Особенности изучения перехода полнозначных слов в предлоги в школе

Разделы: Русский язык


Факты перехода одной части речи в другую — явление частное, обусловленное закономерностями развития грамматического строя языка. Изменения функции слова в речи, накопление нового грамматического качества, возникающие новые связи с другими словами и потеря старых связей, а главное, семантические возможности создают условия для переходных явлений. В результате процесса переходности не создается новой части речи, а происходит количественное пополнение той части речи, в которую переходят слова, переход одной части речи в другую — это путь образования функциональных омонимов, при этом происходит значительное переосмысление слова или отдельной словоформы, за ней закрепляется иная синтаксическая функция, у них развивается новое категориальное значение.

В соответствии с программой переход самостоятельных частей речи в предлоги изучается в седьмом классе, также в девятом, где идет закрепление пройденного материала. В пятом классе учащиеся повторяют пройденный материал начальных классов, и им даются общие сведения о предлогах. Мной анализированы стабильные учебники (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.), учебный комплекс под редакцией ВВ. Бабайцевой и учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской. Упражнения в этих учебниках однообразны. Мало внимания, на мой взгляд, уделено различию омонимичных предлогов, наречий, деепричастий, существительных, а также стилистическим особенностям функционирования производных предлогов.

В данной работе даются рекомендации по проведению уроков по этой теме. На уроках по теме "Переход полнозначных слов в предлоги" учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. определять по совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи;
  2. правильно употреблять предлоги с нужным падежом в зависимости от главного слова словосочетания;
  3. правильно строить словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки;
  4. употреблять предлоги в предложениях с однообразными членами;
  5. пользоваться в деловом и разговорном стилях речи предлогами-синонимами;
  6. различать омонимичные предлоги, наречия, деепричастия, существительные.

Правописание предлога включает в себя несколько орфограмм. Во-первых, "Пробел между предлогом и последующим словом" — в этом случае у учащихся должно быть сформировано умение отличать предлог от омонимичной ему приставки. Во-вторых, орфограмма "Дефис в предлогах из-за, из-под и др. подобных"; написание этих предлогов усваивается учащимися путем запоминания. Правда, следует еще обратить внимание на предлоги сквозь и близ, наличие - отсутствие мягкого знака. Все остальные орфограммы касаются правописания только производных предлогов. Только одна из этих орфограмм буквенная: "Гласная е на конце производных предлогов". Она относится к написанию ограниченного числа предлогов: в течение, в продолжение, в отличие от, вследствие, наподобие. В остальных производных предлогах и предложных сочетаниях написание конечной гласной совпадает с написанием окончания омонимичных предлогу имен существительных в форме предложного падежа единственного числа, т.е. на конце предлогов пишется и: в направлении, в отношении, в сопровождении, на основании, на протяжении, при условии, в направлении, в согласии с, в соответствии с, в сравнении с. Остальные орфограммы небуквенные: пробел или контакт между морфемами. Условием отсутствия пробела в производных предлогах является их происхождение непосредственно от наречий (вокруг, впереди, навстречу и пр.), условием наличия пробела их происхождение от существительного с предлогом (в силу, за счет, во время, в случае и пр.). Исключением из этого правила является всего несколько предлогов (именных): ввиду, вследствие, вроде, наподобие, насчет, вместо, сверх.

В любом случае успешное применение правила требует от ученика не только запоминания, как пишутся перечисленные конкретные предлоги, но и умения отличать отыменные предлоги от наречных. При этом особые трудности возникают в том случае, когда имеется цепочка омонимов: имя существительное с предлогом — наречие-предлог (на встречу с друзьями идти навстречу навстречу мне). И хотя можно составить более или менее полный конечный список предлогов (например: вблизи, вглубь, вместо, внутри, вокруг, впереди, вроде, вслед, навстречу, наверху, поверх, посредине, сбоку, вдали от, наряду с), эффективнее и рациональнее не включать их в список ""словарных слов", написание которых запоминается и не нуждается в объяснении, а определить основное условие выбора слитного написания таких предлогов — возможность употребления их в качестве наречий. Существует несколько путей обучения распознавания таких предлогов.

Наиболее точным и безошибочным представляется прием постановки вопросов от сказуемого (чаще всего) к исследуемому слову. В этом случае необходимо получить ответ на вопрос, может ли данное слово быть наречием. Если оно может быть наречием в каком-то контексте, то в исследуемом примере может употребляться без существительного и местоимения.

Итак, общие подходы к изучению правописания производных предлогов заключаются в сочетании методики словарно-орфографической работы с методикой работы над орфограммой на осознанной основе с использованием обобщенных орфографических и грамматических понятий. Изучение правописания предлогов в VII классе целесообразно посвятить шесть уроков.

Основная задача первого урока — в совершенствование уже сформированных и формирование новых орфографических навыков учащихся на основании усвоения следующих орфограмм: "Гласные е на конце производных предлогов", "Пробел между частями производных предлогов" (образованных от имен существительных с непроизводным предлогом), "Отсутствие пробела в производных предлогах, образованных от наречий". Сначала идет работа над усвоением орфограммы: "Гласная е на конце производных предлогов". При этом объяснение ведется на примере только двух предлогов: в течение и в продолжение. Варианты объяснения могут быть разные. Можно предложить семиклассникам с помощью орфографического словаря определить написание конечной гласной в названных словах. Невозможность однозначного ответа покажет, почему необходимо различать грамматические омонимы, и позволит подвести учеников к усвоению приемов выбора конечной гласной, а в итоге — к сочинению орфографического правила. Сопоставление предложений позволит сформулировать варианты правил: "Гласная е пишется в конце слов в течение, в продолжение, если они сочетаются со словами, обозначающими временной отрезок, и если к этому сочетанию можно задать вопрос как долго?". Или: “Если в течение, в продолжение соединяются с любым именем существительным, обозначающим временной отрезок по смыслу и грамматически, и соединенные слова отвечают на вопрос как долго?, то в течение и в продолжение — предлоги и в конце их надо написать е”. Если слова в течени(е,и), в продолжени(е,и) имеют значение вещественности, предметности, (течение воды, реки, ручья; продолжение повести, кинофильма, событий и т.д.), то эти слова представляют собой имена существительные с непроизводными предлогами. Эти существительные имеют окончание — е, если отвечают на вопрос куда? (вглядываться, в течение ручья), и окончание — и, если отвечают на вопрос где? (в быстром течении ручья).

О предлогах вследствие и наподобие достаточно сказать, что они являются предлогами, если теряют значение предметности, которое является общим значением имени существительного. Как предлоги они имеют конечную гласную е.

Завершается работа на вопрос, как надо рассуждать, чтобы узнать в теките перечисленные предлоги. Затем проводится проверка усвоения орфограммы с помощью сигнальных карточек. Текст может состоять из словосочетаний и предложений, включающих не только производные предлоги с е на конце, но и имена существительные с окончаниями — е и и (грамматические омонимы).

Следующий этап урока — изучение в сопоставлении двух орфограмм: "Пробел между частями производного предлога, образованного от имени существительного с предлогом" и "Отсутствие пробела в производных предлогах, образованных от наречий". Первую орфограмму легко объяснить на примере уже известных ученикам предлогов в течение и в продолжение. Можно также при объяснении сказать о предлогах — исключениях из этого правила, привести как пример вследствие, но остальные подобные предлоги пока не называть. Основное внимание; следует уделить второй орфограмме, поставив цель научить детей опознавать предлоги, образованные от наречий, и не смешивать их с предлогами, образованными от имен существительных.

Необходимо обратить внимание учеников на отличие предлогов от наречий. Наречие и предлоги, образованные от них пишутся одинаково, поэтому работу по различению предлогов и других частей речи целесообразно начать именно с них.

Предлагаю ряд приемов, помогающих различать наречие и предлоги, от них образованные: предлог можно заменить другим предлогом, близким по смыслу, наречие можно заменить другим наречием: Вокруг нас были друзья (возле нас, около нас) — предлог; Вокруг нас было тихо (Везде было тихо. Поблизости было тихо) — наречие; для того, чтобы дети лучше усвоили, можно начертить схему:

Замена синонимом
| |
предлог наречие
другим другим
предлогом наречием

Предлог опустить нельзя, наречие — можно:

Опустить слово
| |
да нет
| |
наречие предлог

На дом можно дать следующее задание: составить (или выписать из художественного произведения) предложения с изученными производными предлогами и омонимичными им знаменательными частями речи; обозначить в них все члены предложения.

Основными задачами второго урока являются следующие: во-первых, изучив производные предлоги, которые по своему написанию (без пробела) отличаются от написания(с пробелом) омонимичных им частей речи; во-вторых, подвести итоги, сделать вывод о закономерностях слитного - раздельного написания производных предлогов.

Решение первой задачи следует разделить на две части: сначала можно поработать над предлогами, которые образовались от существительных, затем — над предлогами, которые образовались от деепричастий. Предлоги, образованные от существительных, могут писаться слитно и раздельно, поэтому целесообразнее дать ребятам такую таблицу, которую они должны запомнить.

Слитно

вроде, вместо, ввиду, вследствие, насчет, наподобие, навстречу

Раздельно

в связи (с болезнью), в виде (шара), в целях, в течение, в продолжение, по причине, по мере (приближения)

Так как ряд предлогов, образованных от существительных, смешивается с созвучными сочетаниями существительных с предлогом, надо научиться различать эти части речи. Особо остановиться надо на предлогах в течение, в продолжение, вследствие. В тренировочные упражнения полезно включить и наречие впоследствии, а также в заключение. При выработке умения правильно писать эти слова, необходимо обратить внимания на их синонимичность. Так, предлоги в течение и в продолжение взаимозаменяемы: Я был занят в течение дня (в продолжение дня). Они пишутся раздельно, на конце е. Так же пишется в заключение, которое можно заменить словами под конец, в итоге: В заключение (под конец) докладчик подытожил все сказанное. Предлоги вследствие и ввиду можно заменить непроизводным предлогом из-за, вследствие (из-за) болезни, ввиду (из-за) отъезда. Впоследствии можно заменить наречием потом. Впоследствии (потом) я пожалел об этом.

Второй этап урока — формирование навыка отличие предлогов от деепричастий. Предлоги благодаря, включая, спустя, кончая, несмотря на образовались из деепричастий. Для правописания особенно важно различать деепричастия не смотря, не взирая и предлоги несмотря на, невзирая на. При формах глаголов могут быть существительные с предлогами с, по, на (смотря с высоты, смотря по сторонам, смотря на дома; взирая с вершины, взирая на море), перед ними может стоять отрицательная частица не, а она всегда пишется отдельно от самостоятельного слова (не смотря, не взирая). Если не смотря (не взирая) является деепричастием, то оно обозначает добавочное действие, то есть употребляется в прямом значении деепричастия: Шел, не смотря под ноги. Шел и не смотрел под ноги. В этом случае не смотря можно заменить деепричастием не глядя. Предлоги несмотря на, невзирая на вместе с окончанием существительного в винительном падеже называют условие, при котором совершается действие, и постоянно имеет один и тот же орфографический вид: пишутся слитно с не-. Заменить предлог глаголом нельзя: Несмотря на угрозу аварии Ольга направила паровоз по второму пути. Можно дать ребятам это правило в виде схемы:

Замена
| |
“+” “-”
| |
деепричастие предлог
(раздельно) (слитно)

Работая над правописанием всех вышеперечисленных предлогов, необходимо обратить внимание и на правильность употребления предлогов с существительными, предупреждая тем самым многочисленные речевые ошибки.

Для этого необходимо предложить ребятам такую таблицу:

Падежи Предлоги
1. Родительный ввиду, вблизи, вдоль, вне, внутри, внутрь, возле, вокруг, впереди, изнутри, кругом, мимо, наискось, накануне, напротив, около, подле, позади, поперек, после, посреди, посредине, прежде, против, сбоку, сверху, свыше, сзади, снизу, относительно, блиц, в отношении, в продолжение, вследствие, в течение, кроме, по мере, не считая.
2. Дательный благодаря, вопреки, согласно, соответственно, вслед, навстречу, наперекор, подобно, соразмерно, сообразно.
3. Винительный несмотря на, невзирая на, сквозь, спустя, включая, исключая.
4. Творительный кончая, в соответствии с, согласно с.

Для решения второй задачи урока можно сначала составить таблицу "Словосочетания с самостоятельными частями речи и производными предлогами".

Предлоги Самостоятельные части речи.
напротив дома, впереди отряда, возле реки, внутри палатки, кругом сада, вдоль дороги, вблизи берега, согласно указанию.

2) вокруг оси, ввиду ненастья, насчет работы, вследствие дождя, в течение суток, в продолжение ночи, сказать в заключение, в силу обстоятельств.

3) благодаря дождю, несмотря на болезнь.

Наречия: живу напротив, идти впереди, стоять возле, вымыть внутри, осмотрел кругом, наклеить вдоль, не было вблизи, жить согласно, оглянуться вокруг, иметь в виду.

Имя существительное (разные падежные формы): положить на счет банка, в следствии по данному делу, в течении реки, в продолжении романа, в заключении на книгу, верить в силу.

3) Деепричастие: благодаря хозяйку, не смотря по сторонам.

Работа над таблицей позволит подытожить, от каких частей речи образуются производные предлоги и как это связано с их написанием, т.е. сформировать общее правило слитного - раздельного написания производных предлогов и выделить случаи, которые необходимо запомнить в первую очередь:

  1. шесть предлогов-исключений, образованных от имен существительных пишутся слитно;
  2. предлоги несмотря на, невзирая на.

А также запомнить, что все предлоги, образованные от существительных, пишутся раздельно, а образованные от наречий — слитно. При этом нужно уметь узнавать наречные предлоги типа навстречу, которые произошли от наречий, образованных в свою очередь от существительных {на верху, в глубь, в место, в роде, в след, по середине, с боку и пр.), и не смешивать их с предлогами, образованными непосредственно от существительных.

На дом предлагается составить словарный диктант из словосочетаний на все случаи правописания производных предлогов.

На третьем уроке формируется умение правильного употребления предлогов и умение выбирать из синонимических пар подходящий предлог для использования его в разговорном или деловом стилях.

Усвоение понятия производных предлогов имеет значение с нескольких точек зрения. Во-первых, оно необходимо для формирования умения различать омонимичные предлоги и знаменательные части речи. Это важно еще и потому, что такое умение нужно для правильного выделения словосочетания (мимо деревни — существительное с предлогом и, следовательно, не словосочетание; прошла мимо — глагольное словосочетание). Во-вторых, работа над производными предлогами совершенствует знания учащихся в области словообразования, так как она формирует умение соотносить производные предлоги с теми частями речи, от которых они образованны (поверх — с наречием, исключая — с деепричастием, насчет — с существительным и т.д.). Наконец, понимание специфики производных предлогов необходимо для уяснения того, что они не полностью утратили лексическое значение, которое должно учитываться при употреблении данных предлогов.

Так же работа по употреблению производных предлогов следует строить с учетом того, что многие из них, в частности причинные предлоги вследствие, ввиду, согласно, благодаря, имеют особую стилистическую окраску и являются принадлежностью официально-делового, научного стиля речи. В стилистически нейтральной разговорной речи их употребление не желательно.

На четвертом уроке обобщается и систематизируется все изученное по теме "Предлог". Особое внимание следует обратить, во-первых, на уровень сформированности умения определять в совокупности признаков производные предлоги и отличать их от самостоятельных частей речи и, во-вторых, на точное в смысловом отношении использование предлога как лексической единицы: умение выбрать единственный конкретный предлог из всех предлогов одного разряда (например: через, а не сквозь), в том числе из предлогов-синонимов, соблюдая при этом лексическую сочетаемость предлогов (победил благодаря ...,но потерпел поражение вследствие...). Для закрепления, можно использовать такие упражнения, которые способствуют развитию языковых навыков школьников, умению анализировать омонимичные предложения, выявлять смысловые и стилистические различия между ними.

На пятом уроке можно провести диктант, для закрепления правописания производных предлогов. Ошибки, сделанные в работе, и слова, вызвавшие наибольшие затруднения, рассмотреть всем классом.

На шестом уроке предлагаю провести сочинение. Поскольку почти все предлоги, требующие вдумчивого отношения при написании, придают речи официально-деловую стилистическую окраску, можно собрать их (предлоги) вместе. Но жизнь семиклассника так далека от учреждений, чиновников, что можно придать официально-деловую окраску простой житейской истории.

Учитель при изучении предлогов должен обращать внимание на: правописание предлогов, умение отличать их от омонимичных форм; правильное употребление предлогов с нужным падежом; умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Для решения данных задач учитель должен владеть приемами, позволяющими отличать предлоги от омонимичных форм.

Изучению предлогов в школе должно быть уделено больше внимания, так как предлоги развивают и уточняют падежные формы имён, указывают на отношение их к другим словам предложения, и вместе с ними выражают в языке различные отношения объективной действительности.