Разработка внеклассного мероприятия по математике: "Праздник математики". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели:

  • развитие логического мышления, внимания, интереса к предмету;
  • формирование навыков общения, умения работать в коллективе.

Ход игры

Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением, все, кто любит тайны, загадки, приключения, кто любознателен, трудолюбив, настойчив. Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, находчивость, смелость, а смелость, говорят, города берёт, и тогда победа будет за вами. Успехов вам!

Разыграем порядок выхода команд (1 и 2). Жюри оценивает выступление команд по 5-бальной системе.

Визитная карточка 1 команды. Затем визитная карточка 2 команды.

Жюри подводит итоги.

Команды готовы к игре?

Болельщики готовы к игре?

Начинаем 1 конкурс. “Знаете ли вы великих математиков?”.

Для подсказки: вопросы по биографии Пифагора, Архимеда, Карла Фридриха Гаусса.

Вопросы задаются вслух, каждая команда записывает свои варианты ответов. После того как результаты сданы, заслушать верные ответы.

1). Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей!”? (Архимед).

2). Вся его жизнь легенда. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и создал свою школу, одной из заповедей которой была: не делай никогда того, что не знаешь, но научись всему, что следует знать. (Пифагор).

3). Какой учёный помог победить римский флот близ Сиракуз с помощью “зажигательных вогнутых зеркал”. (Архимед).

4). Какой великий математик завещал начертать правильный 17- угольник, вписанный в круг, на своей надгробной доске. (Гаусс).

5). Кто является автором многих изобретений, например, машины для орошения полей и рычагов, блоков и винтов для подъёма больших грузов. (Архимед).

Следующий конкурс. “Математический ералаш”.

Предмет “математика” настолько серьёзен, что полезно не упускать
возможности сделать его более занимательным.

Блез Паскаль.

Учить можно только весело. . .
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

Анатоль Франс.

Именно этими девизами мы будем пользоваться при проведении следующего этапа соревнований. Понятно, что речь идёт не о веселье в прямом смысле, а о чувстве удовлетворения, которое возникает в процессе обучения.

Даётся минута, за которую надо составить как можно больше математических терминов, слов, связанных с математикой, в единственном числе, именительном падеже.

Итак, буква П. Время пошло!

Параллелепипед, параллельность, перпендикулярность, последовательность, прямая, призма, прямоугольник, параллелограмм, пять, плюс, пирамида…

Болельщики составляют самое длинное слово на П (последовательность).

Теперь слово АРИФМЕТИКА. Время пошло! Рифма, метка, тик, кит, рама, Рим, фетр, риф, ар, рак, тема, река, материк, фирма... Время истекло!

Жюри подводит итоги.

Следующий конкурс: “Решение занимательных задач”.

Расшифруйте 2 ребуса, в которых одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным буквам – разные цифры в обоих примерах.

Разместите 8 козлят и 9 гусей в 5-ти хлевах так, чтобы в каждом хлеве были и козлята и гуси, а число их ног равнялось 10.

У Гарри Потера есть волшебные очки, в которых он видит всё зелёное – белым, а всё белое – зелёным. Гарри посмотрел через эти очки на прямоугольник. Что он увидел?

 

Чтобы открыть секретную дверь в пещеру гномов, нужно заполнить четырьмя магическими знаками таблицу 4х4. В каждой строчке и в каждом столбце должен встречаться каждый из знаков. Маленький гномик начал заполнять эту таблицу. Какой из знаков должен быть в клеточке с “?”.

Мальчик сложил квадратный листок бумаги пополам, потом ещё раз и ещё раз. В центре то, что получилось, он проделал дырку, а потом снова развернул лист. Сколько дырок он увидел?

а) 2

б) 3

в) 4

г) 6

д) 8

Болельщики в это время тоже решают задачки.

1). Какая из букв слова КЕНГУРУ имеет самый большой порядковый номер и какой? (У - 21).

2). У близнецов Бори и Вовы есть 2 грязных носа и 4 грязных щеки. Сколько чистых носов и щёк окажется у 2 близнецов, если половину грязных носов и щёк вымыть с мылом? (1 чистый нос и 2 чистые щеки).

3). Боре и Вове купили 2 пары ботинок. Боря потерял свой левый ботинок, а Вова – правый. Сколько пар ботинок осталось после этого у близнецов? (1 пара).

4). У Бори и Вовы было 5 котлет. Сколько котлет осталось у близнецов после того, как одну котлету они разделили пополам и метко кинули 2 разным собакам, 3 котлеты нечаянно уронили с балкона на одного итого же прохожего? (1 котлета).

5). Близнецы Боря и Вова рисовали одну картину и перемазались красками. Боря вымазался 3 красками – красной, зелёной и чёрной, а Вова 2 красками – белой и красной. Сколько разных красок можно насчитать на близнецах? (4 краски)

6). У Бори и Вовы 1 мяч и 4 ноги. Сколько раз били близнецы по мячу ногами и промахивались, если известно, что каждый близнец 2 раза промахнулся по мячу каждой ногой. (8 раз).

За каждый первый верный ответ – приз.

Жюри подводит итоги.

Новый конкурс. “Что мы знаем о числах?”

Современные люди широко применяют в своей жизни числа. Вряд ли кто-нибудь сейчас вкладывает в числа сказочный или мифический смысл. Но так было не всегда. Для древних людей числа были элементами особого кода, с помощью которого описывался мир человека. В наиболее древних текстах число “1” встречается крайне редко и означает единство. Число “1” приписывалось Богу и Космосу.

Число “2” лежало в основе противопоставлений, с помощью которых в некоторых мифах описывался мир. Например, Небо и Земля, День и Ночь, Жизнь и Смерть.

В любых древних культурах одно из наиболее употребляемых чисел – “12”. Оно оставило яркий след в современной культуре. Это 12 месяцев, 12 часов. Число “12”, как и “7” считается счастливым.

Ему противостоит “несчастливое” число “13”. Это число называют “чертова дюжина”. Многие суеверные люди и сейчас остерегаются этого числа.

Командам было дано задание приготовить рассказ о каком-либо числе. Сообщения команд.

Последний конкурс в соревновании. “Пословицы и поговорки с числами.

Команды называют по одной пословице (или поговорке) с заданным числом. Побеждает та команда, которая последней назовёт пословицу. Используются числа 1, 5, 7, 10.

Жюри подводит итоги.

Праздник закончен. Итоги подведены. Все члены команд получают призы. Призы получают и наиболее активные участники из зрителей, которые принимали участие в подготовке.