Программа факультативного курса "Тайны текста" (начальный курс)

Разделы: Русский язык, Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая программа факультативного курса “Тайны текста” разработана в соответствии с требованиями современных традиционных программ начальной школы, главной задачей которых является формирование у младших школьников коммуникативной компетенции.

В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причем все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Однако на практике развитие речи по-прежнему понимается традиционно узко – как обучение изложениям и сочинениям. Не видя конечной цели, учитель осуществляет эту работу по старинке, без осознания компонентов методической системы развития речи.

Данный факультативный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь.

Коммуникативные функции языка могут найти наиболее полную реализацию только в тексте. Поэтому текст в данном курсе рассматривается как основной объект коммуникативно-ориентированного обучения языку и речевой деятельности. Центральное место текста в системе гуманитарного образования определяется его семиотическими свойствами и коммуникативными функциями. Основным семиотическим свойством текста является его способность содержать информацию разных видов – предметную, оценочную, эстетическую, эмоциональную и др. Основная коммуникативная функция текста – передавать эту информацию. Младших школьников необходимо научить воспринимать и создавать тексты разных типов речи и жанров.

Факультативный курс “Тайны текста” рассчитан на двухгодичное обучение:

3 и 4 классы (70 часов).

Цель факультативного курса “Тайны текста” – развитие умений построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного письменного высказывания и умений оперирования информативным содержанием прочитанных текстов в целях реальной коммуникации.

Задачи курса:

  • углубить знания учащихся начальной школы о базовых понятиях теории текста;
  • научить анализировать смысловую и логико-композиционную структуру текста;
  • научить извлекать свой текст из текста-источника;
  • совершенствовать умение самостоятельно создавать новые тексты заданного предметно-тематического типа;
  • развивать на базе работы с текстом такие качества речи, как логичность, последовательность, точность.

Программа

3 класс (35 часов)

Текст (14 часов)

Тема и основная мысль текста. Заголовок. Место “данного” и “нового” в предложении.

Жанры текста (14 часов)

Жанры текста (ознакомление). Записка, объявление, телеграмма, письмо.

Типы речи (7 часов)

Виды текстов: повествование, описание, рассуждение (ознакомление). Повествование, глаголы говорения.

4 класс (35 часов)

Текст (8 часов)

Обобщение сведений о тексте: текст, его признаки и типы; заголовок с опорой на тему; части текста, связь между ними.

Жанры текста (10 часов)

Общее понятие о видах текстов делового стиля. Написание короткого письма, личного дневника о своих делах с элементами рассуждения, описания или повествования. Составление объявления.

Абзац (3 часа)

Структура абзаца, деление текста на абзацы.

Типы речи (18 часа).

Виды текстов: повествование, рассуждение, описание.

Изложение: план; изложение с элементами сочинения.

Сочинения. Виды сочинений. Сочинение по картине.

Обучающиеся должны знать и уметь:

  • распознавать текст;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • делить текст на части, соблюдать красную строку;
  • озаглавливать текст;
  • составлять план текста;
  • различать типы текста: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи.

В соответствии с правилами культуры общения, уметь писать записку, письмо, вести личный дневник, составлять загадку, писать объявления и телеграммы;

  • писать изложение с элементами сочинения;
  • писать сочинение повествовательного характера.

3 класс (35 часов)

№ урока № раздела Тематическое планирование Кол-во теорет. час. Кол-во практ. час. Проверочная работа
  I Текст 6 7 1
1-5   Текст. Признаки текста (тема, основная мысль). 2 3  
6   Текст. Заголовок. 1    
7   Учимся озаглавливать текст.   1  
8   Текст. Как в детской пирамидке. 1    
9-10   Место “данного” и “нового” в предложении. 1 1  
11-12   Учимся составлять текст.   2  
13   Знаем – повторим. 1    
14   Проверим себя.     1
  II Жанры текста (начало) 6 7 1
15   Знакомство с жанрами текста. 1    
16   Записка. 1    
17   Учимся писать записку.   1  
18   Загадка. 1    
19   Учимся составлять загадку.   1  
20-21   Пишем объявления. 1 1  
22   Телеграмма. Учимся писать телеграммы.   1  
23   Письмо. 1    
24-26   Учимся писать письма.   3  
27   Знаем – повторим. 1    
28   Проверим себя.     1
  III Типы речи (начало) 3 3 1
29   Понятие о типе речи как способе изложения. 1    
30   Учимся повествовать. Глаголы-говорения. 1 1  
31-32   Пересказываем, рассказываем, сочиняем.   2  
33   Знаем – повторим 1    
34-35   Проверим себя.     1
ВСЕГО: 15 17 3

4 класс (35 часов)

№ урока № раздела Тематическое планирование Кол-во теорет. час. Кол-во практ. час. Проверочная

работа

  I Текст 3 4 1
1   Повторяем: текст, его признаки и типы. 1 1  
2   Признаки и типы текстов.   1  
3   Текст и его заглавие.   1  
4   Заглавие и начало текста.   1  
5   Последовательность предложений в тексте. 1    
6   Проверим себя.     1
7   Секреты правильной речи 1    
           
  II Жанры текста 4 5 1
8   Письмо (продолжение). 1    
9-10   Учимся писать письма.   2  
11   Дневник. 1    
12-13   Делаем дневниковые записи.   2  
14   Объявление. 1    
15   Пишем объявления.   1  
16   Проверим себя.     1
17   Секреты правильной речи 1    
  III Абзац 2 1 0
18   Структура абзаца. 1    
19   Деление текста на абзацы.   1  
20   Секреты правильной речи 1    
  IV Типы речи 4 9 1
21-23   Повествуем, описываем, рассуждаем. 1 2  
    Изложение      
24-25   Секреты изложения. 1 1  
26-27   Изложение. План.   1  
28-29   Изложение с элементами сочинения. 1 1  
    Сочинение      
30   Виды и секреты сочинения. 1    
31-32   Учимся писать сочинение.   2  
33-34   Сочинения по картине.   2  
35   Проверим себя.     1
    ВСЕГО: 13 19 3