Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


“Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности...” – принцип программы Б.Неменского Воспитательный и образовательный процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки изобразительного искусства должны не только знакомить с основами изобразительной грамоты, учить графически правильному изображению. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию искусства учащихся.

В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.

В процессе ознакомления с произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.

Переход из начальной школы в среднее звено сопряжено со многими трудностями. Это и расширение перечня школьных предметов, и переход к более научному подходу их изучения. Это происходит и с программой по изобразительному искусству. Темы 6-го класса 1 четверти виды изобразительного искусства и основы их образного языка кажутся учащимся сложными, непонятными, а отсюда неинтересными. Необходимо помочь понять языки изобразительного искусства, чтобы ребёнок смог понять чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом? Когда подросток начинает понимать изобразительный язык того или иного произведения он переживает радость оттого, что он уже понимает содержание и может его оценить эстетически.

Было предположено, что помочь в постижении тайн средств художественной выразительности может игра и игровые ситуации. Разного типа игровые ситуации были включены серию уроков по изучению языков изобразительного искусства. Здесь предложен один из уроков.

Урок: "Основы языка изображения"

Задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
  • Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.
  • Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.

Зрительный ряд:

  • Диапозитивы:

    1. А. Матисс. Женское лицо;
    2. П. Пикассо. Клоун;
    3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;
    4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком;
    5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту;
    6. А. Дейнека. Оборона Петрограда;
    7. М. Сарьян. Пальма;
    8. И. Грабарь. Февральская лазурь;
    9. В. Мухина. Крестьянка;
    10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;
    11. М. Куприянов. Рисунки;
    12. М. Сарьян. Цветы;
    13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой;
    14. А. Рылов. В голубом просторе.

  • Детские работы.
  • Карточки-задания.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.

Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.

Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?

Учащиеся: Ноты, мелодия.

Учитель: Верно, а литература?

Учащиеся: Это – слово.

Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?

Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.

Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте.
Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?

Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.

Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.

Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зеркальной глади озера. Он горделиво выгнул свою стройную шею. Но вот он поднял голову, широко взмахнул крыльями и полетел ввысь, к солнцу.

Учитель: Хорошо, спасибо! А кто попробует рассказать о лебеде языком балета?
Второй ряд, кто попробует изобразить нам лебедя?

Учащиеся пытаются движениями изобразить лебедя.

Учитель: И посмотрите, пожалуйста, на доску. Третий ряд предложил свой вариант изображения лебедя на языке рисунка. Спасибо! Вот видите, ребята, каждое искусство, как и каждый народ, каждая нация имеет свой язык. Ведь когда мы приходили на балет, мы не ждали, что герои заговорят или запоют.

Учитель: А вот интересно, на каком языке разговаривают художники: живописцы, графики, скульпторы?
Выйдите 4 человека к доске: Лена, Оксана, Игорь, Саша.
Выберите материал для своей работы. Вам задание – нарисовать яблоко.
Изобразительное искусство тоже имеет свой особый язык, который нужно знать, чтобы понять, что хотели показать художники в своем произведении.
Два вопроса можно задать по отношению к любому произведению: “Что?” и “Как?”
У наших художников на вопрос “Что?” ответ один. А вот на вопрос “Как?”, каким языком, средствами художественной выразительности он пользуется, мы попробуем ответить. Итак, Лена у нас рисовала карандашом. При помощи какого языка она показала нам яблоко?

Учащиеся: При помощи линий.

Учитель: Да, верно, Лена говорит с нами на языке линии. А Игорь?

Учащиеся: У Игоря была пастель, и он сделал цветом.

Учитель: У него множество цвета или одно цветное пятно?

Учащиеся: Цветное пятно.

Учитель: И язык, на котором разговаривал Игорь, это пятно. У Саши был уголь, каким средством художественной выразительности он пользовался?

Учащиеся: У него тоже пятно и ещё штрихи.

Учитель: Верно, у него в рисунке и пятно, и штрихи – языки графики. А у Оксаны?

Учащиеся: У неё много красок, цвета.

Учитель: Оказывается, художник пользуется различными средствами художественной выразительности, говорит на различных языках для передачи своей идеи.
Мы с вами познакомились с четырьмя языками ИЗО. Давайте же посмотрим, как ими пользуются художники, и какие есть у художников ещё тайные средства?
Посмотрите на эту работу, на каком языке говорит с нами художник? (А. Матисс Женское лицо).

Учащиеся: На языке линии.

Учитель: И что же ещё поразило в этом лице?

Учащиеся: Разлет бровей, овал лица, глаза, изящная линия шеи.

Учитель: А как вы думаете, нужен здесь цвет?

Учащиеся: Нет. Художник сумел одной линией передать прелесть этой девушки.

Учитель: Каков характер линии в этой работе?

Учащиеся: Она плавная, спокойная.

Учитель: А в этой работе? (П. Пикассо "Клоун")

Учащиеся: Здесь линия живая, озорная, веселая.

Учитель: Верно, совсем иная линия и совсем другой характер изображения.
Большие возможности таит линия, а зачем художники используют пятно? (К.Писсаро "Бульвар Капуцинов")

Учащиеся: Чтобы передать что-то обобщенно, силуэтом.

Учитель: Посмотрите на эти две скульптурные работы. Что изобразил художник? (П.Клод Скульптурная группа на Аничковом мосту, Кобыла с жеребенком).

Учащиеся: Изображены лошади. Но как? – первая работа изображает противоборство вставшего на дыбы, рвущегося из узды коня и сильного молодого человека. И объем, художник трактует динамично, взволнованно. Совсем иначе передан объём во второй работе. Каков же его характер здесь?

Учащиеся: Он мягкий, нежный, плавный.

Учитель: Да, у объёма – языка скульптуры тоже есть свой характер: он то, бурный, взволнованный, то озорной, веселый, то нежный, то грустный. А, что такое ритм?

Учащиеся: Это чередование элементов, повтор.

Учитель: Приведите примеры ритма, существующие в природе.

Учащиеся: Это биение сердца, смена дня и ночи, смена времен года.

Учитель: Правильно, но оказывается ритм это ещё один секрет, которым пользуются художники. (А.Дейнека Оборона Петрограда.)
Посмотрите на эту работу и сравните ритм верхней её части и нижней. Какие они и для чего художник применяет их?

Учащиеся: Внизу четко видно, стройно идут колоны бойцов. Ритм людей, ритм шагов, ритм штыков, строгий, чеканный.
Художник показывает нам решимость этого строя, передает движение. А в верхней части картины художник показывает усталость, боль людей, двигающихся с фронта и ритм такой же – надломленный, усталый.

Учитель: И ещё один секрет. (М.Сарьян Пальма; Грабарь Февральская лазурь.) Перед нами два живописных произведения. Художники-авторы этих работ разговаривают с нами языком цвета. Почему они взялись за краски, что их заинтересовало, поразило? Им, наверное, было интересно настроение, состояние природы. И они выразили свои чувства при помощи цвета. Какой же цвет в первой картине – Сарьяна?

Учащиеся: Это жаркие, знойные цвета.

Учитель: Правильно сочетание цветов – колорит здесь хорошо передает накаленный песок, застывший жаркий воздух, палящее солнце. Теплый, жаркий колорит. А в картине Грабаря?

Учащиеся: Здесь совсем иное настроение. Цвета переливаются холодными оттенками, как в ракушке. Замечательно передает художник морозный зимний день, холодный колорит картины поражает искрящимся снегом, веселыми солнечными зайчиками.

Учитель: Оказывается, и у цвета – языка живописи тоже имеется свой характер, свое настроение. Мы сейчас узнали 5 основных средств художественной выразительности – 5 языков изобразительного искусства. Какие это средства?

Учащиеся: Линия, пятно, ритм, цвет, объём.

Учитель: Как мы из букв составляем слова, так и художник в произведении с помощью этих средств рассказывает о своих чувствах. Но редко, когда художник применяет одно из средств художественной выразительности, чаще они выступают вместе. Вот это и предстоит вам выяснить. Каждый сейчас получит репродукции произведений искусства. Посмотрите и ответьте на вопрос: что и как изображает художник. Какими средствами он пользуется для передачи идеи в своём произведении (индивидуальная работа по репродукциям).
К следующему уроку посмотрите репродукции с картин художников, как они используют средства художественной выразительности в своих произведениях.