Урок по химии на тему: "Типы химических реакций. Реакции замещения". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Тема: Реакции замещения.

Цель: дать понятие о сущности реакций замещения.

ТДЦ

Образовательные:

– продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций;

– экспериментально установить какие реакции являются реакциями замещения;

– начать формирование умения предсказывать продукты реакций замещения;

– дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений металлов.

Развивающие:

– развивать когнитивную сферу учащихся;

– развивать общеучебные умения и навыки: работа по плану; работа с учебником;

– сформировать умение пользоваться лабораторным оборудованием и реактивами;

– развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

– развивать умение анализировать результаты опыта;

– развивать умение делать самостоятельные выводы;

– развивать внимание учащихся и его свойства: объём внимания, концентрация внимания, распределение внимания; развивать разные виды памяти учащихся: механическую, слуховую и пр.

Воспитательные:

прививать культуру умственного труда и сотрудничества;

воспитывать дисциплинированность учащихся;

воспитывать коллективизм;

воспитывать чувство ответственности;

способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения:

словесные (рассказ, объяснение, беседа);

демонстрационные (опыты);

лабораторные;

иллюстративные (схемы химических реакций);

частично-поисковый, проблемный (проблемная ситуация).

ФОПД: фронтальная, индивидуально – обособленная, групповая (динамические группы).

Технологии: элементы технологии “Сотрудничества” и “Проблемного обучения”.

Оборудование и реактивы:

– Zn, Mg, Al, Си, Li, Na, Ca – металлы;

– H Cl, H2SO4, Си SO4, фенолфталеин – растворы.

Демонстрационный эксперимент:

1) Взаимодействие щелочных Me с Н2О;

Лабораторный эксперимент:

Ход урока:

I. Opr момент. Вступление. Оценка эмоционального состояния.

II. Повторение изученного, актуализация знаний.

Крестики – нолики: (на доске)

H2SO4 Li ОН Zn CI2
Al2 (SO4)3 НС1 Na OH
AlCl3 Са (ОН)2 HNO3

 

НCl Li ОН Cu (NO3)2
NaOH H2SO4 A12(SO4)3
HNO3 Са (ОН)2 ZnCl2

 

НС1 А1С13 FeSO4
Са (ОН)2 Li ОН NaOH
Н2О ZnCl2 Cu (NO3)2

Работа в парах (взаимопроверка): 2 мин.

Составьте формулы (на листочках через копирку):

I ряд II ряд III ряд
Хлорид Zn Гидроксид Li Сульфат Fe (II)
Сульфат Al Гидроксид Na Нитрат Cu (II)
Хлорид Al Гидроксид Ca  

Один листочек сдайте мне, другой отдайте соседу, для проверки – 1 мин.

Проверяем вслух.

Третий лишний:

III. Изучение новой темы.

I. Понятие о реакциях замещения на примере взаимодействия кислот с металлами.

Учитель начинает объяснение с того, что рассказывает об открытии водорода Генри Кавендишем (1766 год) и предлагает посмотреть опыт. В раствор опускается гранула (нужно сразу же объяснить это новое понятие – “зёрнышко”, “кусочек”) цинка – начинается выделение пузырьков газа, который учитель собирает в перевёрнутую пробирку большего диаметра.

Объясняется, что этот способ называется способом вытеснения воздуха, а пробирка перевёрнута потому, что водород легче воздуха.

Затем учитель показывает способ распознавания водорода в двух модификациях:

1) если он собирал Н2 в перевёрнутую пробирку, то при поднесении к ней горящей спички слышен характерный “лающий” взрыв – значит, собран водород в смеси с воздухом – не чистый газ;

2) если же спичка подносится к самой пробирке, где идёт реакция, которую учитель предварительно прикрыл большим пальцем, то слышится “глухой” хлопок – взрыв, значит, собран чистый водород, без примеси воздуха.

Учитель предлагает записать уравнение проделанной реакции: (совместно с ребятами)

Следовательно, из исходных простого и сложного веществ образовалось новое простое и новое сложное. Такие реакции называются реакциями замещения.

Учитель предлагает ребятам записать аналогичную реакцию для серной кислоты и магния:

И усложняет для серной кислоты и алюминия:

Вначале выводится формула соли Al2 (SO4)3

А затем уравнивается запись – учитель рекомендует при уравнивании реакций с участием солей начинать именно с их формул ( “два алюминия и три остатка”):

и, наконец, водород:

II. Электрохимический ряд напряжений металлов и два его правила.

Учитель ставит проблемный вопрос: “А любой ли металл способен вступить в реакцию замещения с кислотой?” – и демонстрирует отсутствие взаимодействия между НСl и Сu. Оказывается, для решения этого вопроса можно воспользоваться ещё одной узаконенной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжений металлов (можно на этом этапе давать другое определение – ряд активности – просто и понятно): если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет. Это и есть первое правило ряда напряжений. Zn, Mg, Al давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Си нет (она после Н). Этот ряд имеет и ещё одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей: если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (второе правило ряда напряжений). Вспомним правила обращения с лабораторным оборудованием и реактивами, т. Б.

Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:

Оформляем результаты лабораторного опыта в виде таблицы.

Что делали Что наблюдали
   

Вывод:

По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):

2 А1 + 3 Сu С12 = 2 А1 С13 + 3 Сu

Необходимо показать, что здесь положение металла до и после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:

Сu + 2 AG NO3 = 2 Ag + Сu (NO3)2

Серебро на медной монетке получается неэффектное – тёмный налёт, но если его натереть мягкой тряпочкой – монета заблестит, она стала посеребрённой.

В заключение учитель демонстрирует взаимодействие щелочных металлов и Са с водой.

Очень хорошо этот опыт получается с помощью кодоскопа. Чашечки Петри снизу подписываются фломастерами (Li, Na, Ca). В них наливается немного, на донышко, воды, куда добавляется фенолфталеин. Затем в каждую чашечку, стоящую на кодоскопе, опускается по кусочку (со спичечную головку) металла. Реакция проецируется на экран. Записываются соответствующие уравнения реакций:

Учащимся напоминается название подгруппы – “щелочные металлы”: теперь этимология названия подтверждена экспериментом.

III. Закрепление.

I уровень: определите типы химических реакций (на доске):

II уровень: вставьте вместо ? соответствующие химические формулы, расставьте коэффициенты и определите тип химических реакций.

III уровень: запишите химическую реакцию о которой идёт речь:

А) Магний взаимодействует при нагревании с оксидом кремния (IV), с

образованием оксида магния и кремния. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.

Б) Вода взаимодействует с хлором, с образованием хлороводородной кислоты и кислорода. Расставьте коэффициенты и укажите тип химической реакции.

IV.Оценка эмоционального состояния.

Рефлексия.

  1. Что мы изучали сегодня на уроке – реакции замещения.
  2. Какие реакции называются реакциями замещения?
  3. С чего следует начинать расстановку коэффициентов, если в химической реакции
    участвует соль. Ряд активности металлов.
  4. Назовите два правила ряда активности металлов.
  5. Кто и когда открыл водород? (1766 год, Генри Кавендиш).

V. Оценки и домашнее задание.

Оценки:

Д\З: §27 Реакции замещения.