Урок-киностудия по теме: "Алгоритмы. Основные типы алгоритмических структур"

Разделы: Информатика


Тема: Алгоритмы. Основные типы алгоритмических структур.

Цель урока:

  • закрепить и обобщить представления студентов об алгоритмах на основе использования информационных объектов различных типов: числовых, текстовых, графических.

Основные задачи урока:

образовательные:

  • формировать умения составлять алгоритмические конструкции разных типов;
  • формировать умения пользоваться технологией обработки текстовой информации на компьютере.

развивающие:

  • способствовать развитию у студентов приемов алгоритмического мышления;
  • способствовать развитию интеллекта.

мотивационные:

  • развивать познавательный интерес;
  • способствовать применению полученных знаний и умений в различных информационных ситуациях.

воспитательные:

  • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
  • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: Сюжетный урок – практическое занятие с элементами беседы познавательного характера (урок-киностудия).

Разработан по сюжету преподавателя Долматовой Л.П.

Программное обеспечение урока:

  • стандартное приложение Windows – программа Microsoft Word.

Средства обучения:

наглядные средства (прикреплены на доске):

  • шифрограмма с названием темы урока;
  • плакаты с шифрограммами;
  • пособия с изображением кинокамеры;
  • модель инструмента для показа дублей;
  • плакаты с изображением различных видов стробоскопов;
  • названия дублей на плакате-альбоме (со съёмными листами);
  • плакат с кроссвордом.

раздаточные материалы:

  • листы с рисунками и чертежами, иллюстрирующими условия задач;
  • карточки с текстом стихотворения-считалки;
  • карточки с линейным алгоритмом “Поездка в гости”.

ХОД УРОКА

1. Организация урока

– Я приглашаю вас в алгоритмическую киностудию. Наш класс сегодня – съёмочная площадка. Мы с вами снимаем сегодня кино, узнаем что-то новое и закрепим знания по теме, полученные ранее.

Готова площадка для съёмки!
Готовы актёры, заряжена плёнка.
Снимаем сегодня фильм исторический
А съёмки идут в студии алгоритмической.

2. Сообщение темы и цели урока

Чтобы тему сегодняшнего урока узнать,
Вам нужно данную шифрограмму разгадать.

– Тема урока: “Алгоритмы. Основные алгоритмические структуры”

Решаем задания рукою умелой.

Камера! Свет! Итак, дубль первый!

3. Актуализация опорных знаний.

3.1. Разминка.

1) Работа с линейным алгоритмом

На доске: “Что мы знаем о кино?”

– Все вы любите кино, но знаете ли вы, кто же изобрёл “волшебный” прибор для съёмки и демонстрации фильмов? Выполнив задание и сопоставив результаты с ключом-шифром, вы узнаете фамилию изобретателя.

На столах карточки-задания

Задание: Исправьте алгоритм “Поездка в гости”:

  1. Выйти из дома.
  2. Выйти из автобуса.
  3. Сесть в автобус № 10.
  4. Дойти до автобусной остановки.
  5. Проехать 3 остановки.
  6. Дойти до дома, в котором живет друг.

– Назовите правильный порядок действий. Определите, кто же изобретатель.

Результат: (1, 4, 3, 5, 2, 6)

2

1

3

4

6

5

е

л

м

ю

р

ь

Ответ: (Люмьер)

2) Работа над кроссвордом

– Родиной кинематографа считается Франция, где изобретатели Луи и Огюст Люмьер впервые продемонстрировали созданный ими аппарат для съёмки и демонстрации кинофильмов, причем он мало отличался от современных киноаппаратов. С тех пор кинематограф стал быстро распространяться по всему миру. Для того чтобы узнать, в каком году это произошло, заполните кроссворд:

Задания по кроссворду:

По вертикали:

  1. Последовательность строк, каждая из которых содержит некоторую команду для компьютера.

По горизонтали:

  1. Свойство алгоритма, обозначающее, к чему приводит выполнение алгоритма,
  2. Действие, при выполнении которого числовое значение будет записано в ячейку памяти компьютера с определенным именем.
  3. Отдельное указание исполнителю выполнить некоторое законченное действие.
  4. Последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.

1. Программа. 2. Результативность. 3. Присвоить. 4. Команда. 5. Алгоритм.

Прочитайте число:189_ .

Последняя цифра года – это число, которое идёт после 4, но находится перед числом 6. (Цифра 5.)

– В каком же году произошла первая демонстрация кинофильма? (В 1895 году.)

– Сколько лет прошло с тех пор? (110 лет.)

3.2. Работа на персональных компьютерах (мотивация изучения темы).

– Кинофильмы стали очень популярны. Сначала это были простенькие сцены из окружающей действительности: морской прибор, бегущая лошадь, качающиеся на качелях дети. Но кто же создал первый сюжетный фильм? Когда это было? Об этом мы узнаем, выполнив работу на персональном компьютере.

Карточки с текстом стихотворения-считалочки лежат у студентов на столах.

На съёмочную площадку попадаем,
Сценарий показанного сюжета оформляем.

Инсценировку обыгрывают 10 студентов, читая соответствующий отрывок стихотворения и выполняя указанное действие.

10 негритят пошли купаться в море,
10 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
9 негритят пошли купаться в море,
9 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
8 негритят пошли купаться в море,
8 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
7 негритят пошли купаться в море,
7 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
6 негритят пошли купаться в море,
6 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
5 негритят пошли купаться в море,
5 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
4 негритят пошли купаться в море,
4 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
3 негритят пошли купаться в море,
3 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
2 негритят пошли купаться в море,
2 негритят резвились на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
1 из негритят пошел купаться в море,
1 из негритят резвился на просторе,
Один из них ушёл (студент уходит) — и вот вам результат:
Нет больше негритят!

– Нужно набрать текст этого сценария на компьютере в Microsoft Word . Посмотрите на листочки – много ли надо набрать строк? (Три, остальные можно копировать.)

– Вспомним, как произвести копирование.

После окончания работы

– Какое понятие можно использовать, говоря о порядке выполнения этой работы? (Используется циклический алгоритм, рекурсия)

– Обратите внимание на широту применения алгоритмов, его различных конструкций. Многообразие сфер использования говорит не только о необходимости знания основных понятий, свойств алгоритмов, но и важности овладения навыками практического применения этих знаний.

Минутка релаксации (упражнение для глаз)

– Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

На доске:

10 Телсинг Хиллари

30 Томас Эдисон

20 Джон Локк

– Какое число строк в считалке? (30) Оно покажет фамилию режиссёра первого в мире сюжетного фильма.

– Кто это? (Томас Эдисон)

– Самый первый фильм – “Великое ограбление поезда”. Снят он был 96 лет назад. Фильм стал сенсацией, его показали в специальных затемнённых палатах.

Внимание! Продолжим съёмку кино
Узнаем, как зарождалось оно,
Как люди пытались мечту воплотить,
Немые картинки вдруг оживить...
Для этого нужно подумать порой,
Итак! Снимаем дубль второй.

На доске: 2 “Как зарождалось кино?”

4. Формирование и применение знаний, умений и навыков.

4.1. Тестирование.

И прежде чем к следующим историческим сведениям перейти,
Нам нужно с вами тестирование провести.
Я буду само утверждение читать,
Вы только ответы “Да” или “Нет” писывать
А теперь… Листочки подпишите,
Каждый свой вариант запишите.

Утверждения для 1 варианта

Утверждения для 2 варианта

  1. Алгоритм ветвления обязательно содержит условие, которое может выполниться или не выполниться
  2. В алгоритме ветвления направление решения задачи не зависит от выполнения или невыполнения условия
  3. В линейном алгоритме последовательность команд выполняется многократно
  4. Линейный алгоритм является частным случаем алгоритма ветвления
  5. При составлении сложного условия используются логические операции
  6. В цикле с параметром можно использовать только конкретное числовое значение параметра
  7. В цикле с предусловием проверка условия осуществляется после выполнения тела цикла
  8. Цикл с предусловием обязательно должен выполниться хотя бы один раз
  9. Цикл с постусловием выполняется хотя бы один раз
  10. Циклы с постусловием и предусловием нельзя организовать с использованием структуры ветвления
  11. В цикле с постусловием проверка условия осуществляется после выполнения тела цикла
  12. Число повторений для цикла с параметром нельзя вычислить заранее
  13. Тело цикла с параметром не может содержать ветвление
  14. Параметр цикла может принимать только положительное значение
  15. Шаг в цикле с параметром обязательно должен принимать целое значение
  16. В цикле с параметром начальное значение параметра всегда должно быть меньше конечного
  17. Любая последовательность действий является алгоритмом
  18. Строгая последовательность конечного числа действий является алгоритмом
  1. Алгоритм должен обязательно выполняться за конкретное (определенное) число шагов
  2. Форма представления алгоритма не зависит от исполнителя
  3. Процессор является формальным исполнителем алгоритма
  4. Если задачу можно разбить на отдельные шаги (действия), то для нее можно составить алгоритм
  5. Для любых задач можно разработать алгоритм
  6. Графический способ представления алгоритма используется для исполнителя-человека
  7. Словесный способ представления алгоритма более нагляден по сравнению с графической формой
  8. Алгоритмизация — обязательный этап для решения задачи с использованием компьютера
  9. Программу нельзя считать способом задания алгоритмов
  10. Конкретный исполнитель может выполнять любые команды
  11. Алгоритм разрабатывается с учетом системы команд исполнителя
  12. Исполнитель алгоритма выполняет только те команды, которые входят в состав его команд
  13. Свойство "дискретность" указывает на возможность разбиения алгоритма на отдельные шаги
  14. Дискретность является необязательным свойством алгоритма
  15. Свойство "результативность" указывает на получение результата за конечное число шагов
  16. Цикл — многократное повторение одних и тех же действий
  17. Программа — способ описания алгоритма для исполнителя-компьютера
  18. Свойство "детерминированность" определяет строгую последовательность команд

Быстро по вариантам листочки нужно сдать
Я только до шести буду считать. (1, 2, 3, 4, 5, 6).

Студенты сдают листочки быстро и одновременно.

Критерии оценки тестов:

Для теста из 18 вопросов:

  • 15–18 правильных ответов – оценка “5”;
  • 11–14 правильных ответов – оценка “4”;
  • 8–10 правильных ответов – оценка “3”;
  • меньше 8 правильных ответов – оценка “2”.

– Издавна человек пытался оживить, заставить двигаться рисунки, а затем и фотографии. Эти попытки привели к изобретению разнообразных приборов, пользуясь которыми можно было бы рассматривать ожившие картинки. Таких приборов в 19 веке появилось много. Как же они назывались?

4.2. Индивидуальный опрос.

Прежде чем ответить на этот вопрос
Я проведу домашнего задания опрос.
Быстро по карточкам отвечайте
Историю кинематографа вспоминайте.

Карточка 1

1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритма.

2. Привести пример линейного алгоритма.

Карточка 2

1. Разветвляющаяся структура алгоритма.

2. Привести пример разветвляющейся структуры алгоритма.

Карточка 3

1. Циклическая структура алгоритмов.

2. Привести пример циклической структуры алгоритма.

4.3. Самостоятельная работа.

– Пока ваши товарищи воспроизводят материал прошлого урока, мы тоже постараемся ответить на вопрос, какой первый прибор был использован для оживления картинок. Для этого проведём самостоятельную работу. Но сначала прочитайте девиз, под которым вы будете её выполнять:

На доске: “Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим”.

Блез Паскаль

– Как вы его (девиз) понимаете? (Знания усваиваются лучше, если человек приобретает их самостоятельно!)

Задание: Построить алгоритм нахождения значения Z.

1 вариант

2 вариант

Самопроверка:

Выберите правильный ответ. Он укажет название прибора. (На доске: таблица со схемами и с третьей цифрой.)

3 – верной блок-схемы нет.

На доске:

1 – кинескоп

3 – эпидиаскоп

2 – стробоскоп

Проверка подготовки студентов по карточкам

А теперь ответы студентов проверяем
Строго оцениваем и отметку выставляем.

(Студенты отвечают на вопросы карточек-заданий.

Оценивание

Критерии оценки: Рассмотрим факторы, влияющие на оценку:

  • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия,
    определения;
  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
  • недочет неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
  • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Здесь эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от студентов определения, которые не входят в курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные с нарушением прав учащегося (“Закон об образовании”).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется оценка:

  • “5” – при условии безупречного ответа, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей;
  • “4” – при наличии 1-2 недочетов;
  • “3” – 1–2 грубые ошибки, много недочетов, мелких погрешностей;
  • “2” – незнание основного программного материала;
  • “1” – отказ от выполнения учебных обязанностей.)

– Стробоскопы были основаны на эффекте видимого движения при смене неподвижных изображений. Наиболее интересная попытка принадлежит Лейбницу, который с помощью 24 фотоаппаратов заснял бегущую лошадь. Специальный аппарат, сменяя фотографии, создавал иллюзию движения. (Показ пособий.)

4.4. Работа над стихотворениями, имеющими алгоритмическую структуру.

СИНЕМА – волшебный мир кино,
Как много тайн несёт в себе оно.
Зачем нужны художник, оператор,
Актёры, режиссёры, сценаристы,

Как мир в экранах оживает
Как слышим мы, что говорят артисты?
Для этого заданье предлагаю
И дубль третий в съёмках предлагаю.

На доске: 3 “Кто делает кино?”

– Рассмотрим неповторимую алгоритмическую красоту стихотворений. Это прекрасные произведения лучших поэтов, и пройти мимо этого праздника поэзии без каких-то приобретений невозможно. Несколько домашних заданий были посвящены поиску стихотворений, реализующих ту или иную конструкцию алгоритма. Прошу представить результаты ваших поисков.

(Один из ответов:

1. Если жизнь тебя обманет,
2. Не печалься, не сердись!
3. В день уныния смирись:
4. День веселья, верь, настанет.

(А.С. Пушкин)

Алгоритмическая конструкция данного стихотворения:

– Кто же делает кино? (Оператор, сценарист, режиссер, артист).

4.5. Физкультминутка "Абра-кадабра".

Цель упражнения:

  • усиление кровотока к ладоням;
  • снятие напряжения в запястьях и ладонях;
  • удаление продуктов распада из области запястного канала и ладоней.

– И.П.: сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.

– Абра! Медленно сжать ладони в кулак.

– Кадабра! Медленно разжать кулаки. (Повторить 7–9 раз)

4.6. Работа в группах.

Фильм! Фильм! Фильм!
Как много труда заключается в слове,
Но это искусство! Искусство такое,
Которое часто мы видеть хотим.
Как много людей помогало нам видеть
Волшебные сказки, кино – “синемы”.
И их имена, их труды, их искусство
Мы знать, уважать и помнить должны.
Дубль четвёртый я объявляю.
Камера! Свет! Внимание! Снимаем!

На доске: 4 “Столица кино”

– Обратимся к поэзии алгоритмов. Чтобы узнать, как называется столица кино, нам нужно выполнить по группам в тетрадях для практических работ следующее задание. Нужно сочинить стихи по заданной блок-схеме.

I

(Один из вариантов ответов:
Если солнце светит ярко,
Во дворе – капель,
Значит, март стучится в окна
И зовёт гулять скорей.
Все дела свои бросай
И с друзьями выбегай!)

4.6. Решение логических заданий.

– Проведём логическую разминку:

1. Сколько концов у двух с половиной палок? (6)

2. В двух ящиках для уроков технологии хранятся ножницы по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках? (20)

3. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано сообщение, содержащее 2048 символов, если его объём составляет 1,25 КБ? (I=1,25*1024*8=10240 бит, H=10240бит / 2048 симв.=5бит/симв., 25=32 – мощность алфавита)

Результаты записываются на доске. (6, 20, 32)

– Разгадайте шифр.

– Какое же слово? (Голливуд) Голливуд стал столицей после того, как Сэсил де Мил и Джес Лэски начали снимать там фильм под названием “Белый муж индианки”. В скором времени в Голливуд стали приезжать другие кинокомпании. Развитие кино бурно набирало темпы. И сейчас Голливуд – это столица мирового кино.

4.7. Решение задач

– Найдите сумму всех положительных чисел, вводимых с клавиатуры. Выход на печать по вводу 0.

Решение

– Этот первый фильм “Белый муж индианки” стоил 750 000  долларов.

5. Итог урока.

Подведём итоги!

Пустеет площадка,
закончилась съёмка,
Давайте посмотрим на киноплёнку.
О чём мы узнали, снимая кино?
Когда появилось на свете оно?

– Какой материал закрепили? Что нового узнали? Чему научились?

6. Домашнее задание.

Домашнее задание запишите:
Новую форму в копилку занесите.
Темы по курсу информатики повторяйте.
Урок-киностудию на практике применяйте.

Снимали сегодня фильм не комический,
Съёмки шли в студии алгоритмической.
Вы все приложили много старания,
Спасибо, актёры! Всем до свидания!

Литература

  1. Информатика 10–11-й класс/Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб: "Питер", 2001.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  3. Челак Е.Н., Конопатова Н.К. Развивающая информатика. Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001 г. – 208 с.
  4. Шафрин Ю.А. Информационные технологии. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1998.