Урок обучения чтению с использованием здоровьесберегающих технологий

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [м], [м’], буквы М, м. Звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Цель: формирование понятия сонорности согласного звука.

Задачи:

  • научить обозначать звуки [м], [м’],[л], [л’] согласными буквами М, м, Л, л;
  • упражняться в чтении;
  • формировать умение сопоставлять звук и букву;
  • продолжить работу над предложением;
  • развивать внимание, мышление, речь.

ХОД УРОКА

I. Повторение пройденного

1. Гимнастика.

1) Упражнение на дыхание: вдох – медленный выдох.
2) Упражнение для губ: улыбнуться – вытянуть губы вперед трубочкой.
3) Упражнения для языка: почистить зубки, пощелкать кончиком языка.
4) Гласный ряд (а, у, о, э, и, ы) – чтение на одном дыхании. Что вы знаете о этих звуках?

2. Постановка цели.

1) Чистоговорка:

Ло-ло-ло – на улице светло.
Оль-оль-оль – мы купили соль.

– Какие звуки повторяются здесь чаще всего? (Согласные [л], [л’].)

2) Чистоговорка:

Ма-ма-ма – дома я сама.
Ми-ми-ми – поем ноту ми.

– Какие звуки повторяются чаще всего здесь? (Согласные [л], [м].)

– Как произносятся звуки [л], [м]? (Твердо.)

– А звуки [м’], [л’]? (Мягко.)

– Значит, звуки могут произноситься по-разному. Сегодня мы узнаем, какие буквы нужны для согласных звуков [м], [м’], [л], [л’].

II. Знакомство с буквами

1. Упражнение на артикуляцию.

– Какими вы представляете звуки [м], [м’], [л], [л’], когда их слышите? (Яркими, большими.)

– Давайте потренируемся в произношении этих звуков и понаблюдаем за ними:

1) Сожмите губы и произнесите твердо [м], [л]. Как работают губы и язычок при произношении этих звуков? ([м] – губы плотно сжаты, [л] – губы сжаты неплотно, язычок прижимается к верхним губам.)

2) Произнесите мягко [м’], [л’]. Что вы заметили? (Язычок поднимается вверх.)

2. Обозначение звуков в схеме.

– Молодцы! А что вы заметили при произношении: шум или голос? (Голос.)

– Правильно! Это самые голосистые из всех согласных. Их называют сонорные, то есть, самые звонкие. Как мы обозначаем звонкие согласные в схеме? (Звоночек, точка.)

– А кто догадался, как мы будем обозначать сонорные согласные в схеме? (Два звоночка – две точки.)

Показываются две схемы:. Дети определяют какой карточкой обозначается твердый сонорный звук, а какой – мягкий сонорный звук.

3. Знакомство с буквами.

– Звуки [м] и [м’] на письме обозначаются буквами М, м (Эм.) А звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквами Л, л (Эль.)

Показ карточек с новыми буквами.

III. Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише.
Деревцо все выше, выше.

IV. Упражнение в чтении

1. Звукобуквенный анализ.

– А сейчас мы с вами отправимся в лес. Но туда мы пойдем не одни, а вместе с девочкой (вывешивается картинка с изображением девочки), имя которой начинается на букву М. Посмотрите на схему и попробуйте догадаться, как ее зовут?

    

    

    

    

– Мила.

– Давайте составим схему этого слова. (Работа со звуками.)

– А кто сможет записать это слово? (Один ученик работает у доски.)

– А зачем отправилась в лес Мила вы узнаете, отгадав загадку:

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина)

– Давайте составим схему этого слова (Работа со звуками.)

– А кто сможет записать это слово? (Один ученик работает у доски.)

2. Чтение слогов-слияний.

– В лес ведут две тропинки. Давайте посмотрим, что это за тропинки? Это – слоги. Давайте прочитаем, что написано на наших тропинках. (На первой тропинке написаны слоги-слияния с буквами н, р, а на второй тропинке – слоги-слияния с буквами м, л.)

– Как вы думаете, по какой тропинке мы отправимся в лес? (По второй.)

– Почему? (Потому что сегодня мы изучаем эти буквы.)

3. Чтение столбиков слов с заданиями.

ау
уа
ам
ум

– На пути в лес нам встретилось препятствие – столбики слов. Чтобы пройти дальше, нужно прочитать эти слова.

– Что общего у этих слов?

– На какие две группы их можно разделить? (Ответы детей.)

мыл
мыла
мло
мала

 

– Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)

 

Оля
Эля
Уля
Аля
Лиля

– В лесу Мила встретила своих подружек. А как их звали, вы узнаете, прочитав слова в третьем столбике.

– Как пишутся эти слова? (С большой буквы.)

– Почему? (Это имена.)

– Какое слово лишнее? (Лиля)

– Почему? (В этом слове четыре буквы.)

V. Физминутка для глаз

– По дороге из леса Миле и ее подружкам встретилась небольшая полянка с красивыми цветами. Девочки решили здесь передохнуть и присели на травку. Давайте и мы с вами немножко отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Вы должны следить за солнечным лучиком, который вам поможет. (“Луч лазерной указки” перепрыгивает с цветка на цветок, которые расположены над доской. Дети следят за лучом, не поворачивая головы.)

VI. Работа с предложением

– Дома нашу Милу кто-то уже ждал. Как вы думаете, кто? (Мама)

– Вот здесь было составлено предложение про маму и Милу, но оно рассыпалось. Давайте попробуем его собрать, изменив некоторые слова.

Мама
мыла
Милу
мылом.

– Какие слова мы изменили?

– Какие слова пишутся с большой буквы? Почему?

– Что ставится в конце предложения?

– Как можно изобразить это предложение в виде схемы? Кто это сможет сделать? (Один ученик работает у доски.)

– Что за предложение? Чем оно интересно? Какие звуки здесь повторяются чаще всего? ([м], [л].)

– Это скороговорка. Прочитаем ее быстро несколько раз.

VII. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Все умеем мы читать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.

VIII. Закрепление

1. Работа с загадкой.

– А Мила решила сходить в гости к своей подружке Оле. А кого она там встретила, вы узнаете, отгадав загадку:

Мохнатенька, усатенька,
Сядет – песенку поет

(Кошка)

2. Работа с текстом.

– Про Олю и ее кошку мы прочитаем по учебнику. Откройте “Азбуку” на странице 49. Как называется рассказ, который мы сейчас будем читать? (“Оля и Мура”.)

– Найдите первое предложение. Поставьте пальчик, чтобы следить. (Чтение по цепочке, по одному предложению.)

IX. Итог урока

– О каких звуках мы сегодня говорили? (О сонорных.)

– Назовите эти звуки. ([м], [м’], [л], [л’].)

– А какими буквами на письме обозначаются эти звуки? (Мм, Лл.)

– Мы хорошо поработали, а теперь давайте немного отдохнем и расслабимся.

X. Музыкальная релаксация и ароматерапия

Звучит спокойная музыка без слов, зажигается свечка с запахом хвои.

– Лягте удобно на парту и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас: как приятно пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен, пахнет ромашкой и клевером. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Насладитесь этими ощущениями, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами весь день.

– А теперь откройте глаза, сядьте ровненько и попробуйте нарисовать настроение, которое осталось у вас после нашего урока.

Дети рисуют лица человечков – грустные или улыбающиеся.

– Покажите мне свои рисунки. Молодцы! Наш урок закончен.