Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Делимость произведения". 5-й класс

Разделы: Преподавание математики


Тип урока: “открытие” нового знания

Основные цели:

  • Формировать у учащихся способность к обобщению, доказательству общих утверждений с помощью введения буквенных обозначений, способность к использованию в вычислениях свойства делимости произведения.
  • Повторить и закрепить понятие простого и составного чисел; свойства умножения; различные способы нахождения Нод и Нок; решение задач на движение; составление буквенных выражений по тексту задач.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

– Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим работать над делимостью чисел.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

1. Найдите корни уравнения

36 . (а + 1) = 72
(2 – а) . 42 = 0
3 . (а + 12) = 45
(а – 6) : 16 = 0
1; 2; 3; 6

– Что интересного вы заметили? (Это делители числа 6, числа расположены в порядке возрастания.)

2. Найдите НОД (10; 12)

– НОК (10; 12)

3. Пользуясь определением а = b . c назовите делители произведений:

2 . а, 4 . а, 8 . а

– А какое выражение следующее?

16*а

– Как догадались?

– Используя полученное равенство a = b . c, определите, какие делители есть у произведения 16 . а?

D (16; а) = (16; а; 2; 8; 4)

– Откуда вы взяли 4? (16 делится на 4)

– И что? (Можно заменить 16 = 4 . 4)

4. Математический диктант

– Записать в тетрадь только ответы.

Найдите устно частное от деления на 7:

63
707
7 . 48
35 . 111

– При решении последнего примера фиксируется затруднение. Сделать обоснование.

III. Постановка учебной задачи

– Потребовалось ли для ответа на вопрос вычислять значение произведения 35 . 111? (Нет)

– А как можно разделить произведение на число? (Разделить один множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель.)

– Так легче считать? (Да)

– Итак, цель нашего урока – это применение делимости произведения к решению задач. Дети, а как бы вы назвали тему урока? (Делимость произведения.)

IV. Построение проекта выхода из затруднения

– Сформируйте ещё раз свойство, с которым мы познакомились. (Если одно из двух чисел делится на некоторое число, то их произведение делится на это число.)

На доске выставляется несколько карточек с произведениями:

794 . 299; 6851 . 999; 2699 . 5009

– Известно, что одно из произведений кратно 9, а остальные – нет. Не выполняя вычислений, определите, какое из них делится на 9? (6851*999)

На оборотной стороне карточки написано слово “Молодцы”.

– Откройте учебники на стр. 102 и прочитайте свойство делимости.

V. Первичное закрепление во внешней речи

  • № 452 (устно) II столбик

  • № 456 (а, б) (устно)

VI. Самостоятельная работа

№ 452 I столбик (в тетрадях ставим “+”, если произведение делится на число и “–”, если не делится на число).

VII. Включение в систему знаний и повторение

  • № 461 (Щедрин)

  • № 464 1) S = 8 . (5 – 3) = 16 см

  • 2) S = 8 . (5 + 3) = 64 см

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кого вы можете отметить?

– Оцените свою работу на уроке.

Учащимся предлагается заполнить индивид