Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок природоведения по теме: "Жизнь растений". 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  1. систематизировать знания о роли растений в жизни человека, способствующие охране и укреплению здоровья человечества;
  2. способствовать развитию памяти, логического мышления, умению самостоятельно добывать знания;
  3. раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения, воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому на Земле, к собственному здоровью.

Оборудование: Красная книга, гербарий растений, рисунки знаков-предупреждений, картина “Лес”, таблица лекарственных растений.

Ход и содержание урока

I. Вводная часть

– Ребята! Сегодня, в зимний морозный день нам предстоит знакомство с удивительным миром растений. Мир, который кормит нас, одевает, лечит, защищает от неблагоприятных воздействий. Во время знакомства постарайтесь узнать интересные и поучительные факты о природе, растениях, о том, как сохранить прекрасную природу Земли.

О люди, мыслю я, у всех, у нас
Есть мать одна по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живём, запечатлев навеки
В душе прекрасные черты –
Поля, леса, луга, моря и реки.

II. Фронтальный опрос

Учитель.

– Что такое природа?

– Как объясните: В природе всё взаимосвязано?

– Какое значение имеет природа для людей?

– Что такое “Зелёная одежда Земли”?

– Что такое растения?

– Назовите группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые).

– Какие органы есть у большинства растений?

Растения – живые существа, значит они…дышат, питаются растут, размножаются , живут и умирают.

Если бы на Земле не было растений, в воздухе не было бы кислорода, значит люди и животные не могли бы жить на Земле.

– Что такое растениеводство? Для чего люди выращивают растения?

– Какие растения люди выращивают для получения продуктов питания? Какие продукты растениеводства мы используем ежедневно? (картофель, хлеб, сахар, крупы)

– Какое значение для человека и животных имеют растения?

III. Работа над новым материалом

Сегодня у нас немного тревожный урок. На доске плакат: “Рыбе – вода, птице – воздух, человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину. (М. Пришвин)”.

– Как вы понимаете эти слова?

Да велико значение природы для жизни человека. С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством, строят города, дороги, распахивают луга, вырубают леса. Всё это необходимо. Но продолжая разговор о растениях, нельзя забывать, что по вине человека многие растения становятся редкими, а иные исчезают совсем из-за того, что люди рвут их ради красивых букетов или заготавливают как лекарственные средства.

На уроках природоведения вы уже знакомились с Красной книгой Башкортостана. Почему она названа Красной?

– Это памятка, предупреждающая, что растения, занесённые в неё, требуют охраны.

Вдумайтесь, ребята, в строки из стихотворения С. Островского “Красная книга”:

Как это страшно – умиранье рода,
Всех поголовно, всех до одного,
Когда опустошённая природа
Уже не в силах сделать ничего
И ползёт проказа запустенья,
И пересохнут ниточки воды,
И птицы вымрут, и падут растенья,
И зверь не обойдёт своей беды,
И сколько тут корысти не ищи ты,
Какой ты отговоркой не владей,
Земля защиты требует. Защиты.
Она спасенья просит у людей.

Сегодня вы узнаете о редких и исчезающих первоцветах нашей республики, а также растениях, которые помогают нам сохранять здоровье. Думается, что вы сделаете всё, чтобы они радовали нас всегда. (Зачитать из “Красной книги” и показать несколько растений)

IV. Зарядка для глаз

V. Чтение статьи учебника, только правила поведения в природе.

– Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с ней в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства?

На доске рисунок ландыша.

– Что это за растение?

Игра

Класс делится на следующие группы:

I группа – “Потребители”

II группа – “Юные хранители природы”

III группа – “Эксперты”

Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать букет ландышей. (Проблемная ситуация)

На доске:

цветы завянут богатство
подарить … букеты беречь
пахнут вред … в лесу …
… стоят исчезнут правила поведения
уют … пустой не нанести природе

Потребители: “Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить. Они хорошо пахнут. Уютно, когда они стоят дома”.

Юные хранители природы: “Нарвать букет плохо, цветы быстро завянут и их выбросят. если будешь рвать большие букеты – нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет пустым, некрасивым”.

Эксперты: “Леса – богатство нашего края! Их надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения, в нём, чтобы не нанести вред природе”.

– Ребята, а вы знаете, почему мы заговорили о ландыше? Люди рвут их не задумываясь. А ведь, чтобы ландыш зацвёл, с того дня, как семя попадёт в землю, должно пройти 10 лет. Дети, поступившие в 1 класс, успеют за это время окончить школу. Подумайте об этом.

Если мы сохраним красоту зелёных растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь в природе всё взаимосвязано.

IV. Физминутка

Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать круг руками)

Здравствуй, небо голубое! (Поднять руки вверх, помахать кистями)

Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать кистями перед лицом)

Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими)

Мы живём в родном краю –

Всех я вас приветствую. (Пожать одной рукой другую).

VII. А сейчас мы все вместе отправимся в удивительный уголок природы. Это – лес.

Лес, как в сказке – густой и лохматый,

Много тайн и чудес скрыто в нём

Загляни в этот лес, и узнаешь тогда ты,

Как прекрасно, что рядом мы с лесом живём.

В лесу вы бываете чаще всего, и я хочу проверить вашу наблюдательность. Какова роль лес в жизни человека?

В лес пришли аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое дерево интересует всех троих? (Ива) Объясните, почему? Назовите разновидности данного дерева. (Краснотал, верба, ракита, плакучая ива).

– Из коры делают лекарства;

– Добывают дубильные вещества, необходимые для обра