Урок чтения в 1-м классе по теме: "Гласная буква "Ю, ю"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ:

  • научить читать слова с буквами Ю, ю
  • продолжить совершенствование чтения слов с изученными буквами;
  • развивать речь учащихся, мышление, память;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к отечественной литературе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • “лента букв”, предметные картинки, иллюстрация к стихотворению “Первый снег”.
  • П.И.Чайковский “Времена года”, аудиозапись.

I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Приветствие.

Установление дисциплины и рабочего порядка.

II. РАБОТА НАД ПРОЙДЕННЫМ МАТЕРИАЛОМ

Работа по таблице “Речь”

- Какая бывает речь?

- Что такое устная речь?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- Как пишется начало предложения?

-Что поставим в конце предложения?

- Посмотрите на схему и скажите, сколько слов в предложении?

 
 

- На что делятся слова?

- Какие бывают звуки?

- Как мы произносим гласные звуки?

- Каким цветом обозначим в схемах гласные звуки? (красными)

- Как мы произносим согласные звуки?

- Выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия?

- Каким цветом обозначаем в схемах согласные звуки? (зелеными или красными)

А теперь послушаем стихотворения о согласных и гласных.

Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны,
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

1. РАБОТА ПО “ЛЕНТЕ БУКВ”

- Перед какими гласными согласные произносятся твердо? (перед а, о, у, ы, э).

- Перед какими гласными согласные произносятся мягко? (перед я, ё, ю, е, и).

- Почему буквы Я, Е, Ё мы называем хитрыми? (они обозначают два звука, когда стоят в начале слова и после гласной).

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной хитрой буквой. Но об этом позже.

А сейчас мы с вами побываем в гостях у согласных.

2. В ГОСТИНОЙ У СОГЛАСНЫХ

Поиграем в игру “Твердые и мягкие согласные”

Н обозначает два звука [Н ] , [ Н*]

Л обозначает два звука [Л ] , [ Л*]

К обозначает два звука [К ] , [ К*]

М обозначает два звука [ М] ,[ М*]

(аналогичная работа со всеми изученными согласными)

3. РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ СОЧЕТАНИЙ БУКВ

К:РЫ К:РУ С:ТУ М:НО С:НЕ С:ТО Б:ЛЕ Г:РУ Ч:ТО НА:С КО:Т

А теперь добавьте к прочитанному слоги, чтобы получились слова, (например: кры-ша, кру-жится и т.д.)

4. РАБОТА НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

а) Вводная беседа.

- Какое наступило время года?

- По каким признакам мы определяем, что наступила зима (стало холодно, выпал снег).

- Вы рады первому снегу? Почему? (Потому что снег доставляет массу удовольствий!

Катание на коньках, санках, лыжах. И особенно мы рады первому снегу, потому что он долгожданный).

- Посмотрите на радостные лица детей. Когда вы будете читать, то должны с помощью интонации показать радость, хорошее настроение.

б) Чтение слов по вспомогательным пометам.

- Прочитаем слова, которые встречаются в стихотворении.

УТРО:М КРУЖИ:ТСЯ САЛА:ЗКИ ИМЕЕ:Т К:РЕПО:С:ТЬ РА:СС:ТЕЛИ:ТЬ С:Т:РОИ:ТЬ

в) Словарная работа.

Маленькие ручные санки-салазки.

г) Чтение стихотворения “Первый снег”.

А теперь все ученики займут места в зрительном зале.

5. ТЕАТРАЛЬНАЯ МИНУТКА

- Ребята, а сейчас мы проведем театральную минутку. Как называется наше представление? (“Заботливая внучка”)

- Давайте прочитаем некоторые слова.

Заботливая, внучка, бабушка, конечно, научила, грамотная.

- Кто главные герои нашего рассказа7

- Какой была внучка?

- Как надо прочитать слово девочка?

- Как читается слова бабушка?

Чтение по ролям.

III. ФИЗМИНУТКА

Отгадайте загадку.

С неба падают зимою,
И кружатся над землею,
Мягкие пушинки,
Милые (снежинки).

Учащиеся читают стихотворение и выполняют движения.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки, мы пушинки,
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе в хоровод, получается снежок.

IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

1. Слого-звуковой анализ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с четвертой особенной буквой.

- Одна волшебная снежинка залетела к нам в класс и принесла схему слова.

- Посмотрите на схему слова и скажите, сколько слогов в этом слове? (2)

- Какой слог ударный? (2)

- Сколько звуков в 1 слоге? (2)-Что это? (Слияние мягкого согласного с гласным).

- Сколько звуков во 2 слоге? (2)(что это?) (слияние твердого согласного с гласным).

- Какое же слово спряталось в схеме? Отгадайте загадку.

Кручусь, верчусь,
И мне не лень,
Вертеться целый день.

- Посмотрите на картинку. Что это? (юла)

- Разделим слово юла на слоги ю-ла.

- Возьмите карточки, где в слове было бы 2 слога. Поставьте ударение.

- Произносим 1-й слог. Какие слышатся звуки [й,у] – это слияние согласного [й]с гласным [у].

Какой первый звук [й], второй [у].

Два звука образовали слияние. Но принято два звука обозначать не двумя буквами, а одной. Эти два звука мы обозначим буквой Ю.

2. ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ БУКВОЙ

Знакомство с буквой.

- Что напоминает буква Ю?

- Чем отличается печатная большая буква Ю от маленькой?

- Что пишется с большой буквы?

3. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ О БУКВЕ “Ю”

Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось
Получилась буква Ю.

Послушайте сценку.

Кто? – спросила буква Я,
Заменить готов меня?
Отвечала буква Ю -
Если надо заменю!

4. РАБОТА В ТЕТРАДИ

- А сейчас мы напишем буквы Ю, ю печатные.

- Почему же буква Ю хитрая? (Потому что обозначает два звука, когда стоит в начале слова и после гласной.)

- Звуки обозначим буквами.

- Назовите второй слог (ла)

- Сколько звуков в этом слоге? (2)

- Сколько букв? (2)

5. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

Игра “Украсим елку”

Какой приближается праздник?

Если мы правильно прочитаем слово, то волшебные игрушки окажутся на ёлке.

РИСУЮ, ИГРАЮ, ПОЮ
РИСУЮТ ИГРАЮТ ПОЮТ

Сколько букв в каждом слове и сколько звуков? Почему?

6. ЧТЕНИЕ РАССКАЗА В УЧЕБНИКЕ. “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

1. Беседа по картинке.

- Кого вы видите на картинке?

- Каждому из вас мама на ночь пела колыбельную песню тихим спокойным голосом.

- Как мама баюкает ребенка?

7. ЧТЕНИЕ СЛОВ ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ ПОМЕТАМ

БА/Ю К/ЛА/ДУ
БА/Ю/ШО/К КРО/ВА/ТЬ
БУ/ДЕ/Т К/РЕ/П/КО

8.ЧТЕНИЕ ПОПЕВКИ “КОЛЫБЕЛЬНАЯ”

Подумайте, как мы должны прочитать “Колыбельную”.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

С какой гласной мы познакомились на уроке?

- Почему гласные е, я, ё, ю называют особенными? Ответ:

в начале слова и после гласных ими обозначаются слияния, т.е. два звука – согласной и гласной [йе], [йа], [йо], [йу].