Тема урока: «Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту"»

Разделы: Литература


Тема: Художественный мир сказки "Бой на Калиновом мосту".

Цель обучающая: учить исследованию художественного мира сказки, определению темы и идеи произведения, характеристике персонажей, ведению диалога, пересказу эпизода, цитированию текста,

Цель развивающая: формировать умение делать выводы и обобщения, использовать полученные знания и навыки в практической деятельности; развивать умение работать со словарями.

Цель воспитательная: воспитание патриотизма, высоких нравственных качеств, которые ценятся русским народом.

Оборудование: Компьютерная программа “Уроки литературы Кирилла и Мефодия”: 5 - 6 класс; у каждого ученика листочки с начерченным кругом; рисунки, сделанные учащимися для прикрепления на доске (избушка бабы Яги, яблоня, кровать, колодец и т.д.); цветной мел для рисования схемы на доске.

Ход урока.

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы будем заниматься исследованием художественного мира фольклорной сказки "Бой на Калиновом мосту": поговорим о том, как действуют здесь законы жанра, кратко остановимся на характеристике основных персонажей сказки. Но сначала повторим те сведения, которые нам известны о фольклорной сказке.

II. Повторение.

1. Записать на доске схему построения любой сказки.

Рисунок 1.

2. Скажите, что такое фольклорная сказка.

(Сказка – это занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории. Это эпический жанр, имеющий специфические черты. В нём, как и в других фольклорных произведениях, отразился народный идеал.)

3. Мы уже не раз говорили о слове "идеал". Вспомним, что оно обозначает.

(Образец, то, к чему надо стремиться.)

4. У нас на уроке работает лингвистическая группа, которая выписывала из Толкового словаря значения некоторых слов. В течение урока ребята будут давать объяснение слов. Сейчас они нам скажут, каково значение слова идеал.

(Идеал – высшая цель, совершенный образец, воплощение каких-либо достоинств.)

5. А.С. Пушкин сказал о сказках: " Что за золото, что за прелесть эти сказки!" Наверное, он имел в виду и художественное совершенство их. Мы можем сказать, что в них звучит поэтическое, художественное слово. Что же такое поэтическое слово?

(Оно воздействует на чувства и воображение в первую очередь.)

6. Какие виды условности существуют в искусстве? Какой вид используется в волшебных сказках?

(Фантастика и жизнеподобие.)

7. Мы будем говорить о художественном мире сказки. Что такое художественный мир и что включает в себя это понятие?

(Художественный мир – вымышленный мир. Включает художественное время, пространство, персонажей и т.д.)

8. Теперь, воспользовавшись компьютерной программой “Уроки литературы Кирилла и Мефодия”: 5 - 6 класс, прочитаем страницу “Художественные особенности русской сказки”. О чём мы ещё ни разу не говорили на наших уроках?

III. Определение заданий для учащихся.

Об этих и других особенностях жанра мы будем говорить на примере сказки "Бой на

Калиновом мосту".

У вас у всех есть листочки с начерченным на них кругом. Сейчас мы будем их заполнять. Мне сегодня для работы нужен ассистент, им будет _______________, и теоретики, в роли которых сегодня будут 3 человека _______________. Теоретики кратко записывают на доске основные законы построения сказки, которые мы в процессе работы будем называть. Все остальные не только рисуют схему, но и самостоятельно записывают на этом же листочке основные черты характера героя и антигероя.

IV. Работа по теме.

1. Мы сказали, что художественный мир любого произведения включает в себя художественное пространство. С него и начнём. Одна из особенностей волшебной сказки – двоемирие. Докажите это.

(Действие начинается там, где живёт герой, а затем он переносится в иной мир – мир антигероя. Значит, мы можем сказать, что есть мир героя и мир антигероя.)

2. Что разделяет эти два мира в сказке "Бой на Калиновом мосту"? Где происходят основные события?

(На границе — Калинов мост.)

Дети на схеме отмечают: мир героя, чужой мир, проводят границу между ними и делают соответствующую надпись. (Схема – рисунок 2 отражает результат работы учеников в течение всего урока)

3. Как называется такой художественный приём в построении художественного пространства сказки?

(Антитеза в построении художественного пространства — записывают теоретики)

4. Что можете сказать о построении системы персонажей в сказке?

(Используется антитеза. Всегда есть главный герой, вокруг него разворачивается действие. Главным героем является или младший брат, или глупый, или бедный. Здесь – крестьянский сын.)

Теоретики продолжают запись: и в системе персонажей. Главный герой-бедный человек.

5. Посмотрим на схему построения сказки на доске. Правильна ли она? Дайте пояснение.

(Сюжет в любой сказке развивается последовательно, т.е. события развиваются по цепочке, как бы следуют за героем. Не допускается нарушения последовательности.)

Теоретики записывают: сюжет сказки развивается последовательно.

6. Какова же экспозиция сказки? Перескажите кратко.

7. Какой ещё один закон начинает действовать уже в начале сказки?

(Закон троичности — записывают теоретики.)

8. Что же мы отметим в схеме там, где изображается "свой" мир героя?

(Ассистент записывает: Иван-царевич, Иван-попович, Иван – крестьянский сын. Остальные делают то же у себя в схеме.)

9. Найдите цитату, обозначающую завязку основного конфликта сказки.

10. Так что же нужно, чтобы герой покинул свой мир?

(Событие, беда — обозначим в схеме её крестиком. Причина здесь: известие о змеях, напавших на Русь.)

11. Забегая вперёд, скажем, что же увидели персонажи на границе — Калиновом мосту.

(Земля сожжена, много лежит костей человеческих, земля пропиталась русской кровью.)

12. Итак, герой выезжает из своего мира, имея определённую цель. Какова же она? Прочитайте цитату.

("Не плачь, матушка, отстоим мы речку Смородину, не пустим змея через Калинов мост" — т.е. защита Родины от врагов. Задача благородная, патриотическая.)

13. Вопрос к лингвистической группе: кто такой патриот?

(Патриот – человек, любящий своё отечество, преданный своему народу.)

14. Только ли Иван — крестьянский сын поставил перед собой цель защитить родину?

(Все обещают отстоять государство, не пустить врага через Калинов мост.)

15. Кто, как правило, является пограничником между двумя мирами? Есть ли он в этой сказке?

(Только упоминается избушка на курьих ножках. Рисуем её в схеме. Ассистент прикрепляет ранее выполненный детьми рисунок.)

16. Как продолжает действовать закон троичности?

(Герою приходится выдержать три сражения.)

17. Рассказать о первом сражении и сделать вывод.

(Сражение трудное, но Иван победил.)

18. Обозначим сражение маленьким крестиком и схеме и сделаем соответствующую надпись.

19. Перечитаем в лицах описание второго сражения. Подумаем, какое качество характера помогло герою победить на этот раз?

(Дракон более страшный, сильный, хвастливый, а Иван проявил не только силу, но и хитрость.)

20. Какой момент является кульминационным?

(Сражение с двенадцатиголовым змеем.)

21. Почему Иван рассказал Ивану-поповичу и Ивану-царевичу о своих победах только перед третьим сражением? Какая черта характера ему свойственна?

(Во-первых, не хотел хвастаться, во-вторых, понимает, что настал решительный момент, где нужна помощь.)

22. Какие поэтические приёмы запишут теоретики?

(Повтор ситуаций. Приём градации в изображении событий.)

23. Прочитаем, как изображён третий противник Ивана. Почему он так страшен?

(Доказать, во-первых, что Ивану нужна помощь; во-вторых, чем сильнее, опаснее,

страшнее противник, тем более почётен подвиг победителя, т.е. увеличивается ценность очередной победы, испытания.)

24. Перечитаем эпизод, где братья действуют сообща, и подумаем, как передаётся напряжённость обстановки, быстрота действия?

(Короткие, нераспространённые предложения. Допускается перестановка слов – инверсия.)

25. Докажите, что в этой сказке, как и в других, граница между миром природы и миром людей отсутствует.

(Иван — крестьянский сын превращается в мушку и летит в змеиное царство узнать, нет ли ещё каких врагов.)

26. Не забудьте записать, какая черта характера Ивана здесь проявляется. Если забыли, как она называется, посмотрите на доску, где лексической группой записаны слова

(Предусмотрительность — умение предвидеть возможные события в будущем.)

27. Сколько же испытаний ещё ждёт Иванов? Зачем герои прошли и через них?

(Ассистенты прикалывают рисунки к доске, ученики делают запись в схеме.

В свой мир герои должны возвратиться изменившимися, набравшимися опыта, преодолевшими соблазны.)

28. Докажите цитатой, что Иван – царевич и Иван – попович кое-чему научились в это время.

("Братья так и ахнули…" Когда были два соблазна, они сердились, злобились.

Понимали опасность, только когда Иван уничтожил яблоню и колодец. Теперь они тоже действуют.)

29. Так, враги побеждены, убиты, их помощники тоже. Но почему сказка на этом не заканчивается? Что ещё должны сделать герои?

(Надо уничтожить зло до основания. Поэтому сжигают змеев дворец, а потом возвращаются в свой мир.)

Все делают обозначения в схеме, теоретики пишут, что в сказках добро побеждает зло.

В конце урока схема будет иметь следующий вид:

Рисунок 2

V. Подведение итогов.

1. Какова же главная тема сказки?

2. Какова её главная мысль?

(Человек должен любить и защищать Родину.)

3. О каких приёмах создания художественного мира сказки мы сегодня говорили?

Проверим записи теоретиков.

1) Двоемирие.

2) Антитеза в построении художественного пространства и системы образов. Герой – бедный человек.

3) Последовательное развитие сюжета.

4) Закон троичности.

5) Приём повтора ситуации.

6) Приём градации.

7) Отсутствие границы между миром людей и природой.

8) Добро побеждает зло.

4. Какие приемы не назвали, но знаем о них?

(Одушевление предметного мира, словесные повторы, особенности языка сказки.)

5. Какими же чертами характера наделён главный герой сказки? Что вы записали?

(Ум, хитрость, самоотверженность, патриотизм, предусмотрительность, осторожность, инициативность, благородство, скромность, стойкость.)

6. Эти черты свойственны только герою этой сказки?

(Нет, они типичны для героя любой фольклорной сказки.)

7. Соответствует ли этот народный идеал глубокой древности современному, вашему идеалу?

(Существуют ценности вечные, которые человечество практически не меняет.)

8. Каковы черты отрицательных персонажей?

(Жестокость, злоба, хвастовство, самонадеянность, хитрость, коварство, мнимая сила.)

9. Какой же народный идеал воплощён в сказке?

(Всегда будут на Руси люди, которые смогут дать отпор, победить любого врага — воины, защитники.)

10. Не возникло ли у вас желание проверить, насколько наши сегодняшние выводы о конкретной сказке подходят к другим волшебным? Если да, то какие сказки вы хотели бы взять для исследования?

VI. Домашнее задание:

— придумать продолжение сказки, изменив сюжетный ход (Иваны поехали ко дворцу, не узнав о замысле жён змеев);

— сопоставить сказки “Бой на Калиновом мосту” и “Иван крестьянский сын и чудо-юдо” (индивидуальное задание для двух желающих).