Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО


“Полноценное эстетическое развитие каждого – это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего гармонического развития личности...” – принцип программы Б.Неменского Воспитательный и образовательный процессы должны быть взаимосвязаны. Уроки изобразительного искусства должны не только знакомить с основами изобразительной грамоты, учить графически правильному изображению. Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать. Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения восприятию искусства учащихся.

В процессе восприятия произведений и последующей практической изобразительной деятельности ребята учатся понимать содержание, смысл изображенного. Видеть, какими средствами художественной выразительности достигается задуманное художником.

Сила искусства также и в том, что оно учит творчески воспринимать окружающую действительность, приучает образно мыслить и вносить элемент творчества в любую деятельность.

В процессе ознакомления с произведениями искусства у школьников формируется художественный вкус, развивается эстетическое восприятие, обогащаются их впечатления, вырабатывается потребность в общении с искусством.

Переход из начальной школы в среднее звено сопряжено со многими трудностями. Это и расширение перечня школьных предметов, и переход к более научному подходу их изучения. Это происходит и с программой по изобразительному искусству. Темы 6-го класса 1 четверти виды изобразительного искусства и основы их образного языка кажутся учащимся сложными, непонятными, а отсюда неинтересными. Необходимо помочь понять языки изобразительного искусства, чтобы ребёнок смог понять чувства автора, воспринять их и пережить как собственные. А формирование собственного отношения к окружающему миру, к добру и злу – это ли не главная задача уроков изобразительного искусства в целом? Когда подросток начинает понимать изобразительный язык того или иного произведения он переживает радость оттого, что он уже понимает содержание и может его оценить эстетически.

Было предположено, что помочь в постижении тайн средств художественной выразительности может игра и игровые ситуации. Разного типа игровые ситуации были включены серию уроков по изучению языков изобразительного искусства. Здесь предложен один из уроков.

Урок: "Основы языка изображения"

Задачи:

  • Воспитывать интерес к познанию нового в искусстве.
  • Воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на прекрасное в искусстве ив жизни.
  • Научить понимать специфику языков различных видов изобразительного искусства.

Зрительный ряд:

  • Диапозитивы:

    1. А. Матисс. Женское лицо;
    2. П. Пикассо. Клоун;
    3. К. Писсаро. Бульвар Капуцинов;
    4. П. Клодт. Кобыла с жеребёнком;
    5. П. Клодт. Скульптурная группа на Аничковом мосту;
    6. А. Дейнека. Оборона Петрограда;
    7. М. Сарьян. Пальма;
    8. И. Грабарь. Февральская лазурь;
    9. В. Мухина. Крестьянка;
    10. В. Ван Гог. Красные виноградники в Арле;
    11. М. Куприянов. Рисунки;
    12. М. Сарьян. Цветы;
    13. А. Матисс. Натюрморт с бронзой;
    14. А. Рылов. В голубом просторе.

  • Детские работы.
  • Карточки-задания.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, ребята! Всегда интересно узнать тайну искусства, тайну мастерства. У каждого художника, музыканта, поэта свои секреты и мы их, конечно, узнать не в состоянии, но мы попробуем чуть-чуть заглянуть в тайны искусства. Назовите известные Вам виды искусства.

Учащиеся: Изобразительное искусство; литература; театр.

Учитель: И у каждого искусства есть свои секреты, тайна, свой язык. На каком языке говорит музыка, из чего она состоит?

Учащиеся: Ноты, мелодия.

Учитель: Верно, а литература?

Учащиеся: Это – слово.

Учитель: А на каком языке говорит искусство балета?

Учащиеся: На языке жеста, движения, пластики.

Учитель: Верно. А давайте сейчас и мы с вами попробуем немного поговорить на языках этих искусств. Нужно рассказать о лебеде. Первому ряду это надо сделать на языке литературы, второму ряду на языке балета, а третьему ряду на языке рисунка. Подумайте.
Итак, попробуем, кто начнет рассказывать?

Учащиеся: Лебедь белый, у него длинная шея.

Учитель: Все так, но ведь мы говорим на языке искусства. А язык этот могуч – может заставить и плакать, и смеяться. И нужно показать нам этого лебедя, чтобы мы представили, насколько он прекрасен.

Учащиеся: Прекрасный белый лебедь плывет по зе