Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Логопедическое занятие по теме: "Развитие сложных форм фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ: Развивать сложные формы фонематического анализа на материале слов различной звукослоговой структуры.

Задачи:

  • развить фонематические обобщения в процессе упражнений по
  • звуковому анализу и синтезу слов;
  • развить слоговой анализ и синтез;
  • сформировать фонематические представления;
  • развить анализ структуры предложения;
  • расширить словарный запас по теме “Части тела”;
  • развить четкую артикуляцию;
  • развить пространственные представления, усвоить понятия: “ Что
  • следует за”, “находится перед”, “слева”, “справа”, “между”, “сверху”, “снизу”;
  • развить общую моторику и координацию движений на физкультминутках;
  • уточнить и обогатить словарный запас;
  • развить слуховую память и слуховое восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • рисунок гнома, схемы слов в конвертах на каждого ребенка: (__), (__ __), (__ ___ ___), фишки красного, зеленого, синего цветов;
  • картинки – плащ, жираф, чашка, врач;
  • иллюстрации: ребуса, щуки; иллюстрации с заданием на каждого ребенка: картинки - части тела, разрезная азбука, карандаши цветные.

Ход занятия

I. Организационный момент:

“Азбука хороших слов” - создаем хорошее настроение.

-Улыбнитесь, скажите друг другу добрые слова на звук {В}

(вежливый, великодушный, внимательный, веселый, воспитанный, волшебный, вкусный, всезнающий и т.д.)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Беседа

- Кто знает, что такое ералаш? Ералаш - это беспорядок. Послушайте внимательно, я вам прочитаю стихотворение “Ералаш”.

Кто на дереве сидит?
КИТ.
В океане кто плывет?
КОТ.
В огороде, что растет?
РАК.
Под водою кто живет?
МАК.
Это, что за ералаш?
Заточите карандаш.
Я приказываю вам
Всех расставить по местам!

(Делается вывод о важности правильной последовательности звуков в слове).

- Расставьте по местам перепутанные в стихотворении слова (читаю еще раз, дети расставляют слова правильно).

- Сравните слова по звучанию: КИТ-КОТ, МАК-РАК.

- Подумайте хорошо и скажите, а какое слово больше КОТ или КИТ? Почему?

(одинаковые, в слове КОТ -3 звука, 3 буквы, в слове КИТ тоже - 3 звука, 3 буквы).

2. Артикуляционное упражнение “Произнеси чисто”

Учитель-логопед произносит по одному разу четверостишие, содержащее наиболее часто смешиваемые сложные по артикуляции согласные звуки и фразы со сложной слоговой структурой. Ученики по очереди быстро повторяют.

Добиваться четкого произношения каждого звука.

Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.

Стоит воз овса,
Возле воза – овца.

Клала Клава лук на полку.

Зоя зайкина хозяйка,
Спит в тазу у Зои зайка.

Клара у Вали играла на рояле.

Рыбки в аквариуме (повторить два раза).

Милиционер остановил велосипедиста.

Сыворотка из-под простокваши.

Полполдника проболтали.

3. Развитие фонематических представлений

- Ребята, к нам сегодня на урок пришел гном. Посмотрите, что он держит в руке!

В руках у него схемы слов (лента передвигается, меняются схемы.)

- Гном предлагает вам задание: (рисунок гнома со схемой)

- Вам он тоже принес конверты со схемами.

Подберите к схемам слова-картинки, обозначающие части тела. Покажите свою готовность отвечать.

(дети отвечают: это голова, рука, нога, шея, локоть, туловище, уши и т.д.)

4. Развитие фонематического анализа и синтеза

Дети, гном принес вам еще одно задание. Отгадайте загадку:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается

(Кошка)

- Гномик просит, чтобы дети составили из разрезной азбуки слово-отгадку у доски и индивидуально. (КОШКА)

К слову КОШКА подобрали слова на каждый звук, составляющий это слово.

К О Ш К А
Кора осень шина карандаш армия
Корова обувь шум клюв азбука

- Сколько звуков в слове кошка? (5 звуков).

(Работа у доски с магнитной азбукой)

- Назовите первый звук. (Звук К)

(логопед предлагает одному из детей найти букву К и прикрепить ее магнитом на доске).

- Назовите второй звук. (Звук О),

(аналогично выполняется задание с остальными звуками и буквами).

- А теперь к каждой букве слова КОШКА придумайте и выложите свои слова.

(Из разрезной азбуки дети выкладывают слова).

-Давайте проверим ваши слова. (дети читают свои слова)

- А у кого есть самое длинное слово? Сколько в нем звуков?

(например: к. а.р.а.н.д.а.ш – 8 звуков).

- А какое слово короче КАРАНДАШ или КАРАНДАШИК? Почему?

(Карандаш – потому что в слове карандаш - 8 звуков, 8 букв, а в слове карандашик – 10 звуков, 10 букв). Упражнение мозговой гимнастики 4. 4. 4.

4. Физкультминутка.

Упражнение “Качание головой”

(улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч.

- Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

5. Упражнение “ Характеристика шипящих звуков”.

- У вас у каждого на столе лежат рисунки. (Приложение 2.)

-Какой первый звук в названии картинок? (В.Ч.П.Ж)

-Какой последний звук в названии данных картинок? (Ч.Щ.А.Ф).

-Дайте характеристику каждой выделенной букве. (устно)

Ч-согласный, глухой, всегда мягкий;

Щ - согласный, глухой, всегда мягкий;

Ж - согласный звонкий, всегда твердый;

Ш – согласный, глухой, всегда твердый.

6. Игра “Составь слово из первых звуков”. (по картинкам)

(работа с буквами и звуками)

Щ У К А

- Разгадать ребус. Из названий изображенных предметов выделить первый звук.

- Назвать полученное слово (ЩУКА), выложите это слово буквами.

- Придумайте к любой картинке ребуса предложение. (устно)

7. Ира “Зажгите разноцветные фонарики”

(Разбор слов сложной звука - слоговой структурой)

- Гном принес для вас загадки. Попробуем их отгадать?

Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это? … (Буратино)

Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно
Жаль вот только гривы нет…
Что за конь? (Велосипед)

Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелек. (Одуванчик)

- Зажгите фонарики букв: гласные – красного цвета, согласные мягкие – зеленого цвета, твердые согласные – синего цвет.

- Посчитайте сколько слогов в каждом слове и подберите соответствующую цифру к каждому слову.

- Выделите ударный слог в слове.

(велосипед, Буратино, одуванчик)

8. Игровые упражнения на развитие пространственно – временных представлений. (Работа с карандашами рисунок приложения 1)

- Назови на верхнем рисунке животных слева направо (мышка, кошка, собака);

- А теперь справа налево (собака, кошка, мышка);

- На которой по счету доске у забора есть дырка? (На пятой)

- Кто находится слева от кошки? (Мышка)

- Кто находится справа от кошки? (Собака)

- Чья голова пролезет в дырку? (Кошачья, мышиная)

- Чье туловище пролезет в эту дырку? (Кошачье, мышиное)

- Посмотрите на тетрадный лист и на каждой рабочей строки поставьте красную точку.

9. Итог занятия

- Чему учились на занятии?

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.
  2. Методы обследования речи у детей / Под. ред. И.Т. Власенко и Г.В. Чиркиной. – М.: Институт коррекционной педагогики, 1996.
  3. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “М ОДЭК”, 2001.-256 с.
  4. А.Н Корнев. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб.: Речь, 2003.
  5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Коррекционная работа со школьниками с Нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. – М.: ТЦ “Учитель”, 2001.
  6. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. Устранение недостатков устной и письменной речи. – М.: Издательство “Аквариум”, 1996.
  7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАОС, 2001.
  8. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: АРКТИ, 1997.
  9. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. - М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000. – 48 с.