Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Путешествие в мир звуков и красок весны"

Разделы: Преподавание в начальной школе, Внеклассная работа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с произведениями разных авторов о весне (Н. Сладкова, А. Саврасова, П. И. Чайковского).
  2. Осуществлять связь содержания уроков чтения с изобразительным искусством и музыкой.
  3. Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.

Оборудование: книги для внеклассного чтения, тексты Николая Сладкого “Март”, “Апрель”, “Май”, репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”, запись музыки П.И. Чайковского “Времена года” и С.В. Рахманинова “Концерт для фортепьяно с оркестром №2”, запись “Птичьи голоса”, картинки первых цветов, портреты композиторов, детские рисунки о весне.

Оформление доски.

“Все весны дыханием согрето, все кругом и любит и поет”.

А.Толстой

Ниже доска разделена три части.

Март Апрель Май
Март с водой, В апреле земля преет. Как в мае дождь,
апрель с травой. так будет рожь.

Под каждой пословицей размещены соответствующие месяцу детские рисунки. Подготовлена выставка книг о весне.

Ход урока

I. Организация класса.

Вход учащихся под музыку С. Рахманинова.

II. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.

Загадка: Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна)

Чтение эпиграфа с доски.

На уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла, достойна того, чтобы о ней, дикой, было рассказано по-человечески, доброжелательно и красиво.

Чтение детьми стихов о весне.

Пали морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа просыпается. Послушайте, как просыпается природа.

Звучит запись птичьих голосов.

Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес на поляну.

III. Изучение нового материала.

Месяц март.

1. Теперь послушайте загадку из знакомой вам сказки “Старик- годовик”, которую мы читали во II классе.

“Махнул старик-годовик второй раз и полетела вторая тройка птиц. Снег стал таять, на полях показались цветы.”

- Назовите этих волшебных птиц. Правильно, это март, апрель, май (обращаю внимание на доску).

Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает. Какой первый месяц? Март. Теперь прочитаем первую запись на доске и объясним ее смысл. (Чтение и объяснение детьми смысла пословицы)

А сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что оно означает.

Ученик.

В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали.

Прочитайте рассказ Н. Сладкова “Март” и ответьте на мои вопросы.

- С каким чувством автор рисует картины природы?

- Какие краски использует автор, описывая небо? Снега? Льды? Следы?

Весной пробуждается природа. А как весна поднимает настроение! Хочется жить, работать, радоваться и, кажется, что жизнь прекрасна.

Даю прочитать отрывок из стихотворения ученику. Он читает.

Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши.
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер.
И легкий пар клубиться у реки.
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.

2. Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. Это Чайковский, Рахманинов, Григ (показываю портреты). Композитор П.И. Чайковский очень любил русскую природу и посветил ей цикл пьес “Времена года”. Сейчас мы послушаем его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка” (прослушивание записи).

- Что вы услышали? (пение жаворонка)

- Какое настроение передается мелодией? (В этой мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного)

“Прощай, зима, здравствуй, весна!” - такие чувства, такие мысли вложил композитор Чайковский в свою музыку.

3. Картину родной природы особенно чувствуют художники. Левитан, Юон, Саврасов (показываю на картины художников).

Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу как живое существо, даже камень неподвижный у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” - лучшая работа Алексея Кондратьевича Саврасова.

- Какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь?

- Что изобразил художник в своей картине? (Русскую деревню с небольшой церковью, деревянным домом, нераспустившимися березами. Прилетели первые весточки весны - неугомонные грачи. С весенним криком они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя теплые лужи.)

Давайте мысленно переместимся в то место на картине. Закройте глаза. Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и как поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.

Взгляните на ваши рисунки. Какие краски выбраны для изображения месяца марта? (Ответы детей.)

Физминутка. Под “ Песню кукушки” дети выполняют движения.

Месяц апрель.

1. Второй месяц вены - апрель.

Ученик.

Родина слова “апрель” - Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”.

Прочитаем и разберем вто