Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Роль имени существительного в речи"

Разделы: Русский язык


Тема: Роль имени существительного в речи

Тип урока: повторение и совершенствование знаний, полученных в 5 классе

Технология: личностно-ориентированная с постановкой проблемных вопросов, с использованием информационно-компьютерных технологий

Цели урока:

1. Обучающая

  • закрепление ранее полученных знаний по теме: “Имя существительное”;
  • расширение представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи;
  • совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи.

2. Развивающая

  • формирование и развитие связной речи учащихся, выразительного чтения;
  • развитие внимания, воображения (устное рисование картин), творческого начала личности ребёнка.

3. Воспитательная

  • формирование интереса к изучению русского языка через расширение знаний о роли существительного в речи;
  • активизирование познавательной деятельности учащихся;
  • обеспечивание благоприятной психологической обстановки;
  • воспитание языкового чутья, эстетического вкуса.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор (тексты стихотворений, иллюстрации, кроссворд), карточки-вопросники для рефлексии состояния учащихся на уроке.

Ход урока

I. Мотивационное начало урока.

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю.

Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Добрый день!”

Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач!

II. Сообщение темы и цели.

Презентация

  • Тема нашего урока “Роль имени существительного в речи” (1 слайд)
  • Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока
  • Эпиграфом является высказывание Л. В. Успенского “Имя существительное – хлеб языка”
  • Ребята, как вы понимаете это высказывание? (Хлеб – это пища, имя существительное даёт пищу всем словам, является основой языка, например: дом, окно, парта, ученик)
  • Цель нашего урока – доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что “имя существительное – хлеб языка”. (2 слайд)

III. Наблюдение над языковым материалом.

Цели

  • расширить сведения учащихся о роли существительных в речи через высказывание К. Г. Паустовского;
  • развивать словесное мышление;
  • уметь анализировать и понимать прочитанный текст, понимать тонкости слов.

Ученик выразительно читает: К. Г. Паустовский утверждал: Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. (3слайд)

  • Эти слова К. Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Имена существительные дают названия всем предметам.

IV. Выполнение задания

Цель – сформировать знания учащихся о том, что обозначает имя существительное, что “предмет” в грамматике понимается обобщенно, что признак и действие могут выражаться через значение предметности;
- развивать словесное мышление, через аналогию (дополнение своими примерами из личного опыта и окружающей жизни),

Фронтальный опрос

  • Что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет)
  • Что мы понимаем под словом “предмет” или какие названия предметам даёт имя существительное? (4 слайд) (Предметом мы называем то, что видим вокруг себя, например: парта – это конкретное понятие, а кошка – это живое существо)

Учитель предлагает дополнить ряды существительных (5 слайд)

  • живые существа: девочка. . , (кошка, собака, мальчик)
  • явления природы: гроза. . , (ветер, дождь, снег)
  • явления общественной жизни: митинг. . , (забастовка, война, праздник)
  • признак как предмет: синева. . , (желтизна, белизна, синь)
  • действие как предмет: бег. . , (прыжок, приседание, ходьба)
  • абстрактные понятия: счастье. . , (радость, печаль, дружба)
  • конкретные понятия: дверь. . , (окно, парта, стул)

Проверка выполнения задания по вариантам

V. Работа с отрывками из стихотворений, устное рисование картин

Цели

  • создание положительного эмоционального настроя;
  • формирование творческих способностей (гибкость ума, любознательность, наблюдательность, воображение);
  • развитие связной речи (умение грамматически и логически выражать свои мысли при устном рисовании картин);
  • воспитание языкового чутья (умение различать части речи)

Слово учителя.

  • А вы знаете, что с помощью одних только существительных можно написать рассказ, стихотворение.

а) Предлагается прослушать несколько строк из стихотворения А. А. Фета (6 слайд)

Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

  • Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья)
  • Сосчитайте сколько в этом стихотворении всего слов, сколько имён существительных, имён прилагательных, глаголов, служебных слов? (Всего 22 слова, 14 существительных, 6 прилагательных, глаголов нет, 2 служебных слова) Проверка задания (6 слайд)
  • Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных)

Итог. Да, представьте, какая получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Л. Толстой так писал об этом стихотворении: “ В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина”.

б) Послушайте отрывок из стихотворения С. Аксакова, устно нарисуйте картину. (7 слайд)

Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес.

в) Прослушайте ещё один отрывок из стихотворения В. Маяковского, устно нарисуйте картину. (8 слайд)

Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.

  • Выполните синтаксический разбор предложений по рядам

1 ряд - предложение Вечер.

2 ряд – Поле.

3 ряд – Огоньки.

Проверка задания (9 слайд) (В предложениях существительное является подлежащим, по цели высказывания повествовательное, по интонации голоса невосклицательное, по структуре простое, односоставное, по наличию второстепенных членов распространённое, ничем не осложнено).

Творческое задание.

  • А теперь, ребята, придумайте сами односоставные предложения, а может и даже стихотворение на темы:

1 ряд – “Зима” (Снег. Луна. И вокруг такая тишина!)

2 ряд – “Море” (Синь и гладь. Лазурь вокруг)

3 ряд – “Небо” (Месяц. Звёзды и мороз. Скрип колёс. )

Итог. Имя существительное даёт названия предметам; с помощью существительных можно назвать не только предмет, но и признак, а также действие; “нарисовать” картину природы.

VI. Физминутка.

  • Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.

Теперь Варвара смотрит вверх!
Выше всех, всё дальше вверх!
А теперь посмотрим вниз –
Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –
Расслабление приятно.

VII. Наблюдение над языковым материалом

Цели

  • сформировать у учащихся представление об эмоциональной окраске, которую несут в себе суффиксы;
  • уметь выделять суффиксы в словах, объяснять значение суффиксов.

Беседа.

  • Ребята, прочитайте предложения

Снег, снежище – белое чудо России. (Р. Рождественский)

И стоят себе липы, липушки. (М. Исаковский) (10 слайд)

  • Какие чувства выражают поэты в данных строчках? (Поэты выражают чувства любви, ласки, восхищаются обилием снега)
  • Какие слова помогли выразить эти чувства ? (Снежище, липушки)
  • Обратите внимание на выделенные слова, какая часть слова придаёт окраску существительному? (Окраску существительному придают суффиксы – ищ – и – ушк - )
  • Так какое значение слову придают суффиксы – ищ – снег-снежище и – ушк – липы-липушки? (Суффикс – ищ - придаёт значение увеличения, усиления, а суффикс – ушк – значение уменьшения и ласковое отношение к предмету)

Итог. Используя имена существительные с различными суффиксами можно выразить отношение к предмету, эмоции, чувства.

VIII. Работа с учебником

Цель – стимулировать учащихся к самостоятельному выполнению задания через мыслительную поисковую деятельность (наблюдение)

Слово учителя.

  • Откройте учебники на странице 82, упражнение 203, запишите по образцам существительные, образованные с помощью суффикса – ищ – от данных слов.

Работа по цепочке. Проверка (11 слайд). (Хвост – хвостище, бык – бычище, голос – голосище, сапог – сапожище.

Жара – жарища, грязь – грязища, рука – ручища, скука – скучища)

  • Укажите род существительных и выделите окончания.
  • Какие окончания имеют существительные с суффиксом – ищ-? (С суффиксом – ищ – существительные имеют окончания – е и – а)
  • Попробуйте сами сформулировать правило, когда надо в существительных с суффиксом – ищ – в окончании писать – е, а когда – а? (У существительных в мужском роде надо писать окончание – е, а в женском роде окончание – а)

IX. Словарная работа

Цели

  • способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
  • формировать навыки толкования слова по его лексическому значению;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся через заполнение кроссворда.

Ребята, предлагаю вам не только вспомнить правописание словарных слов, но и правильно заполнить кроссворд, учитывая, что в кроссворде используются имена существительные. Проверка заполнения кроссворда (12 слайд)

X. Дифференцированное домашнее задание.

Учитель предлагает на выбор домашнее задание (13 слайд)

  • Написать небольшое сочинение – миниатюру, используя имена существительные, на одну из тем: “Осень”, “Узор на стекле”, “Зимнее утро” или сочинить стихотворение
  • Подготовить сообщение “Роль имени существительного в предложении”

(Если учащиеся не выберут ничего из предложенных заданий, то выполнить упражнение 195)

XI. Подведение итогов урока. (14 слайд)

Что помогло вам сегодня добиться цели урока, доказать, что “имя существительное – хлеб языка”? Сделаем выводы.

Выводы: - на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

- Имя существительное даёт названия всем предметам.

- С помощью существительных можно “нарисовать” картину природы.

- Существительные несут в себе эмоциональную окраску и придают предмету усилительное и уменьшительно-ласкательное значение слова.

XII. Рефлексия. Оценки.

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  • Доволен ли тем, как прошёл урок?
  • Было ли тебе интересно?
  • Сумел ли ты получить новые знания?
  • Ты был активен на уроке?
  • Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
  • Учитель был внимателен к тебе?
  • Ты сумел показать свои знания?

Слово учителя.

  • Мне приятно было работать с вами. Спасибо за урок. До свидания.