Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция – это естественная взаимосвязь разных видов деятельности на основе ведущей идеи и многогранным раскрытием изучаемых предметов. Интеграция довольно легко вписывается в систему логопедических занятий, так как учитель-логопед продолжает вести свои логопедические занятия и дополнительно включает небольшие содержательные фрагменты разных видов деятельности из программы воспитания в детском саду. Такие занятия очень интересны. На них важно не формально, а продуманно, на качественно новом уровне в комплексе объединять разные виды деятельности, чередовать их. Интегрированные логопедические занятия дают детям возможность думать, творить, фантазировать, сочинять, познавать, развивать коммуникативные умения, обогащать словарь и формировать грамматические структуры речи. У детей развивается познавательная активность, так как вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применение опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия. Проводя разного вида логопедические занятия можно гибко сочетать традиционные и нетрадиционные методы, стимулирующие речевое развитие детей дошкольников. Включая разные виды деятельности в логопедические занятия, достигается высокая эффективность в работе с детьми и стабильность результатов. Я предлагаю четыре вида интегрированных логопедических занятий: интегрированное занятие по звукопроизношению, интегрированное занятие по обучению грамоте, интегрированное занятие по формированию лексико-грамматического строя речи, интегрированное занятие по развитию связной речи.

Так проводя интегрированное логопедическое занятие по звукопроизношению, включается в него закрепление правильного произношения звука “С” в словах, выделение этого звука из слов, с указанием характеристики и артикуляции звука, нахождением слов со звуком “С”. В это же занятие включается театральная деятельность с использованием настольного театра – инсценировка сказки “Федорино горе”, где дети помогают с помощью героев найти, “поймать” посуду со звуком “С”, которая сбежала от Федоры. В ходе занятия проводится подвижная игра, как элемент физкультурной деятельности, где Федора ловит и собирает в свой дом посуду со звуком “С” в названии.

Так же строятся интегрированные занятия по обучению грамоте, где звук и буква закрепляются на одной теме, но в разных видах деятельности, например овощи и звук и буква “У”, в занятие включается математика, где дети считают овощи со звуком “У”, согласовывая существительные и числительные. Включая элемент изодеятельности, дети украшают букву “У” овощами со звуком “У”. На занятии присутствует физкультурный момент – эстафета – “Сорви овощ со звуком “У” с грядки”, “Кто быстрее сварит борщ”.

В интегрированные логопедические занятия по формированию грамматического строя речи включаются элементы музыкальной деятельности (например, по сказке “Колобок” - музыкальное сопровождение песенки Колобка). На занятии проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, это подбор прилагательных – “Зайчик какой?”, “Волк какой?”, “Медведь какой?”, “Лисичка какая?” Так же идёт работа над образованием относительных прилагательных – “Голова чья?” – заячья, волчья, медвежья, лисья. “Хвост чей?” – заячий, волчий, медвежий, лисий. В занятие такого рода включается математика – ориентировка в пространстве животных, встречающихся в сказке “Колобок”, посчитай животных, которых Колобок встретил в лесу. На таком занятии проходит элемент краеведения, т.е. когда отмечаются животные, живущие в Республике Хакасия. Всё занятие строится на театрализованной деятельности, т.е. путешествие по сказке “Колобок”. На таком занятии можно отработать предлоги: “на”, “за”, “около”, “между”.

На интегрированных занятиях по формированию связной речи можно использовать пальчиковый или теневой театр, элементы перевоплощения. Занятие “Прогулка в зимний лес” проходит в занимательной форме, где дети рассказывают об увиденном и происшедшем с ними в зимнем лесу. Дети проходят по глубокому снегу, проваливаясь, затем на лыжах, встречают и узнают под снегом различные деревья, находят различные следы, угадывают – кто их оставил? В это занятие целесообразно включить элементы экологии, где отмечается, почему в лесу снег белый, а в городе серый и даже чёрный. Детям предлагается нарисовать зимний лес и составить рассказ по своей картине.

Таким образом, интегрированные логопедические занятия сохраняют для детей форму занимательной и увлекательной игры и охватывают разные виды деятельности. Зная интеграционные механизмы, учитель-логопед может соединять разные виды деятельности и создавать количественную модель-схему занятия, которую можно будет не только менять, но и добавлять или отнимать, в зависимости от вида занятия, цели, задачи и этапа работы.