Урок математики по теме: "Координаты на луче"

Разделы: Математика


Тема: Координаты на луче.

Цели урока:

  • сформировать способность к определению координаты на числовом луче с заданным единичным отрезком;
  • сформировать способность записывать координаты любых точек;
  • тренировать навык к грамотному построению координатных лучей.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Дети работают стоя.

– Настроимся на работу. Закройте глаза. Погладьте себя по голове, по лицу, пожелайте себе мыслить ясно, запоминать крепко и быть внимательными, как разведчики. Крепко обнимите и полюбите себя. Откройте глаза и повторяйте за мной:

Я очень хочу учиться!
Я готов к успешной работе!
Я замечательно работаю!

– С чем вы познакомились на предыдущих уроках? (Шкалы. Числовой луч.)

– Мы сегодня продолжим эту интересную работу.

– Нам предстоит подняться еще на одну ступеньку Лесенки Знаний, чтобы узнать новое понятие, связанное с числовым лучом.

II. Актуализация знаний и мотивация.

а) – Дома вы должны были построить числовой луч и на нем отметить результаты измерения длин сторон подобного многоугольника, расположив их в порядке возрастания.

Например: стороны многоугольника равны:

3 см, 6 см, 9 см, 12 см, 15 см, 18 см, 21см, 24см, 27см.

– Покажите: что у вас получилось?

У кого возникали затруднения?

(Дети показывают листочки с заданием.)

– Что интересного заметили? (Числа, кратные 3.)

Какие знания вы использовали при построении числового луча?

(1. Число 0 – начало луча. 2. На числовом луче откладывали равные единичные отрезки. 3. Расстояние от каждой точки числового луча до начала отсчета равно соответствующей этой точке числу.)

– Какие действия позволяет выполнить числовой луч?

(Изобразить любое число; складывать, вычитать и сравнивать числа).

– Тогда изобразите на своем числовом луче смешанное число .

(Дети садятся, 1 ученик показывает на доске или на демонстрационном образце.)

– Что для этого нужно?

(Взять 15 целых единичных отрезков, а 16-ый разделить на 3 равные части, но взять лишь 1 из трех.)

б) – А сейчас я дам вам “ключ”, чтобы узнать новое понятие, стоящее на следующей ступеньке лесенки Знаний.

– Вы для этого на своем числовом луче проставьте буквы, соответствующие числам данной таблицы и прочитайте получившееся слово:

Ключ:

21

9

27

3

0

24

15

12

6

18

а

р

а

о

к

т

и

д

о

н

– Итак, на следующей ступеньке Лесенки Знаний “появляется” новое понятие – “координата”, числовой луч смысл которого мы сейчас должны выяснить. шкала

в) – Я предлагаю вам выполнить следующее задание на индивидуальных листочках:

“За 1 минуту определить и записать координаты точек А, В, С, D в данном прямоугольном окошечке”. Можно изобрести свой способ записи…

– Кто выполнил задание – встать!

Какие записи у вас получились? Показать на доске…

(Несколько учащихся показывают свои варианты.)

– Как же так: задание было одно, а варианты записей получились разные?

Какими знаниями вы руководствовались при записи?

III. Постановка учебной задачи.

(Дети работают стоя.)

– Чем это задание отличается от предыдущего, когда вы отмечали разные числа на числовом луче? (Не требовалось определять и записывать координаты точек.)

– Так в чём именно возникло затруднение? Почему записи получились разными?

(Не поняли значение слова “координата”; не знали, как грамотно записывать; не успели…)

– Какова же цель нашего урока? (Или чему мы должны научиться?)

(Уточнить значение понятия “координата” точки; научиться определять и записывать координаты любых точек).

– Сформулируйте тему урока… (появляется запись на доске): Координаты на луче.

– Молодцы!

– А на следующем этапе нашего урока мы и уточним значение понятия “координата” и научимся грамотно записывать координаты любых точек.

IV. “Открытие” детьми нового знания.

а) – Итак, кто или что является вашим первым помощником при затруднениях?

(Словарь, учебник, учитель, знания с прошлых уроков…)

– Слышали ли вы фразу: “Оставьте свои координаты”? Что она обозначает?

(Оставить свой адрес. Дать номер телефона.)

– Значит, речь идет …о чем?…(О местоположении.)

– А что же используют для записи адреса? (Число).

– Так что же такое “координата” точки?

(Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки.)

– Итак, со значением слова “координата” выяснили. Желающие могут на перемене проверить по толковому словарю! (Толковый словарь лежит на столе учителя).

б) – Вернемся к нашему заданию: “Определить и записать координаты точек А, В, С, D”.

– Кто справился верно с заданием, помогите тем, кто допустил ошибки в нем: объясните им, что вам помогло безошибочно выполнить эту работу? (Высказывания учащихся).

– Действительно, в математике существуют строгие правила, есть свои условные обозначения.

– Посмотрите внимательно на опору: Как здесь записана координата точки А?

(В скобках, рядом с обозначением точки.)

– Что показывает число в скобках?

(Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А.)

– Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним!

– Исправьте в своих записях ошибки те, кто их допустил.

– Так что же такое “координата точки”? (Хоровой ответ учащихся с помощью опоры.)

(Дети садятся и продолжают работу сидя.)

в) – Проверьте себя по учебнику: с. 61 – чтение вывода про себя…

– Так что же такое “координата точки”?

– А почему координата вашей точки В равна (8)?

(Именно это число показывает расстояние от т. В до начала луча.)

– Что нового вы узнали про числовой луч из вывода в учебнике?

(Он ещё называется координатным лучом).

Почему его еще и так называют?

(Так как каждой точке числового луча соответствует число, равное координате этой точки).

– Лесенка Знаний пополнилась еще одним дополнением:

Физминутка! (Стоя.)

– Молодцы! Вы замечательно трудитесь. И чтобы еще немного подбодрить себя, – снова небольшой аутотренинг – закройте глаза, повторяйте за мной:

Я здоров и крепок духом!
Я магнитик для успеха!
Я доверяю себе и жизни!
Я достоин всего самого лучшего!

V. Первичное закрепление.

Задание 4, с. 62

а) Выполняется фронтально на доске с комментированием. Если будут желающие, – “по цепочке”.

б) Выполняется на доске “по цепочке”, с комментированием:

в) Выполняется в паре со взаимопроверкой (1 пара работает у доски):

Задание 2 (б), с. 61 – выполняется устно, фронтально.

– Это задание подготовит нас к изучению следующей темы.

1) 15-1=14 (единичных отрезков) расстояние от столовой до телефона;

2) 14 · 5 км=70 (км) расстояние от столовой до телефона.

(Если единичный отрезок равен 5 км, то расстояние от столовой до телефона равно 14 единичным отрезкам, либо 70 км.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Задание 3 (а, б), с. 62 – по вариантам, самостоятельно:

– Кто закончил, встать! Проверим по образцу.

а) Образец на доске:

б)

– Оцените свою работу, используя сигналы: красный – допущены ошибки, зеленый – без ошибок!

– Кто допустил ошибку, объясняет, в чем именно (где?) и почему?

Над чем еще стоит поработать?

Дети, допустившие ошибки, работают самостоятельно на следующем этапе урока, выполняя подобное задание, например, задание 4(в), с. 62.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Учащиеся, допустившие ошибки в самостоятельной работе, работают сами (задание 4 (в), с. 62),

выполняя аналогичное задание. Затем сверяют по эталону, либо по образцу (на индивидуальных листочках). Выполнив свое задание, подключаются к работе класса.

А в это время весь класс выполняет фронтальную работу.

– Решим задачу на конкретное применение новых знаний о координатном луче:

Задание 7, с. 62 – устно, фронтально, либо в паре. Чтение задачи вслух 1 учеником.

– Что известно в задаче? Куда двигался автомобиль? (Слева направо.)

– Что нужно узнать? Как? (Точку отправления. Из конечной точки В (17) вычесть 6 ед. отрезков.)

– Так из какой точки выехал автомобиль? (Из точки А (11.)

– Ответьте на 2-ой вопрос задачи. (Справа налево на 3 е.)

Задание 9 (б, в, г, д), с. 63 – групповая работа:

– Повторим решение задач с использованием формул пути, стоимости, работы.

– Капитаны команд запишут буквенное выражение на доске и докажут свой выбор.

1гр.: б) (х+х3):7;

2гр.: в) (у:5)12;

3гр.: г) (с:20)d;

4гр.: д) с-(а4+в).

VIII. Рефлексия деятельности.

(Дети работают стоя.)

– Назовите ключевые слова урока…

– Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

(При решении задач, определении адреса чего-либо, кого-либо и т. д.)

– А еще наш урок подготовил вас к следующему, на котором вы научитесь находить расстояние

между точками числового луча по их известным координатам.

– Оцените свою работу на уроке с помощью индивидуального пособия “Снежинка”:

* Молодец! Замечательно!
*Хорошо, но мог бы и лучше!
*Старайся! Будь внимательным!

Закройте пальчиком ту снежинку, с высказыванием напротив которой вы согласны.

– Как бы вы оценили работу всего класса?

(“Ударно” – руки вверх “в замок”, “Можно было лучше” – руки за спину).

Домашнее задание: Задание 5, с. 62 – творческого характера (устно);

Задание 8, с. 62; Задание 12 (а) или 13, с. 63-64 (1 по выбору).

Подумать каждому: над чем ему еще поработать?