Внеклассное мероприятие, посвященное космонавтике

Разделы: Внеклассная работа


Недели космонавтики в нашей школе мы проводим к знаменательным датам полета первого советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. И поэтому уже накоплен небольшой опыт по проведению этой замечательной даты. Конечно, с годами что-то остается, что-то меняется, добавляется. Когда проводились уроки астрономии, было немного легче; да и все полеты происходящее в те времена от нас постепенно удаляются, что-то остается, что-то теряется. И вот наша задача напоминать ребятам, с каким трудом достался триумф в космосе нашему государству. Какие тернии достались человечеству при полетах в космос.

О недели космонавтики мы сообщаем заранее. Старшим классам даются доклады по космонавтике: биографии Ю. А. Гагарина, К. Э. Циолковского, С.П. Королева. Ученым которые работали в области ракетостроения ; Космическим аппаратам ,которые летали и которые летают. Проблемам космоса. Это сообщается перед уроками в течение пяти минут. После уроков в кабинете физики показываем фильмы о полетах к планетам. Жалко нет таких фильмов на видео или СД – дисках, а если есть, то я их не встречал. Эти доклады оценивает преподаватель того предмета, на котором был прочитан доклад и в дальнейшем это будут баллы к конкурсам.

Мы держим связь с библиотеками, потому что библиотеки являются основными носителями информации, Приглашаем работника библиотеки на конкурсы в качестве жюри. Работников просим делать выставки посвященные космонавтике и делать небольшие сообщения о проблемах нашего великого океана – Космоса.

Конечно главная цель недели – воспитание патриотизма и интернационализма.

Вначале знакомим с программой недели.

В этом году так получилось, что в понедельник мы начали конкурс: “ ЗОВУТ КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ”; вторник – “КОСМИЧЕСКАЯ РАДУГА”; среда 12 апреля –“КОСМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА” и после уроков – “КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС”;

Четверг – “НАША БЛИЖНЯЯ СОСЕДКА”; пятница – “КОСМИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР” подготовленный ребятами.

Среди учеников младших классов соревнования проводили учителя – классные руководители и приглашали ребят старшего звена.

В общем, в эту неделю работала вся школа.

На награждение пришлось просить денег из фонда школы; грамоты были самодельные с портретами Ю. А. Гагарина; С.П. Королева; К. Э. Циолковского. Были медали самодельные, с одной стороны те же самые портреты, на другой стороне знак зодиака.

На многие конкурсы не даны вопросы и ответы. Обращайтесь к книгам и приложению по газете “Первое сентября” по физике и вы получите достаточного материала по КВН, что-то предложите вы сами.

УСПЕХА ВСЕМ и СЧАСТЛИВОГО ПОЛЕТА, но не забудьте вернуться на нашу грешную матушку-ЗЕМЛЮ. ДЕРЗАЙТЕ!

ПЛАН НЕДЕЛИ.

I. ЗОВУТ КОСМИЧЕСКИЕ ДАЛИ

(программа конкурса для старших классов-9,10,11-й класс)

1. ЦЕНТРИФУГА.

Для команд ставят два вращающихся стула. Перед стульями на полу две узкие доски ,за доской нарисован круг. За ними турник, дальше на полу в беспорядке разбросаны листочки с цифрами от одного до тридцати.

Задание: первые номера совершают обороты вокруг стула. Мы даем участнику пробежаться вокруг стула пять раз; пробежаться по доске; вытянув указательный палец.

Уперев его в центр круга, прокрутится пять раз; затем, пять раз подтянуться на турнике и спешат к листочкам с цифрами. Собрать листочки с цифрами по порядку, передают помощнику ведущих. Вернувшись к команде, первые номера хлопают по плечу следующих игроков, и те повторяют задание. Самая быстрая и ловкая команда получает балл.

2. НЕДОСТАЮЩАЯ ДЕТАЛЬ.

Всем известно, какие фантастические картины создавал наш замечательный космонавт Алексей Архипович Леонов (показать его картины; рассказать, чем знаменит этот космонавт) Некоторым космонавтам тоже приходилось рисовать во время полета на космическом корабле. Попробуем свои силы и мы.

На конкурс космонавтов – художников приглашаются по одному участнику от каждой команды.

– Представьте себе, – говорит ведущий, – что перед вами картина, на которой, как вас уверяют, что-то недорисовано. Вам показывают другие картины – опять та же история: в каждой не хватает какой – то существенной детали. Соревнующиеся должны быстро дополнить сюжет картины, проявляя при этом максимум воображения, наблюдательности и, конечно, художественного вкуса.

3. ЧЬЯ РАКЕТА БЫСТРЕЕ.

Это соревнование мы проводили на дальность полета самолета, сделанного из бумаги.

Каждый член команды изготавливает модель самолета из бумаги и это оценивается на дальность полета. Это как бы разрядка ,веселая переменка для юных космонавтов.

Впереди у них – задания посложней.

Итак, команды выстроены в ряд. Ведущий считает: “ Четыре ,три, два , один. Старт!” Чей самолет пролетит дальше.

4. НЕВЕСОМОСТЬ.

Ну, конечно, в настоящей невесомости вам побывать пока не удастся, А в придуманной –

Можно. Как же создать невесомость в спортивном зале? Предложите соревнующимся влезть невысоко по канату, затем дайте им в левую руку (правой они держатся за канат) мячик. Сколько раз, раскачиваясь на канате, они смогут подбросить и поймать мячик левой рукой?

5. МОНТАЖНИКИ.

В космосе найдется работа и для умелых рук. Космонавты ведут сварку, монтаж, выполняют другие работы. Нашим командам предстоит смонтировать из деталей конструктора модель робота или ракеты, изображенных на чертеже или же выполненных из тех же деталей. Можно придумать еще несколько моделей для этого состязания. Жюри оценит быстроту и прочность работы.

6. КОСМИЧЕСКИЕ АДРЕСА.

Следующее задание более серьезное. Соревнуются космические экипажи. Помощники устанавливают на стенде “планетарий”. Это щит с рейками, на которых набиты гвоздики для табличек. Табличек две пачки, по двенадцать штук в каждой. Взяв одну пачку, ведущий говорит: “Как видите, здесь названы самые яркие звезды – Вега, Артктур, Капелла, Альдебаран, Денеб, Поллукс, Антарес, Альтаир, Спика, Регул.

Космонавт должен знать небо так же хорошо, как родную Землю. Дается задание штурманам экипажей: указать адрес каждой звезды, то есть назвать созвездие, где она находится”.

Штурманы получают по шесть табличек, их нужно развесить напротив названий звезд.

Названия созвездий – адресов: Лира, Лебедь, Скорпион, Орел, Орион, Большой Пес, Лев, Волопас, Близнецы, Дева, Возничий, Телец.

7. БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА.

По одному человеку от команды выходят к ведущему, который выдает каждому участнику по два чертежа: на котором изображено взаимное расположение созвездий

Большой и Малой Медведицы в разное время ночи.

“Перед вами часть звездного неба, – говорит ведущий. – На левом и на правом рисунках изображены созвездия, которые вы не раз видели. Один рисунок сделан поздним вечером, другой – ближе к рассвету. Но вот что установлено: один из чертежей правильный, а в другом допущена неточность, весьма заметная для глаза. Попробуйте найти ошибку и объяснить ее. Тот, кто раньше ответит, заработает, так как у нас три команды: первый зарабатывает три балла; вторые – два балла; третьи – один балл.

8. ОДЕТЬ КОСМОНАВТА!

На двух щитах изображена фигура космонавта. Но он без космического костюма, в обычной тренировочной форме. Его нужно срочно одеть к полету. Каким образом? В щит с рисунком вбиты маленькие гвоздики, на каждый гвоздик надевается квадрат, на котором нарисована деталь костюма. Если квадратики поместить правильно, космонавт будет готов к полету.

9. КРЕСЛО КОСМОНАВТА.

Итак, космонавт одет и готов к полету. Он садится в кресло космонавта. У нас это кресло заменит стул. Каждый участник садится на свой стул и старается собрать (по команде) расположенные вокруг стула 10 предметов, не покидая его. Расстояние до предметов около полутора метров. Предметы собраны, помощники быстро расставляют их для следующего игрока. Чья команда быстрее справится с заданием?

10. СРОЧНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.

К вам на космическую станцию прибыл грузовой корабль. Он полон самых различных предметов. Нужно быстро разобраться в этом космическом багаже и найти ему место. Ведущий приглашает по два участника от команды к столу, накрытому газетой. “Прошу вас внимательно осмотреть все предметы, прибывшие на корабль с Земли, – говорит ведущий, поднимая газету. – На осмотр дается одна минута”. Затем ведущий закрывает предметы газетой и предлагает за три минуты составить список на листе бумаги.

Чтобы выиграть состязание, нужно иметь перевес в списке хотя бы на один предмет. Но проигравшие могут вернуть себе балл, если потом остроумно определить назначение того или иного предмета на космическом корабле. Здесь уже все зависит от вашего чувства юмора.

11. ВИКТОРИНА ДЛЯ ЮНЫХ КОСМОНАВТОВ.

Распределите сами вопросы, которые ведущие будут задавать командам и болельщикам, чтобы заполнить паузы (они могут возникнуть во время перестановок очередного реквизита или выполнения командами сложного задания, требующего определенного времени).

12. КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Встреча с цветами. Болельщикам выдается цветная бумага, клей, ножницы, проволока. Нужно вырастить цветы и с юмором подарить своей команде.

Конкурс песен, желательно на космическую тему.

II. КОСМИЧЕСКАЯ РАДУГА.

На школьной доске или листе бумаги, (если хотите сохранить и впоследствии проводить игру в дальнейшем, оформите на листе ватмана.) нарисована “космическая радуга” из семи секторов, каждый сектор имеет свой цвет и посвящен определенной теме. В каждом секторе не меньше 10 вопросов-звезд, на каждой звезде написана цифра, которая соответствует количеству баллов за правильный ответ. Если кто-то может сообщить дополнительные сведения или факты по данному вопросу, то команда получает дополнительные баллы. Команда выбирает любой вопрос и отвечает на него, затем выступает следующая команда. Если ответ неправилен, то на него отвечают другие команды, которые и получают баллы.

У нас были сектора: даты, ученые, космические аппараты, космонавты, флаги государств, космические загадки, космический алфавит.

ХОД ИГРЫ.

ДАТЫ

Когда осуществилась стыковка космических кораблей “ Аполлон” и “Союз”?

(Ответ: в июле 1975 г.) и. т. д.

УЧЕНЫЕ

Кто впервые в мире разработал теорию жидкостных ракетных двигателей, рекомендовал для них различные топлива. (Ответ: К.Э. Циолковский).

КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ

Как называется первый пилотируемый корабль? (Ответ “ Восток”) и. т. д.

КОСМОНАВТЫ

“108 минут в космосе” О ком это? (Ответ: о Ю.А Гагарине) и. т. д.

ФЛАГИ ГОСУДАРСТВ

За основу взяты флаги тех государств, которые имеют астрономическую символику. Участники должны назвать это государство и, что изображено на нем с астрономической точки зрения. “Астрономические знаки на флагах государств”.

КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ

Обычный подбор загадок на астрономическую тему. В этом вам поможет газета “Физика”, я считаю это очень хороший подбор загадок.

КОСМИЧЕСКИЙ АЛФАВИТ

В виде загадок но участник уже знает, что ответ будет на букву А,В,М на какую букву пожелает участник загадать загадку.

III. КОСМИЧЕСКА Я ЛИНЕЙКА

За основу проведения линейки взята замечательная статья в газете “Физика” за №12-2000 год.

Статья называется “ЛИНЕЙКА КО ДНЮ КОСМОНАВТИКИ”

Мы добавили “ПАРАД ПЛАНЕТ” среди старшеклассников, среди ребят среднего звена прилет на нашу линейку “ИНОПЛАНЕТАН”.

ПАРАД ПЛАНЕТ

Кто нарядом своей одежды, поведение планеты (Планета “Венера” вращается не так как остальные планеты и. т. д.). Можно немножечко астрологии, как планеты влияют на нашу жизнь.

ПРИЛЕТ “ИНОПЛАНЕТЯН”.

Кто на что горазд и кто, с какой планеты прилетел к нам в гости, а если расскажут о жизни своей планеты, это вообще будет замечательно.

IV. КОСМИЧЕСКИЙ РЕЙС.

Игра проводится в форме воображаемого космического путешествия по маршруту Земля – Марс – Земля. Экипажи космических команд формируются из учащихся 8-7 классов – по 5 человек. В каждой команде экипаж придумывает название своего корабля, готовят костюмы, эмблему, разучивают песни о космосе, репетируют выход команды, читают научно-популярную литературу о Марсе и полетах к нему. В качестве домашнего задания команды готовят инсценированное представление “На Марсе”.

Состав команды: капитан, пилот, радист, планетолог, астроном.

ПРОГРАММА КОНКУРСА

1. КОМАНДЫ ПРИВЕТСТВУЮТ ДРУГ ДРУГА. ВРУЧАЮТ ЭМБЛЕМЫ КОМАНД ЖЮРИ

2. НЕБОЛЬШАЯ РАЗМИНКА

Ведущий задает вопросы командам. По три вопроса достаточно.

3. КАПИТАНУ СРОЧНО НУЖНО ВЫБРАТЬ КОРАБЛЬ, НА КОТОРОМ ОНИ ДОЛЖНЫ ПОЛЕТЕТЬ НА МАРС.

4. ЗАНЯТЬ МЕСТА В КОРАБЛЕ.

Для того чтобы попасть на корабль нужно пройти ряд испытаний.

Космонавт пробегает вокруг стула 5 раз, держась за стул, пробегает по узкой доске, пролазит через кольцо, после кольца нарисован круг с точкой в центре, участник должен указательным пальцем прокрутится в кольце, вновь пролезть через кольцо, пробежаться по доске, прикоснуться к следующему участнику и тот начинает участие. Все это делается на время.

5. ВЫЗЫВАЕМ АСТРОНОМОВ.

Мы даем координаты. Это решение графика с координатами, по которым нужно определить созвездие, даем карту звездного неба, чтобы участник мог определить данное созвездие.

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Домашнее задание было дано заранее. Проверяем их фантазию. Нам даже привезли минералы с планеты.

Можно предоставить фотографии в виде рисунков о своем впечатление о планете.

Руководитель программы полета учитель физики очень кратко рассказывает об особенностях планеты.

7. ПРОВЕРКА НАСТРОЕНИЯ.

Как космонавты себя чувствуют на планете. Исполнение песен о космосе, других номеров художественной самодеятельности. Оцениваем по настроению.

8. ВЕСЕЛЫЕ АВИАТОРЫ.

В этой игре участвуют все члены обоих экипажей. В трех метрах от каждой команды ставится стул передними ножками на линии, начерченной на земле. По сигналу ведущего члены команд поочередно бегут к стульям, садятся, поворачиваются вместе с ними на 360 градусов. Обязательное условие – после поворота стул должен стоять строго на прежнем месте. Команда, игроки которой быстрее закончат состязание, и будет победителем.

9. РАДИСТЫ.

Даю послание, записанное при помощи азбуки Морзе. Конечно, оно должно быть небольшим. Хотя мы заранее предупреждаем, чтобы участники посмотрели азбуку.

10. ПЛАНЕТОЛОГИ.

Перед вами два тонких лунных серпа. Как определить, какая Луна растет, а какая убывает?

Еще один конкурс для планетологов. Представьте себе , что вы открыли на Марсе 5 морей и гор. Какие бы вы дали им названия? Почему?

Жюри оценивает ответы.

11. КРЕСЛО КОСМОНАВТА.

Участники состязаний садятся в “кресла космонавтов” и, не вставая с них, по команде должны собрать расположенные вокруг стульев на расстоянии около полутора метров от них 10 предметов. Победителем будет тот, кто выполнит задание в кратчайший срок.

Этот конкурс был проверкой умения капитанов управлять полетом.

12. ПИЛОТЫ.

Представьте себе, что наблюдаете Землю из космоса, и эта поверхность выглядит как географическая карта. Итак, вы видите: под вами Европа, а вот там, южнее, Африка.

Выдаем листы, на которых изображены силуэты Суматры, Великобритании, Гаити, Китая, Индии и Сицилии.

Скажите, пожалуйста, как называются эти государства?

13. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ.

Для того чтобы команду достойно встретить нужно их хорошо встретить. Болельщики исполняют любые номера художественной самодеятельности. Отгадывают кроссворды. Все это идет в копилку команды.

14. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Внимание! Внимание! Слово предоставляется председателю жюри.

Председатель жюри: “В сегодняшнем соревновании участвовали экипажи космических кораблей. Первым выполнил программу полета и достиг заданного района Марса экипаж….”.

Слава победителям! (Под звуки марша экипаж корабля – победителя делает круг почета, а капитану вручается приз).

V. НАША БЛИЖНЯЯ СОСЕДКА

Этот конкурс рассчитан на ребят 5—6-х классов. Участники получают задание, заблаговременно знакомятся с популярной литературой по астрономии и космонавтике для того, чтобы в ходе соревнования они могли правильно ответить на все вопросы. Программа предусматривает также выполнение командами домашнего задания для показа во время конкурса. В ходе работы, главному руководителю полета, оказывают помощь два ведущих. Один из членов жюри обязательно должен быть работник библиотеки, который расскажет о космонавтике и о той литературе, которая есть в библиотеке. А вообще-то вам постоянно придется держать связь с библиотеками.

О составе: в команду входят – капитан, пилот, радист, планетолог, астроном. На груди у всех членов команд – эмблемы своего экипажа.

ПРОГРАММА:

1. КАПИТАНЫ КОРАБЛЕЙ ДОКЛАДЫВАЮТ ЖЮРИ О ГОТОВНОСТИ К ПОЛЕТУ, ПРИВЕТСВУЮТ ДРУГ ДРУГА ВРУЧАЮТ ЖЮРИ ЭМБЛЕМЫ.

2. НЕБОЛЬШАЯ РАЗМИНКА.

Вопросы на знание. Можно задавать пословицы на астрономические темы.

3. ВЫБРАТЬ КОРАБЛЬ.

Капитану нужно выбрать корабль, на котором экипаж отправится на Луну, проходит тест, на котором он угадывает названия космических аппаратов.

4. ЗАНЯТЬ МЕСТА В КОРАБЛЕ.

Для того чтобы попасть на корабль нужно пройти ряд испытаний.

Космонавт пробегает вокруг стула 5 раз, держась за стул, пробегает по узкой доске, пролазит через кольцо, после кольца нарисован круг с точкой в центре, участник должен указательным пальцем прокрутится в кольце, вновь пролезть через кольцо, пробежаться по доске, прикоснуться к следующему участнику и тот начинает участие. Все это делается на время

5. ДВАДЦАТЬ ВИТКОВ

Для того чтобы подлететь к Луне, прежде нужно сделать 20 витков. В это состязание включается экипаж в полном составе

Каждому игроку выдается теннисный мяч. К стенке или доске на высоте примерно 1,5 метра прикреплены нити по числу участников. Каждый берет свободный конец и начинает обматывать ею шар. Выигрывает тот, кто первый сделает 20 витков. Понятно, что длина нити должна быть соответствующим образом рассчитана.

6. ВЫЗЫВАЕМ АСТРОНОМОВ.

На знание звездного неба. Это тоже проходит в виде тестов. Даны созвездия из карты звездного неба и их изображения. Вот и надо сравнить их вид и изображение на карте.

7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Первым пунктом было приготовить рассказ в картинках “ Наш экипаж на Луне”

Потом небольшое сообщение главного руководителя о Луне была рассказана легенда о Селене.

8. ПРОВЕРКА НАСТРОЕНИЯ.

Как космонавты себя чувствуют на планете. Исполнение песен о космосе, других номеров художественной самодеятельности. Оцениваем по настроению

9. ВЕСЕЛЫЕ АВИАТОРЫ.

В этой игре участвуют все члены обоих экипажей. В трех метрах от каждой команды ставится стул передними ножками на линии, начерченной на земле. По сигналу ведущего члены команд поочередно бегут к стульям, садятся, поворачиваются вместе с ними на 360 градусов. Обязательное условие – после поворота стул должен стоять строго на прежнем месте. Команда, игроки которой быстрее закончат состязание, и будет победителем.

10. РАДИСТЫ.

Команды получают послания от инопланетян, его нужно срочно расшифровать.

11. ПЛАНЕТОЛОГИ.

Нужно назвать планеты по порядку, это первое задание.

Второе – разгадать кроссворд по планетам.

12. КРЕСЛО КОСМОНАВТА.

Участники состязаний садятся в “кресла космонавтов” и, не вставая с них ,по команде должны собрать расположенные вокруг стульев на расстоянии около полутора метров от них 10 предметов. Победителем будет тот ,кто выполнит задание в кратчайший срок.

Этот конкурс был проверкой умения капитанов управлять полетом.

13. ПИЛОТЫ.

В каких странах побывала Баба-Яга? Ты узнаешь это, если расшифруешь слова с перепутанными буквами!

14. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ..

Для того чтобы команду достойно встретить нужно их хорошо встретить. Болельщики исполняют любые номера художественной самодеятельности. Отгадывают кроссворды. Все это идет в копилку команды.

15. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Внимание! Внимание! Слово предоставляется председателю жюри.

Председатель жюри: “В сегодняшнем соревновании участвовали экипажи космических кораблей. Первым выполнил программу полета и достиг заданного района Луны экипаж….”.

СЛАВА ПОБЕДИТЕЛЯМ! (Под звуки марша экипаж корабля-победителя делает круг почета, капитану вручается приз).

VI. КОСМИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР.

МЫ РОЖДЕНЫ, ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ.

При проведение вечера, заключительного мероприятия Недели космонавтики, мы воспользовались готовой разработкой из газеты “Физика” №12-2003 года.

Но наш вечер был разбит на три части:

1часть – проведение самого вечера (разработка описана в газете);

2 часть – танцы на космическую тему. В общем ребята ,которые проводили этот вечер, использовали композицию танца с зажженными свечами и своим танцем ребята изобразили сюжеты созвездий;

3 часть – была проведена викторина со зрителями на космическую тему, где был определен победитель, и которые заработали путевку на Луну.

Была скамейка, которая изображала космический корабль. На эту узкую скамейку надо было поместить команду, состоящую из 20 человек, и самое главное продержаться определенное время. Это означало полет к нашему спутнику. Прилетев на Луну, необходимо спуститься на поверхность выйти. Для этого понадобился фал, для этой цели мы использовали прочную веревку, по ней надо было пройти, не потеряв при этом члена команды. Достигнув поверхности Луны надо доказать, что команда действительно была на Луне.

Но капитану надо достичь пика Луны и оставить вымпел доказывающий, что действительно команда была на Луне.

К данному материалу прилагаются фотографии проводимых конкурсов в нашей школе, смотри приложение 1.