждый ученик надевает обруч какого-то падежа. Теперь он будет сам называть ключевое слово в этом падеже, когда оно встретится в тексте. Учитель объясняет: “Я буду читать текст про медведя. Перед словом медведь, я буду останавливаться, и это слово должен будет сказать тот ребёнок и в той форме, какой этого требует текст.”

“На самой большой и красивой площади краевого центра высокое здание украшает белогрудый (КТО?... медведь), держащий в лапах герб города Хабаровска. Всеволод Петрович Сысоев, дальневосточный писатель, написал о (КОМ?.... медведе) много рассказов. Трудно представить себе русский лес без (КОГО?... медведя). Близко подходить к (КОМУ?...медведю) опасно. В лесу можно наблюдать за (КЕМ?... медведем) можно только издали. Во многих сказках мы встречаемся с (КЕМ?... медведем.) Вы, наверняка, видели (КОГО?... медведя) в зоопарке.”

Составьте и запишите своё предложение о медведе в тетрадь.

4. Групповая работа. А теперь вы сходите в гости к падежам сами. Работать будем в группах. Распределимся на три группы в соответствии с количеством склонений. Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу. Каждой группе предлагается лист-пособие со словами. 1 группа – слова 1 склонения – рука, корзина.

2 группа – слова 2 склонения – плечо, копыто.

3 группа – слова 3 склонения – грудь, мебель.

Прочтите “шаги”.

  1. Просклоняйте данные существительные.
  2. Выделите окончания. Если не знаете, какую букву писать, ставьте знак “?”
  3. Поставьте ударения.
5. Постановка проблемы.

Легко ли было определить, какую букву писать в окончании существительных?

В каких словах окончание не вызвало затруднений? Почему?

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? Почему?

В каких падежах легче всего допустить ошибку?

Где еще может находиться безударная гласная?

Как её проверить?

А как проверить её в окончании?

Можем сразу ответить на этот вопрос? Почему?

Формулирование цели урока.

Определите цель нашего урока.

 

Предположения детей.

(Рука, плечо, грудь) В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук.

(Корзина, копыто, мебель) Окончания безударные, звук может не соответствовать букве.

В родительном, творительном, дательном и предложном падежах.

(В корне)

Ударением.

Дети затрудняются с ответом.

Нет, не знаем правило проверки.

Узнать правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

6. Ф/М Девочки отвечают за безударные окончания имён существительных, а мальчики за ударные. (Девочки приседают, мальчики – наклоняются).

Слова: о Родине, на маму, к добру, счастье, об утре, по плечу, на руке, воздух, на луне.

7. Открытие детьми нового знания.

Появились ли у вас какие-либо предположения?

Какие слова стали бы ключом к решению проблемы написания безударных падежных окончаний?

На доске опора – схема.

Вернёмся к проблеме. Уберите “?”.

Так какова тема сегодняшнего урока?

Запись в тетради темы урока.

Дети высказывают свои мнения. (Безударные окончания проверяются ударными в пределах одного склонения)

(Рука, плечо, грудь)

О корзин?, к корзин?, корзин?й, копыт?м, о копыт?, у мебел?, к мебел?, о мебел?.

(Правило проверки безударных падежных окончаний имён существительных)

8. Составление алгоритма: коллективная работа.

Заметили ли вы одинаковые действия при определении безударных падежных окончаний? Какие?

 

 

 

На доске появляется схема алгоритма проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

(Предположения детей), составление алгоритма проверки безударных падежных окончаний.

Громкое проговаривание нового знания.

Алгоритм:

  1. Ставлю существительное в начальную форму и определяю склонение.
  2. Подбираю слово-помощник и ставлю его в ту же форму.
  3. Пишу такое же окончание, как у слова – помощника.
  4. Проверяю, обозначаю орфограмму графически.
9. Первичное закрепление по уровню класса. Дети первого уровня выполняют упражнение в учебнике № 187, стр. 17 у доски с проговариванием вслух алгоритма.

(Детям второго уровня) “Найди окончание”

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Найти окончания некоторых слов в поговорках.

Содержание игры: “Окончание – очень изменяемая, подвижная часть слова. Она легко может потеряться. Найди потерянные окончания для этих пословиц”.

Материалы: Карточки.

Собирай по ягодк... – найдешь кузовок. Капля по капл... и камень точит. Без букваря и грамматик... не учатся и математик...

(Детям третьего уровня)

Отрицательная наглядность (по методике Ш.А.Амонашвили)

Дидактическая задача: Сформировать умение находить ошибки.

Игровая задача: Помочь Незнайке.

Содержание игры: Незнайка написал свою историю так. Исправьте её.

Материалы: Специально оформленная карточка.

Нашел я во дворе камень. Подержал его на своей ладоне, да и подарил дяди. Дядя о моем камни всем рассказал, дал подержать всем на ладонях. Ну, а мне камень не жаль. Я на речки себе много камней найду.

10. Итог урока. Чему учились на уроке? Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правописании безударных падежных окончаний?

Посмотрите на свою работу в тетради. Попрошу Вас откорректировать её дома и прописать на свободной строке неправильно получившиеся элементы букв и соединений.

На память от себя я хочу подарить вам ключики. Зачем? Чтобы с их помощью открыть дверь в безударные окончания в упр. 188 на стр. 18.

Рефлексия. График на доске. (Закройте глазки и вспомните весь наш урок от начала до конца)

- А теперь поднимите красные фишки, кто доволен своей работой на уроке?

- Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.

- Зелёные фишки, кто не доволен.