Циклы уроков по теме: "Измерение и построение углов"

Разделы: Математика


Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по теме “Угол”, познакомить с новой единицей измерения (градус) и прибором для измерения углов;
  • составить алгоритм измерения угла;
  • используя алгоритм измерения угла, научиться измерять разные виды углов;
  • развивать умение анализировать и систематизировать знания;
  • воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи, аккуратность и точность.

Первый урок – урок изложения нового материала.

I. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового в виде теста с выбором правильного ответа

Стороны угла – это:

а) отрезки;
б) лучи;
в) прямые.

2. На рисунке 1 изображен угол:

Рис. 1

а) Е;
б) EFD;
в) FDE.

3. На рисунке 2 изображено:

рис. 2

а) 3 угла;
б) 5 углов;
в) 6 углов

II. Объяснение нового материала с обязательным структурированием материала в виде плана, схемы, конспекта

1. Мотивация

Учебник стр. 142. На рисунках изображены два неравных угла и два неравных отрезка.

– Сравните два задания:

1) Определите, какой из двух данных отрезков больше и на сколько?
2) Определите, какой из данных углов больше и на сколько?

– Сможете ли вы выполнить оба задания полностью?

– Каких умений и каких знаний вам не хватает, чтобы выполнить второе задание?

В результате обсуждения ставятся цели и задачи урока, записывается тема.

– Для того, чтобы определить на сколько один угол больше (или меньше) другого, мы должны уметь измерять углы, а для этого нужно:

  • знать, какой прибор служит для измерения углов;
  • знать единицу измерения углов.

2. Лабораторная работа: “Измерение углов”.

– Для измерения углов применяют транспортир. При измерении углов, как и при измерении любых величин, выбирают единицу измерения и устанавливают, сколько раз она содержится в данном угле. Углы измеряются в градусах. Градусом называют долю развернутого угла. На шкале транспортира отложены углы в 1о, поэтому с его помощью можно измерить на плоскости любой угол, выраженный в градусах.
Если вы посмотрите на транспортир, то заметите два ряда чисел. Один ряд начинается с 0° и заканчивается 180°. Другой ряд начинается со 180° и заканчивается 0°. Измеряя угол, надо правильно выбрать числовой ряд.

– Совместите центр транспортира с вершиной угла и стороной угла так, чтобы луч прошел через метку на транспортире 0° (180°).

– Определите, через какую отметку на транспортире проходит второй луч. (Правильно выберите числовой ряд!)

– Перед вами два угла. Измерьте их. Если транспортир наложен на угол, то нужно воспользоваться рядом чисел, начинающихся с 0°.

img3.gif (15074 bytes)

ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

  1. CED меньше прямого угла.
  2. CED – острый. CED = 60°.

  3. DOC больше прямого угла.
  4. DOC – тупой. DOC = 130°

3. Составление схемы ориентировочной основы действия.

В результате фронтальной работы на доске постепенно составляется алгоритм < Приложение 1 >.
На основе полученных результатов, вносятся дополнения в опорный конспект предыдущего урока.
[6]

III. Репродуктивное ( первоначальное) закрепление

1. Индивидуальная работа.

Задание 1. Измерьте углы. Учащимся выдаются карточки, на которых изображены 4 угла с наложенными на них транспортирами.

2. Фронтальная работа с проверкой по методу “да–нет”

Метод “да–нет”

На доске слева записывается “Да” , справа – “Нет”. Учитель просит поднять левую руку (Да) тех, кто согласен, или правую (Нет) – кто не согласен. Все учащиеся отвечают одновременно и однократно, а значит вполне определенно. После поднятия рук можно продолжить объяснение или обсудить полученные ответы.

Задание 2. По какому рисунку можно определить величину угла с помощью транспортира, а по какому – нет? Почему? [5]

Задание 3. Олег измерил угол MON по алгоритму:

  1. Совместить вершину угла с центром транспортира.
  2. Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через начало отсчета на шкале транспортира.
  3. Найти штрих на шкале, через который проходит вторая сторона угла.

В результате у него получилось, что MON = 30° . Прав ли он? Если нет, то объясни, в чем его ошибка?   [5]

IV. Тренировочное закрепление

1. Индивидуальная работа

Задание. Измерьте углы. Учащимся выдается карточка, на которой изображены 6 углов разной градусной величины.

2. Контроль теоретических знаний и подведение итогов урока.

Задание. Найди верные высказывания. Из соответствующих им букв составь название единицы измерения.

(Ответ: ГРАДУС)

1) Углы измеряют с помощью линейки.
2) Углы измеряют с помощью транспортира.
3) Единицы измерения углов – килограммы.
4) Единицы измерения углов – градусы.
5) 1о равен части развернутого угла.
6) Развернутый угол имеет градусную меру 180°.
7) Острый угол меньше развернутого.
8) Прямой угол имеет градусную меру 90°.
9) Тупой угол больше развернутого.

Ж
Д
М
А

У

Р
С
Г
Е

Дети в тетрадях записывают ответ и поднимают руку. Учитель проверяет первые 5 работ и поощряет детей календариками, открытками, наклейками и т.п. Если использовать такой вид проверки систематически, то накопленные призы детям можно обменять на “пятерку”, заранее предупредив детей об ее эквиваленте.
Для тех учащихся, которые быстрее выполняют задания в течение урока, можно предложить дополнительное задание, которое можно оценить и проверить после урока, кроссворд < Приложение 3 > .

3. Домашнее задание: § 29. Алгоритм и опорный конспект. № 522, 524 . Задания на измерение углов. № 526 (б, в). Определить, какую часть развернутого угла составляют данные углы.

Второй урок – урок проверки знаний, умений и навыков

I. Проверка знаний учащихся по изучаемой теме

1. Учебник. Упражнение № 520.

Задание: Вычислить устно и выбрав правильный ответ, заполнить таблицу. Зашифрованное слово – название инструмента, который служит для измерения углов. (Ответ: ТРАНСПОРТИР)

1) 26 + 33
Е. 69; Т. 59; К. 58.

2) 58 – 34
Р. 24; У. 28; А. 34.

3) 18 . 3
О. 32; А. 54; Е. 44.

4) 42 : 7
К. 28; М. 7; Н. 6.

5) 15 . 5
С. 75; К. 25; О. 20.

6) 32 – 16
К. 26; И. 22; П. 16

7) 36 . 4
А. 72; И. 96; О. 144.

8) 72 : 9
Р. 8; К. 9; Л. 7.

9) 44 + 56
Т. 100; А. 82; Е. 90.

10) 280 : 4
А. 7; У. 80; И. 70.

11) 35 . 20
Н. 70; К. 15; Р. 700

1

2

3

4

5 6 7 8 9 10 11
                     

2. Работа в парах. Проверка знаний алгоритма измерения углов, знание опорного конспекта.

II. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

1. Самостоятельная работа 29.2  [2]

2. Самопроверка.

Самостоятельная работа заканчивается за 5 минут до конца урока. Ученики в рабочей тетради записывают ответы ко всем заданиям. Когда работы будут сданы учителю, открываются верные ответы.

3. Домашняя работа: § 29. Учебник. Контрольные задания, стр. 146.

Урок по теме “Построение углов с помощью транспортира”

Цели и задачи:

  • проверить знания учащихся по теме “Измерение углов”;
  • составить алгоритм для построения угла; используя алгоритм построения угла;
  • научиться строить разные виды углов;
  • развивать умение анализировать и систематизировать знания;
  • воспитывать умение общаться, чувство взаимопомощи, аккуратность и точность.

I. Проверка знаний предыдущего материала и готовности к усвоению нового

1. Работа в парах

Задание: Заполнить пропуски в алгоритме измерения угла. (Проводится взаимопроверка.)

2. Повторение опорного конспекта.

Учащиеся выполняют задания и затем сдают на листочках записанный ответ учителю.

Задание: Найти верные высказывания. Из соответственных им букв составь название столицы одного из африканских государств.

Р – угол в 56° острый.
О – угол в 94° прямой.
К – угол в 138° тупой.
Д –  угол в 110° развернутый.
А – угол в 90° прямой.
И – угол в 3° острый.

(Ответ: КАИР)

II. Объяснение нового материала с обязательным структурированием материала в виде плана, схемы, конспекта

1. Составление схемы ориентировочной основы действия.

В результате фронтальной работы на доске постепенно составляется алгоритм построения угла. < Приложение 2 >.

2. Практическая работа.

Задание: Построить данные углы. 1) 30°, 2) 155°.

Практическая работа проводится на нелинованной бумаге. По окончании работы учащиеся проверяют в парах друг у друга работы, но сдадут их в конце урока учителю.

3. Выполнение упражнений из учебника.

Задание № 527 (в, е) Построить угол, градусная мера которого равна части прямого или развернутого угла.

Задание выполняется на том же нелинованном листе бумаги.

Задание № 528 (б, в) Вычисление градусной величины угла как целого по его части.

III. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по данной теме

1. Тест “Угол. Измерение углов”. [3] Два варианта.

2. Домашнее задание: § 29. Алгоритмы и опорный конспект.  № 523 (начертить углы), 527(а, б, г, д), 528 (а, б)

Литература:

1. И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович. “Математика. 5 кл.”: Учебник, М: Мнемозина, 2004 г.

2. И.И.Зубарева, М.С.Мильштейн и др. “Самостоятельные работы в V–VI классах”. Журнал “Математика в школе” № 10. 2005 г.

3. С.А.Пушкин, И.Л.Гусева, А.О.Татур. “Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля”. Лаборатория аттестационных технологий МИОО, “Интеллект-центр”, Москва, 2004 г.

4. Рей Алан, Мартин Вильямс. “Математика на 5”. М.: АСТ-пресс, 1996 г.

5. Л.Г.Петерсон. “Математика. 3 класс”, часть 4, М: С-ИНФО, БАЛЛАС, 1996 г.

6. Л.Воронина. “Опорные конспекты для 5–6 классов”, см.: Библиотека “Первого сентября”, “Я иду на урок” М. 1999 г.