Информационная компетентность учащихся общеобразовательной школы

Разделы: Общепедагогические технологии


Информационная компетентность – это способность личности применять, находить, хранить и преобразовывать различную информацию. Это умение работать с различными информационными системами.

Учащиеся должны уметь пользоваться:

  • Оглавлением учебника;
  • Алфавитным каталогом в библиотеке;
  • Ориентироваться в текстах учебника, книгах, энциклопедиях и т.д.
  • Пользоваться электронными источниками информации.

Информационную компетентность можно рассматривать через призму учебно-информационных умений и специфики оценивания. На своих уроках учителя, пользуясь методикой развивающего обучения, адаптационных систем, ориентируются на основную цель образования в рамках данного подразделения.

Сформировать способности у учащихся нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества через формирование основ теоретического мышления и освоения общих способов действия, обеспечивающих адаптацию и мобильность молодых людей в условиях меняющегося общества и способность к возможной быстрой смене социальных и экономических ролей.

Для этого мы работаем с учащимися над учебно-информационными умениями, которые разделяются на:

  • работа с письменным текстом;
  • работа с устным текстом;
  • работа с реальными объектами.
  • информационные системы.

За последнее десятилетие компьютер стал не только помощником, но незаменимым инструментом практически в любой области человеческой деятельности. Компьютер позволяет в считанные доли секунды точно и красиво выполнить операции, требовавшие от человека многих часов напряженной и кропотливой работы, открывает новые перспективы для творчества, дает возможность объять то, что прежде считалось необъятным. Развитие глобальных компьютерных сетей позволяет быстро и качественно обмениваться информацией и добывать нужные сведения.

В современных информационных технологиях заключаются сведения: о системах представления и обработки текстовой, графической и табличной информации; системами управления базами данных, гипертекстовой технологии и технологии гипермедиа, компьютерных коммуникациях, вычислительных сетях и Internet.

Это очень важно, но нельзя переоценить значение владения информационными умениями, переходящими в навыки.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Работа с письменным текстом

  • бегло, осознано и правильно читать;
  • пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям, про себя, вслух;
  • переходить от одного вида чтения на другой;
  • самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного на учебном занятии художественного, публицистического, научного и научно-популярного текста;
  • работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами и заданиями к учебному тексту, словарем, приложениями и образцами, иллюстрациями, схемами, таблицами и сносками;

Например: пользуясь оглавлением учебника, составьте общий план изучения основных классов животных. Назовите биологические науки, изучаемые в 10-11 классе. Определите их взаимосвязь, на ваш первый взгляд. Выскажите свою точку зрения.

Или, пользуясь схемой, рисунком поставьте проблемный вопрос (определите проблему), дайте аргументированный ответ. Сделайте вывод

Или, выполняя задание, по анатомии и физиологии сердца, определите причинно-следственную связь возникновения инфаркта миокарда.

  • определять примерное содержание незнакомой книги по ее компонентам: титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрация, аннотация;

В научно-исследовательских, реферативных, проектных работах определите глубину, научность и полноту содержания по библиографии (т.е. списку литературы).

  • Находить необходимую книгу или статью, пользуясь рекомендательными библиографическими списками, картотеками, каталогами, указателями, открытым доступом к книжным полкам;
  • Пользоваться библиографической карточкой; осуществлять библиографическое описание книги одного - двух авторов;
  • Различать научные, официально-деловые, публицистические и художественные тексты; подбирать и группировать материалы по определенной теме из научных, официально-деловых, публицистических и художественных текстов;
  • Составлять план письменного текста;
  • Создавать письменные тексты различных типов (повествование, описание, рассуждение, тезисы, доказательства, опровержение, вывод).

Работать с устными текстами

  • Понимать сказанное однократно в нормальном темпе;
  • Задавать восполняющие (открытые) и уточняющие (закрытые) вопросы;

Восполняющий (открытый) вопрос – это вопрос, связанный с выяснением новых знаний и включающий в состав вопросительные слова типа “Где?”, “Что?”, “Когда?”, “Почему?”, “Какие?” и т. д. Уточняющий (закрытый) вопрос – это вопрос, направленный на выяснение истинности или ложности суждений (прямые вопросы, вопросы с частицей “ли”).

  • Различать различные виды устных текстов;
  • Составлять план устного ответа;
  • Создавать устные тексты разных типов;
  • Выразительно говорить.

Умение работать с реальными объектами как источниками информации

  • Осуществлять наблюдение объекта в соответствии с целями и способами, например наблюдение – это метод познания, заключающийся в целенаправленном, преднамеренном восприятии реальных объектов.
  • Использовать разные виды наблюдения:

Структурированное – наблюдение, осуществляемое по плану;

Неструктурированное – наблюдение, при котором определен только объект наблюдения;

Полевое – наблюдение в естественной обстановке;

Лабораторное – наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях.

  • Осуществлять качественное и количественное описание наблюдаемого объекта. (Качественное описание – это фиксация свойств, указывающих, что собой представляет объект, какие свойства, процессы для него характерны; Количественное описание (измерение) – это определение отношения измеряемой величины к другой однородной величине, которая принята за единицу).
  • Формировать, создавать модели, т.е. материальные( предметные) и мысленно представленные (идеальные) модели объектов, которые в процессе изучения заменяют объект–оригинал, сохраняя некоторые важные для данного исследования свойства.

Таким образом, информационные умения (компетентность) позволяют вырабатывать привычку внимательно читать тексты, быть критичным, адекватно оценивать уровень своих знаний и область незнания, выявлять проблемную ситуацию, ставить главный вопрос, устанавливать причинно-следственную связь и обеспечивать бодрствование адаптационных систем.