Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок по теме: "Маяковский и футуризм"

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

1. Дать представление о раннем творчестве Маяковского, показать новаторский характер поэтики Маяковского, познакомить с биографией поэта.

2. Обучать анализу поэтического текста, совершенствовать навыки синтеза и обобщения, вычленения главного.

3. Формировать правильное понимание поэзии Маяковского.

Методические приемы: исследование текста, выразительное чтение, сообщения учащихся.

Оборудование: проектор, карточки для работы в группах, манифесты футуристов “Пощечина общественному вкусу”, “Садок судей 2”, план синквейна.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня мы будем говорить о поэте, чье творчество всегда было и остается предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. В.В. Маяковский. Безусловно, имя этого поэта вам знакомо.

Скажите, а когда впервые произошло ваше знакомство с поэтом Маяковским? (В детстве. “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Кем быть”.)

Какие произведения Маяковского известны вам из школьной программы? (“Хорошее отношение к лошадям”, “Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче”.)

Дома вы читали и другие стихотворения Маяковского. Думаю, что у вас уже сложились некоторые представления о поэте.

Перед вами фотографии Маяковского разных лет (презентация, см. приложение 4), какая из них наиболее отвечает вашим представлениям о поэте, почему? (Ответы учащихся.)

Сегодня мы расширим круг знакомства с поэтом: попытаемся встать на позиции его современников, чтобы понять, что могло вызывать и вызывает до сих пор у некоторых ревнителей традиционного искусства неприятие в творчестве Маяковского, проведем исследование отдельных стихотворений Маяковского, а также познакомимся с биографией поэта. Запишите тему урока. Этапы работы на уроке обозначены в буклете (см. приложение 3), в нем мы зафиксируем результаты сегодняшних исследований, здесь вы продолжите работу дома, этот буклет поможет вам при подготовке к экзамену по литературе, т.к. в нем будет собрана необходимая информация по творчеству Маяковского. Переходим к первому этапу работы.

2. Биография Маяковского (сообщение учащегося с презентацией).

Заполните первую страницу буклета “Хроника жизни и творчества” по ходу сообщения.

3. Исследовательская работа в группах.

С какого времени начинается творческая жизнь В.В. Маяковского? (С 1913 г.)

Что вам известно о литературной ситуации в России в начале 20 в.? (Серебряный век, расцвет модернистских течений.)

Что такое модернизм? (Художественно-эстетическая система, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма.)

Перечислите модернистские течения. (Символизм, акмеизм, футуризм.)

В литературоведении принято разделять модернизм на высокий модернизм и авангардизм.

Представителем какого из этих направлений был Маяковский? (Футуризм.)

Дайте определение футуризма. (Авангардное течение, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.)

Где и когда впервые заявили о себе русские футуристы? (1910 г. – альманах “Садок судей”; 1912 г. – манифест “Пощечина общественному вкусу”.)

Что провозгласили в своем манифесте футуристы? (Сбросим с корабля современности Пушкина, Достоевского, Толстого. Отрицали грамматические норма, правописание и пунктуацию, активно занимались словотворчеством.)

Второй этап работы “Поэтика Маяковского”. Давайте проследим, какое влияние на поэтику Маяковского оказал футуризм. Для этого выполните задания, данные на карточках. (Работа в группах, перед отчетом каждой группы наизусть читается стихотворение, над которым велось наблюдение.)

Чтение стихотворения “Адище города” (заранее подготовленный ученик).

    Карточка №1

Проанализируйте пункты 1 и 2 манифеста “Пощечина общественному вкусу” (см. приложение 1). Что футуристы называют “произвольными” и “производными” словами? Найдите подобные слова в стихотворении Маяковского “Адище города”. Как они образованы? Приведите примеры. За счет чего еще футуристы расширяли поэтический лексикон? (Маяковский использует “производные” слова, образованные от уже существующих в языке.) Например “адище”, “излюбилась”. Расширение поэтического лексикона шло за счет слов неэстетических, зачастую грубых, даже бранных.)

Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.

Какую художественную функцию они выполняют? (Носят эмоционально-оценочный характер, обладают повышенной экспрессивностью, создают особый образ лирического героя.)

Над этим же стихотворением работала вторая группа. Какой аспект поэтики анализировали вы?

    Карточка №2

Проанализируйте пункт 1 сборника “Садок судей 2” (см. приложение 2). Найдите примеры нарушения грамматических правил в стихотворении “Адище города”. Чем вы можете объяснить подобные нарушения? (Смешение однокоренных слов: громоздить вместо загромождать, шарить вместо нашаривать, многие вместо многие из вас. Употребление слов только единственного числа во множественном: “светами”, “солнцами”. Футуристы провозглашали отказ от норм языка.)

Приложение 3

Результат наблюдений запишите в соответствующий раздел буклета.

Как вы расцениваете подобное отношение к языку, можете ли вы его оправдать? (Такие нарушения носят негативный характер, но вносят в язык новый смысл.)

Чтение стихотворения “Нате!”. (Заранее подготовленный ученик)

    Карточка №3

Проанализируйте пункт 5 сборника “Садок судей 2”. Найдите примеры метафор в стихотворении “Нате!”, объясните их смысл. Какова роль м