Открытый урок математики в 5-м классе по теме: "Числовые и буквенные выражения"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательные

1. Отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
2. Проверить уровень усвоения изученной темы.

  • развивающие

1. Развивать логическое мышление учащихся;
2. Развивать навыки математической речи;
3. Развивать навыки самостоятельной работы.

  • воспитательные

1. Воспитывать интерес к изучаемому предмету;
2. Воспитывать коллективные взаимоотношения, взаимопонимания.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

1) Двое учащихся самостоятельно составляют выражение для решения задачи по карточкам у доски.

Карточка №1

Задача.

Для того чтобы вывезти урожай яблок, хозяйству понадобилось 28 грузовиков грузоподъёмностью 1500 кг каждый. В этом году урожай вывезли 32 таких же грузовика. Сколько килограммов яблок собрали в хозяйстве за два года? Найдите значение выражения.

Карточка №2

Задача.

В одной корзине было x грибов, а в другой – на 10 грибов больше. Сколько грибов было в двух корзинах вместе? Какое выражение вы написали? Какое выражение называется буквенным, а какое числовым?

2) Остальные учащиеся выполняют устную работу вместе с учителем. Решают примеры по карточкам, которые показывает учитель, где проявляют вычислительно-математические навыки, сообразительность и смекалку:

1) 287 – 64=? 2) 1000 – 25=? 3) 50 * 2=? 4) 683 – 233=? 5) 8 * 25=?
6) 25*4=? 7) 38 * 11=? 8) 54 * 11=? 9) 250: 5=?

3) Прочитать выражение, используя разные способы чтения:

а) 110 – 12 б) 77 + 45 в) 23 – (x + 110) г) (ab) + 6

4) Назвать слагаемые суммы:

а) 32 + 23 б) a + 51 в) c + k г) (31 + a) + (b + c)

5) Назвать уменьшаемое и вычитаемое:

а) 77 – 45 б) (a + 12) – 54 в) (56 + 54) – (a +x)

6) Решить устно задачу:

У кассы кинотеатра младший брат спросил Смекалкина: “Сколько всего денег заплатят за билеты зрители, которые придут на этот сеанс?” Смекалкин сразу же ответил: “10 ? a + 25 ? b руб.” “Как это понять?” - удивился младший брат. Смекалкин начал объяснять: “Детский билет на этот сеанс стоит 10 руб., взрослый 25 руб. Если в зале будет a детей (мы ведь не знаем пока, сколько будет детей) , то за их билеты будет уплачено 10 ? a руб.…”. Закончите объяснение Смекалкина. Что обозначает буква b в выражении 10 ? a + 25 ? b?

3. Тренировочные упражнения.

1) Запишите выражения. (Один ученик делает задание у доски, а остальные - в тетрадях) .

a) разность выражения x плюс 2 и выражения y минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и a, и частного чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5 и x;
е) частное выражения 1000 + a и числа 82; г) сумма выражения a +b и числа 9;
д) разность числа 3 и выражения x + 5.

2) Физкультминутка №1: выполнение упражнений для рук.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнили, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем –
Руки мы сложим – вот так.

Если я буду называть числовое выражение, то поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение – опускаем.

5 + 3; a +8; 28 – 10; b * 3; 100 – a; 6 + 3 – b; 7 + 24 * 3;
300 – 100; 7 * 3 + x; 73 + 15; x + y.

3) Решите задачу.

Одному брату a лет, а другой брат старше его на b лет. Сколько лет другому брату?

Составьте выражение и найдите его значение при: a = 14, b = 3.

4) Найдите значение выражения: a + 7843, если a = 567; 2415.

5) Решите задачу. (Решают самостоятельно в тетрадях) .

Для полива участка Вале и Вере нужно 117 леек воды. Сколько леек воды должна принести Вера, если Валя принесла 1 лейку; 2 лейки; 3 лейки; 4 лейки и т. д.? Составьте буквенное выражение. Что будет обозначать в нём буква? Найдите числовое значение выражения при следующих значениях буквы: 39, 56, 78.

6) Физкультминутка №2. Гимнастика для глаз.

Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхам,
Сном волшебным засыпаем.

Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки.

Игра “Танграм”.

Каждому из вас пришли письма, в которых разные фигурки. Используя эти фигурки, вы должны собрать кошечку. А у вас дома есть кошки? Как их зовут? Расскажите какую – нибудь интересную историю про свою кошку.

7) Самостоятельное решение задачи.

Клоун показал публике четыре буквенных выражения:

x + 1;

100 – x;

2 * x – 1;

4: x.

Он заявил, что ни одно из них не принимает значение 1 ни при каком значении буквы x.

Публика смеялась: всем было видно, что клоун ошибается. Найдите и вы для каждого из выражения то значение x, при котором выражение принимает значение 1.

8) Выполнение теста по вариантам:

Вариант №1

1. При каком значении a верно равенство а ? 17 = 102?

а) 85; б) 1734; в) 6; г) другой ответ.

2. Найдите значение выражения: (235 + 356) – 215.

а) 374; б) 476; в) 376; г) другой ответ.

3. Запишите выражение: “частное суммы чисел а и b и произведения чисел 7 и c”.

а) а + b:7 *c; б) (а + b) :(7 * c) ; в) (а + b) :7 * c; г) другой ответ.

4. Составьте выражение для решения задачи: “Брату а лет, а сестра на 8 лет моложе. Сколько лет брату и сестре вместе?”

а) а + 8; б) а – 8; в) а + (а + 8) ; г) другой ответ.

5. При каком значении а значение выражения 391 – (а + 171) равно 144?

а) 562; б) 76; в) 84; г) другой ответ.

Вариант №2

1. При каком значении b верно равенство b + 143 = 328?

а) 571; б) 125; в) 85; г) другой ответ.

2. Найдите значение выражения: (817 + 151) – 407.

а) 551; б) 561; в) 562; г) другой ответ.

3. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.

а) (а:b) *(с – 12) ; б) (а:b) * c – 12; в) а:(b * c) – 12; г) другой ответ.

4. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”

а) b + 4; б) b + (b + 4) ; в) b – 4; г) другой ответ.

5. При каком значении b значение выражения 483 + (b – 139) равно 541?

а) 622; б) 344; в) 197; г) другой ответ.

Вариант №3

1. При каком значении с верно равенство с: 11 = 22?

а) 242; б) 33; в) 2; г) другой ответ.

2. Найдите значение выражения: (438 + 217) – 328.

а) 317; б) 323; ё в) 327; г) другой ответ.

3. Запишите выражение: “разность произведения чисел 19 и а, и частного чисел b и с”.

а) (19 * аb) :с; б) 19 * а – b:с; в) 19 * (аb) :с; г) другой ответ.

4. Составьте выражение для решения задачи: “в корзине 10кг яблок, а в ведре на а меньше. Сколько всего яблок?”

а) 10 + а; б) 10 + (10 – а) ; в) 10 – а; г) другой ответ.

5. При каком значении d значение выражения 283 – (d + 93) равно 117?

а) 83; б) 376; в) 73; г) другой ответ.

Вариант №4

1. При каком значении d верно равенство d – 181 = 354?

а) 535; б) 173; в) 435; г) другой ответ.

2. Найдите значение выражения: (354 + 245) – 234.

а) 355; б) 375; в) 365; г) другой ответ.

3. Запишите выражение: “произведение разности чисел а и 6, и суммы чисел b и с”.

а) (а – 6) * (b + c); б) (а – 6) * b + c; в) а – 6 * b + c; г) другой ответ.

4. Составьте выражение для решения задачи: “У Миши с солдатиков, а у Жени на 5 больше. Сколько солдатиков у них вместе?”

а) с + 5; б) с – 5; в) с + (с + 5); г) другой ответ.

5. При каком значении t значение выражения 258 – (t + 138) равно 452?

а) 332; б) 56; в) 848; г) другой ответ.

9) Выполнить действия: (Задание выполняют те учащиеся, которые первыми выполнили тест)

1. (11437 + 128 * 31) : 237 – 37;

2. (11421: 243 + 17) * 135 – 35.

10) Вопросы для закрепления, изученного материала:

1) Какие выражения называются числовыми, какие буквенными? Приведите примеры.

2) Составьте задачу, где есть необходимость ввести букву для обозначения какой – нибудь величины.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Оценка работы и ответов учащихся. Выставление оценок за работу на уроке в журнал.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. №320(в, г) , №325.