Историко-литературная композиция "Подвиг Ленинграда"

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Цель и задачи:

  • формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
  • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
  • воспитывать патриотические чувства, историческую память школьников, уважение к старшему поколению.

Оборудование: информационный стенд “Немеркнущий подвиг народа”; книжная экспозиция “Мужество останется в веках”; плакаты: “Города - герои”, “23 февраля”; папки – накопители: “Стихи о Великой Отечественной войне”, “Молодогвардейцы”, “Великие сражения”, “Поэзия, ты из окопа”, “Генералы XX века”, “Война глазами детей”, “Партизанское движение”.

Зал библиотеки празднично украшен. Перед началом торжества звучат песни военных лет. Ветеранов встречают дети, рассаживают на почетные места.

Ход занятия

На столе зажженная свеча, кусочек черного хлеба, рецепт из книги “Использование в пищу ботвы огородных растений”, дневник девочки блокадницы Тани Савичевой.

Звучит “Седьмая симфония” Шостаковича”.

Ведущая: На нашей встрече присутствует ветеран Великой Отечественной войны Науменко Петр Максимович.

Компьютерный диск “От Москвы до Рейхстага”

Музыкальный фон

Ведущая: 27 января, исполнилось 62 года со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества.

Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

1-чтец:

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой.

Ольга Берггольц.

Диск “От Москвы до Рейхстага”, слайд №1

2-чтец: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек.

В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250г. хлеба, а неработающие по 125г. хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

Ведущая: А это рецепт из книги “Использование в пищу ботвы огородных растений и заготовка её впрок”. Издана книга была в 1942 году в Ленинграде ценой 1 рубль. Когда книга была подписана в печать, блокадный Ленинград доедал хлеб (Мука – 3г) посеянный ещё до войны. Но весной 1942 года те пахари, которые сеяли предвоенный хлеб, ничего не сеяли, - они ушли на фронт. И клали головы пахари на эту землю, не плугами вспаханную, а снарядами.

3-чтец:

… И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по - солдатски хорош?
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь.

Е. Рывина.

1-чтец: С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые.

2-чтец: Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом.

Диск “От Москвы до Рейхстага” слайд № 8

3-чтец: В октябре начался голод. Вскоре его жертвы исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек. Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

4-чтец: Рабочие в помещениях завода, ставили кровати, налаживали отопление и быт. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Диск “От Москвы до Рейхстага” слайд №17

1-чтец:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали.
И только в сорок пятом –
Паспорта.

Ю. Воронов.

Ведущая: Дети в осажденном городе.

Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

2-чтец:

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала Савичева Таня
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца –
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник,
Время
Возвышает
Образ Тани
И ее доподлинный дневник.

3-чтец: В Ленинграде на Пискаревском кладбище есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой. Изо дня в день она записывала: “Женя умерла 28 декабря в 12.30 утра в 1941 году. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама – 13 мая в 7.30 утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня…

Таню успели эвакуировать, но она прожила недолго и умерла от истощения.

4-чтец: Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”, было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало.

Диск “От Москвы до Рейхстага” слайд №10, 11

1-чтец: Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой дружбы многих ко многим.

Еще не знают на земле.

Страшней и радостней дороги

писала в “Ленинградской поэме” Ольга Берггольц.

2-чтец: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. И вот 18 января в 11 часов утра войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились. Блокада была прорвана.

3-чтец: В 1943 году фашисты сбросили более 3 тыс. бомб на Ленинград, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

4-чтец: Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады. В январе 1944 года советские войска окончательно разгромили фашистов под Ленинградом и полностью сняли блокаду, которая длилась почти 30 месяцев.

Диск “От Москвы до Рейхстага” слайд №20

Ведущая: В сражениях под Ленинградом принимали участие наши земляки:

ЗАХАРОВ ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ХЮРЕНИН ПЕТР АЛЕКСАНДРОВИЧ.

Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим,
Их голоса тоже когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники ваши почти.
Минута молчания

Ведущая: У нас с каждым годом все меньше возможности услышать о подвиге народа из уст очевидцев и участников войны. Одним из частых гостей в нашей школе Петр Максимович Науменко, ветеран войны, артиллерист. Он приходит на встречу с ребятами, потому что понимает: как бы ни было трудно вспоминать о том тяжелом времени, это нужно молодому поколению, чтобы, знали, чтобы помнили. Когда мы приходили и приглашали на встречу, Петр Максимович дал обещание прийти. И вот сейчас, он у нас в гостях, а тогда в1941 году…18-летний мальчишка был призван в ряды Вооруженных сил после окончания школы в Донецкой области.

…Начинал службу в Челябинске, где прослужил 9 месяцев. 22 июня 1941 года в городе Череповце молодым воинам прочитали Приказ о начале войны. Воевать Петр Максимович начал в Белоруссии, недалеко от Полоцка у Литовской границы. К новому укреп району Боровуха приходилось добираться пешком, пушки тащили лошадьми. Враг наступал стремительно. Почти сразу попали в окружение, отступали вместе со всеми. Погибло очень много. Из каждых 100 советских в живых осталось 4 человека. И наш ветеран один из тех, кому посчастливилось выжить в это страшное время…

Петр Максимович поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями.

Ведущая: Петр Максимович награжден: Орденом Великой Отечественной войны, медалями – “За победу над Германией”, “20-летия Победы в Великой Отечественной войне”, “40 лет Победы”, “50 лет Победы”.

В июле 1941 года Петр Максимович был ранен и попал в госпиталь в прифронтовой город Калинин. В городе часто объявляли воздушную тревогу. Чтобы не погибнуть, больным приходилось спускаться в подвал. Очень трудно было лежачим больным. Каждый полз и передвигался, как мог. Через 20 дней Петр Максимович был выписан в выздоравливающий батальон. И снова фронт. Второе ранение в руку оказалось более серьезным. И рядовой Науменко с Харьковским эвакогоспиталем был отправлен в далекий тыл, город Кемерово. Санитарный эшелон с ранеными прибыл в город 1 ноября 1941 года. По госпиталям развозили на конных подводах. В лежачем положении Петр Максимович видел только макушки деревьев.

После лечения он был признан негодным к строевой службе. Военный Комиссариат направил его в военизированную пожарную команду охранять кемеровский завод, на котором выпускали взрывчатку, где прослужил до конца войны.

Здесь, в тылу, далеко от фронта, люди трудились, не покладая рук, для того чтобы приблизить День Победы. Да и опасности было меньше, чем на войне. Завод напоминал пороховую бочку. Взрывы уносили жизни людей. Доставалось не только рабочим, но и охране. Во время одного пожара из 24 охранников осталось в живых всего трое.

Так получилось, что после окончания войны поступил в Кемеровский горный техникум. По окончании учебы приехал работать на шахту “Полысаевская”. В 1951 году в Томском политехническом институте окончил высшие инженерные курсы. Паренек с Украины из деревни Макеевка полюбил Кузбасский край, так и остался здесь.

Петру Максимовичу выпала важная миссия: рассказать молодежи о том лихом времени, чтобы помнили и знали, чтобы память о войне жила в сердцах молодых.

Ведущая: Для Вас Петр Максимович Алена Груненко исполнит песню “Ветераны”.

1-чтец:

Помните!
Через века,
Через года, помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда,
Помните!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами,
Жизнью просторной,
Каждой секундой.
Каждым дыханьем
Будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
Стучатся, - помните!
Какой ценой
Завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

Ребята вручают цветы и благодарят за встречу.