Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • продолжить формулирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
  • выявить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы;
  • на примере деятельности Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в обеспечениеи победы на Куликовом поле;
  • содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
  • способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта “Русь в XIII-XIYвв”; документы “Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”; раздаточный материал (Приложение 1), С.И. Ожегов “Словарь русского языка”; компьютерная презентация (Приложение 2).

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Музыкальная заставка. Объявление темы урока.
  3. Фронтальный опрос д/з.
  4. Новый материал:
    1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению, поход на Дон.
    2. Сергий Радонежский.
    3. Сражение на Куликовом поле.
    4. Причины и историческое значение победы русских войск. Укрепление позиций Москвы как центра сплочения сил для дальнейшей борьбы с монголо-татарским владычеством.
  5. Закрепление. Рефлексия.

(Слайд 1)

Эпиграф: “…время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…” (И.Б. Греков)

(Слайд 2)

Тема нашего сегодняшнего урока - “Дмитрий Донской. Куликовская битва”.

Фронтальный опрос

Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке?

(Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог; личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения)

Я предлагаю провести с вами историческую разминку.

(Слайд 3)

Дайте определение следующим терминам:

ордынский выход,
баскак,
иго,
ярлык.

(Слайд 4)

“Кто думал-гадал?..” - запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах.

Покажите на карте местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения?

(Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.)

Чтобы более подробно восстановить события возвышения Москвы, предлагаю вам выполнить тест.

  • Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?
  • Как вы думаете, существовали ли в первой половине XIVв. иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?

(По всей вероятности нет, Русь еще не была готова померяться силой с Ордой; Руси необходимо было копить силы и средства, крепить единство, а для этого требовалась жесткая и хитрая политика, которую и проводили московские князья, начиная с Ивана Калиты)

Иван Калита проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Москва стала медленно, но уверенно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли.

1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.

(Слайд 5)

Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

Приведите примеры страдания русского народа от монголо-татар.

(Уводили “в полон”, утрачены были многие ремёсла, прекращено храмовое строительство).

И сегодня в течение всего урока вы должны будете работать с алгоритмом по составлению характеристики князя Дмитрия.

В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем, затем тверским. Он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными; Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.

Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. (Слайд 6) Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. “Это было первое правильное сражение, выигранное русскими” (К.Маркс)

Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.

Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Как готовились, и какие цели ставили перед собой обе стороны, станет ясно из документа, с которым вам предстоит поработать.

Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище”, (текст на старославянском языке и на русском).

  • На основе документа определите цели похода Мамая на Русь?
  • Какие строки древнерусского произведения подтверждают уверенность Мамая в победе?
  • Сделайте вывод о действиях князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем?
  • Два ученика работают со словарем: найти значение слов “инок”, “игумен”.

Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота, множество мелких феодалов-разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.

Князь Дмитрий формирует большое войско, собирая силы русских княжеств. Как пишет летописец, ему удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. По сути это было всенародное ополчение, 36 городов принимали участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи.

2. Сергий Радонежский.

(Слайд 7)

Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

Что означает слово “игумен”?

Каково толкование слова “инок”? (Ответы учащихся)

И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
- Иди!
Да не коснется сердца страх!
Ты вернешься скоро!...
И двух богатырей измерил взором: -
Вот иноки – сподвижники тебе.

Нравственное возрождение народа, по словам В. Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия в живую душу народа.

3. Сражение на Куликовом поле.

И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

Почему он переправил войска через Дон?

Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. (Слайд 8)

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа.…От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге” под игом монголо- татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.

8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой несметные орынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.

Как вы понимаете, что такое поединок?

Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой, вернулся в русские полки.

Мужество Пересвета нашло отражение в строках современного поэта Ивана Савельева:

Шумит ковыль,
кровавясь под конем
Твою мне чашу не испить, Победа,-
Зашлось пронзенное копьем
неистовое сердце Пересвета…
И не поднять в последний раз руки.
И лишь последним, уходящим взглядом
Он провожает Дмитрия полки,
Текущие по берегу Непрядвы…

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы, а затем мы поработаем с документом. Дату сражения запишите в тетрадь.

Анимированная карта “Куликовская битва”. (Слайд 9)

Ярко и образно это событие показано современником в литературном произведение “Задонщина”. Давайте обратимся к отрывку из произведения. Прочтите его и ответьте на вопросы.

4. Причины и историческое значение победы русских войск.

(Слайд 10)

Победа на Куликовом поле, доставшаяся ценой беспримерной стойкости, храбрости. Убежденности в своей правоте и необходимости победы для всей русской земли, эта победа была началом возрождения новой Руси. Сюда на поле Куликово пришли разрозненные полки русских княжеств, а ушла единая Русь. Русь, развеявшая легенду о непобедимости татарских войск. Спустя века на месте битвы был воздвигнут монумент. В Куликовской битве сказалась главная черта русского национального характера – жертвовать собой во имя спасения других. Пройдут годы, десятилетия, и пронесётся по измученной Руси клич к единению, поднимающий народ на борьбу с врагом.

  • Ребята, какова роль Дмитрия Донского в победе?
  • Чем вы объясните успех русского войска? Каковы причины победы?
  • В чем на ваш взгляд, состоит историческое значение победы русских на поле Куликовом?

5. Закрепление.

А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.

И сделаем это не совсем обычным образом. (Слайд 11)

Перед вами сундук, чтобы открыть его нужно правильно ответить на вопрос: о ком или о чём идет речь?

  • “ именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь, который является резиденцией патриархов Русской Православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа” (С. Радонежский)
  • “ этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб”. (Мамай)
  • “Он, осадив коня, взглянул окрест:
    Чем этот день для братьев обернется?
    Копьё,
    Да схима,
    Да тяжелый крест,
    Что Сергий дал,-
    Оружье ратоборца”. (Пересвет)
  • “Уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие”. (Меч)

(Слайд 12)

Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.

(Слайд 13)

А слова современника Сергия Радонежского: “В единстве сила Руси!”, актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величие подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!” (А. Никитин)

Наш урок походит к концу, в качестве домашнего задания предлагаю вам разгадать пиктограмму.

(Слайд 14)

6. Рефлексия.

  • Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем.
  • Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем.
  • Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем.