Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Диалектные слова". Урок русского языка в 5-м классе по программе М.М. Разумовской

Разделы: Преподавание русского языка


Цель:

  • организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.

Задачи:

  • научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;
  • учить видеть диалектизмы в художественных текстах;
  • развивать умение определять лексическое значение диалектных слов.

Тип урока:

  • урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы проведения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • исследовательский;
  • частично-поисковый.

Оборудование, наглядность:

– портрет В.И.Даля;

– Толковый словарь С.И.Ожегова;

– 4-х томный Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля;

– таблицы, художественные тексты, компьютер, проектор, экран.

План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Вхождение в урок – 3 мин.
  3. Инсценирование – 3 мин.
  4. Изучение нового материала – 8 мин.
  5. Самостоятельная работа – 20 мин.
  6. Подведение итогов. Рефлексия – 10 мин.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Необыкновенный язык наш есть ещё тайна.

Н. В. Гоголь.

I. Вхождение в урок. Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва,
Залавок – подобье комода.
Не допускаются в словари
Из сельского лексикона:
Сугрёвушка,
Фыпики – снегири;
Дежень,
Воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы и веретёна.
Возилкой
Неполный мешок с зерном
Вчера назвала мельничиха,
Поднёбицей – полку под потолком,
Клюкву – журавлихой.
Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять
И есть ли такие средства?

  • О чем грустит поэт?
  • Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?
  • Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?
  • Как он относится к непонятным для вас словам?
  • Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?

(На эти и другие вопросы, возникшие в ходе чтения стихотворения, ответы в течение урока).

II. Инсценирование диалога.

(Индивидуальное домашнее задание).

Бабушка и внук.

– Бабушка, где Люба?

– По батожья ушла.

– По что?

– Ну, по столбцы!

– По что?

– Ну, по петушки!

– По что, по что?!

– По стебни.

– Не понимаю, бабушка!

– Ах, батюшка, какой ты бестолковый! По щавель. Сходи-ка, внучок, в огород, принеси бураков для борща.

– Чего принести, бабушка?

– Бураков.

– А это что такое?

– Ну, у нас так свёклу называют.

Вопросы:

  • Почему внук не понял бабушку?
  • Назовите общеупотребительные слова (Записать слова: щавель, свёкла).
  • Какие слова использует бабушка? (Записать на доске и в тетрадях: батожья, столбцы, петушки, стебни, бурак).
  • Встречали ли вы в речи , в художественной литературе эти слова?
  • Можете ли сказать, как называются они?

(Ответы учащихся: “ старинные слова, устаревшие, старорусские, немодные, так говорят в деревне…”.)

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык.

В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры.

Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории.

(Карта географического расположения наречий и говоров).

Запись слов: диалектизмы,диалекты,

местное наречие, говор.

2. Работа с таблицей (наблюдение).

Общеупотребительные слова

Диалектные слова

северные южные
1.Свёкла.

2.Говорить.

3.Красивый.

4.Жердь.

5.Дом.

6.Слабый.

Свёкла

Баить.

Баской.

Слега.

Изба.

Слабый.

Туес.

Кулига.

Бурак.

Гутарить.

Личманистый.

Вага.

Хата.

Кволый.

3. Рассказ 2-х учащихся о значении слов туес (показать берестяной сосуд) и кулига. (Индивидуальное домашнее задание.)

IV.Самостоятельная работа в группах.

С. И. Ожегов. Словарь русского языка.

Задание: найти в словаре диалектные слова, обратив внимание на помету.

1, 2 группа – Б

3, 4 группа – К

(Например, бирюк, бахилы, колча, косуля….)

Какая помета показывает, что данное слово диалектное?

Учитель:

– Многие из вас, ребята, любят что-то собирать, коллекционировать: марки, открытки, книги, видеокассеты, диски … А можно ли собирать слова? Знаете ли вы людей, которые собирают слова?

V. Рассказ учащегося о В. И. Дале (подготовленное задание).

VI. Чтение стихотворения С. Я. Маршака “Словарь”.

Учитель:

  • О каком таком чудесном словаре говорится в стихотворении?
  • Хочется ли вам познакомиться с ним поближе?
  • (Показать учащимся 4х томный Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля.)

VII. Самостоятельная работа в группах (исследование).

Учитель:

Если диалектные слова не входят в состав литературного языка, если это слова необщеупотребительной лексики, с какой же целью они употребляются в художественной литературе?

1 группа

Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

2 группа

Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.

3 группа