Интегрированный урок-мастерская в 8-м классе по русскому языку. Работа над текстом № 1 экзаменационного изложения

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) обобщить знания учащихся об односоставных предложениях;

2) подготовить детей к написанию изложения;

3) воспитывать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина.

Оборудование:

1) портрет А. С. Пушкина;

2) портрет И. И. Пущина

3) картина Н. Н. Ге “Пушкин в селе Михайловском”

4) иллюстрации “Село Михайловское”, “Пушкин в деревне”.

5) сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы.

Ход урока.

Работа над текстом изложения.

1.Выразительное чтение текста.

– Понравился вам текст?

– Что нового узнали вы?

2.Сообщение ученика об И. Пущине, друге А. С. Пушкина.

Иван Иванович Пущин – лицейский друг поэта, индивидуальная личность. Он принадлежал к родовитой дворянской семье.

В 1811 году поступил в Царскосельский лицей, где встретился с А. С. Пушкиным. Профессор Куницын на своих лекциях воспитывал у лицеистов свободолюбивые идеи. Пушкин о нем в стихотворении “19 октября” написал:

Куницыну дань сердца и вина,
Он создал нас, он воспитал в нас пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…

Вскоре Пушкин и Пущин подружились, вместе участвовали в лицейских спектаклях, с увлечением занимались литературой, превосходно владели русским языком, сочиняли стихи, выслушивали критические замечания друг друга. Пущин не стал литературным профессионалом, но с усердием занимался переводами различных сочинений на русский язык.

В начале июня 1817, года после экзаменов, юный Пущин был выпущен из Лицея офицером в гвардейскую конную артиллерию. Кончилось учение и воспитание, началось общественное и политическое служение, проникнутое “лицейским духом”.

20 апреля 1820 года он получил 2 офицерский чин-подпоручика.

21 декабря 1822 года произведен в поручики, а через месяц перешел на гражданскую службу, так как ширилось его участие в делах Тайного общества. Семья воспротивилась решению Пущина стать квартальным надзирателем, т. е. служить в полиции и 5 июня 1823 года поступил на должность надворного судьи.

В 1823 году познакомился с Рылеевым и стал участником декабристского движения. 14 декабря 1825 года вместе с другими декабристами оказался на Сенатской площади в Петербурге. После следствия – приговор: смертная казнь заменена ссылкой “вечно каторжные работы”, с лишением чинов и дворянства.

25 августа 1856 года Пущину была объявлена амнистия.

Он, больной, настрадавшийся досыта, умер 3 апреля 1859 года.

Любя литературу, Пущин хранил подлинники революционных произведений Пушкина, он не сжег их даже после 14 декабря.

3. Рассказ ученицы о картине Н. Н. Ге “А.С. Пушкин в селе Михайловском”.

Пущин, узнав в Москве от друзей, что Пушкина из южной ссылки, из Одессы, сослали в село Михайловское под надзор местной полиции, решил непременно навестить своего друга. Об этом он пишет в своих “Записках о Пушкине”.

Художник Ге, известный русский живописец, создавший ряд картин на темы русской истории, написал об этой встрече картину.

На этой картине художник изобразил встречу двух друзей. Уютно расположившись в кресле, Пущин слушает своего товарища. В темном костюме, положив ногу на ногу, скрестив руки, лицейский друг внимательно слушает поэта. У противоположной стены Арина Родионовна, няня поэта, с большим вниманием вслушивается в то, что читает ее Сашенька.

Посреди комнаты, покрытый зеленой тяжелой скатертью. Возле него стоит Пушкин, скрестив ноги. В одной руке он держит листы с рукописью, а другую чуть протянул вперед. Поэт читает свои стихи, возможно, это стихотворение “19 октября”, которое он посвятил своим лицейским друзьям. Он рад, что его слушают, понимают, рад встрече со своим другом.

В комнате все просто: на стене картина, полочка с книгами, в углу шкаф, потрескивают дрова в печи. На столе письма друзей, рукописи. Это рабочий стол поэта.

Об этой встрече А. С. Пушкин напишет позже в стихотворении “Мой первый друг, мой друг бесценный…”

4. Ученик читает стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный…”

5. Словарная работа по тексту изложения №1.

Объясните трудные орфограммы в следующих словах:

Опас..ности, (не)бросят..ся, в пр..творе..ые ворота, (не)было силы ост..новить, (не)ра..чище..ого дв..ра, (в)об..ятиях, совес..но перед этой жен..щиной, (ни)чего (не)спраш..вая, (в) (не)больш..й комнат.., поэтический бе..порядок, и..писа..ые л..сты, обкуса..ые, обож..е..ые кусоч..ки перьев.

6. Работа с текстом.

Определите тип текста, его стиль.

Найдите в тексте односоставные предложения.

Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу его в комнату.(определенно-личное).

На дворе страшный холод. (назывное).

Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. (определенно-личное)

Он забыл, что надо прикрыть наготу. (сложное, 1)двусоставное; 2) односоставное, безличное)

7. Пересказ текста по группам.

Как лучше всего озаглавить этот текст?

Радостная встреча.

Неожиданная встреча.

Незабываемая встреча.

Заголовок, который вам больше всего понравился, запишите в тетрадь.

Учащиеся пересказывают фрагменты текста.

8. Письменный ответ на вопрос:

– Какое значение имела эта встреча для А.С.Пушкина?

(Эта встреча имела для А.С.Пушкина большое значение. Поэт находился в ссылке в селе Михайловском под надзором полиции. Ему были строго запрещены встречи с близкими, друзьями. И.И.Пущин, лучший друг поэта, не испугался трудностей и посетил опального поэта. С радостью друзья обнимались, целовались и долго не могли поверить, что чудо свершилось, и они встретились.

9. Составление цитатного плана.

План.

  1. “Лошади засели в снегу нерасчищенного двора”.
  2. “Смотрим друг на друга, целуемся и молчим!”
  3. “Няня, столько раз им воспетая”.
  4. “В комнате поэтический беспорядок”.
  5. “Беседа пошла привольнее”
  6. “Прежняя его живость проявлялась в каждом слове”.
  7. “Близкие и друзья помнят и любят его”.
  8. “С Музой живет в ладу и трудится охотно и усердно”.

10. Итоги урока.

– Что нового вы узнали о поэте?

– Что показалось вам особенно трогательным во встрече двух друзей.

11. Домашнее задание: подготовиться к изложению по тексту.