Разработка урока на тему: "Растревоженная душа. Самобытность творчества и личности В.М. Шукшина"

Разделы: МХК и ИЗО


Оформление доски.

  1. Запись темы урока и эпиграфа к нему.
  2. Коллаж из фотографий и журнальных вырезок.
  3. Выставка книг о Шукшине и написанных В. М. Шукшиным.

Оборудование.

  1. Телевизор и видеомагнитофон.
  2. Кассеты с фильмами Шукшина.
  3. Видео о В. М. Шукшине.
  4. Проигрыватель.
  5. Пластинка с записью песни Ж. Бичевской «Чёрный ворон».

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, актёра, режиссёра Шукшина.
  2. Показать самобытные черты его творчества.
  3. Способствовать развитию навыков работы с художественным фильмом (умение анализировать эпизод, оценка постановки кадра, игра актёров, замысел режиссёра, удачность монтажа).

Группа учениц поёт песню «Миленький ты мой …» - Любимая песня В.М. Шукшина станет музыкальным эпиграфом к уроку.

Учитель: Актёр Григорий Бурков вспоминал: «На выходные мы остались одни с Макарычем… На съёмках фильма «Они сражались за Родину» актёры жили на судне «Дунай». Попили кофе. Разошлись с желанием выспаться. Мне не спалось. Посреди ночи услышал стук двери и знакомый звук шагов. Шукшин стоял и держался левой рукой за сердце. – Ты, что, Вася?.. – Да вот, защемило что-то и не отпускает, а мне мать говорила: терпи любую боль, кроме сердечной… Надо таблетки поискать какие-нибудь, что ли… Принял валидол, капли Зеленина. Пошёл лечь. От моей помощи отказался. Утром я встал раньше. Решил, будем вместо кофе пить чай. Заварка была в каюте у Шукшина. Я зашёл туда. Вася лежал на левом боку, что-то меня насторожило. Но я прогнал от себя и тень подобной мысли. Взял потихоньку заварку и пошёл к себе. Всё сделал и решил, что пора будить… Василий Макарович лежал в той же позе, на левом боку, руки под себя. – Вася, - легонько дотронулся до него я, - Вася,… Но тут рука ощутила неестественный холодок. Всё уже стало понятно, но не хотелось и не могло быть понято.

И ещё долго передо мной стояло лицо Васи, какой-то новый его лик: желваки разгладились, проступило что-то мягкое, бесконечно доброе, незащищённое, детское…»

Учитель: О ком идёт речь в этом отрывке? Что вы знаете о нём? (выслушивание ответов учеников).

Учитель: Запишем в тетради тему нашего урока и эпиграфы. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самобытным творчеством писателя и режиссёра, актёра и сценариста В. М. Шукшина. Краткая автобиографическая справка.

Выступление ученика: Крестьянин – сибиряк, слесарь, строитель, учитель и директор сельской школы, матрос и радист боевого эсминца, студент ВГИКа.

Актёр, режиссёр, писатель, орденоносец, лауреат Государственной премии. Сыграл в фильмах: « Два Фёдора», « Алёнка», «Золотой эшелон», « У озера», «Журналист», «Даурия», «Освобождение», « Они сражались за Родину» и др. Поставил фильмы: «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», « Странные люди», «Печки – лавочки», «Калина красная». Автор рассказов, романов «Любавины», «Я пришёл дать вам волю».

Учитель: Мы живём в сложное, динамичное время, меняется карта мира, меняется образ жизни, привычки; появляются новые проблемы, новые трудности. Есть уже новые имена в литературе, в искусстве. И всё же почему с полок берут томики его рассказов, почему смеются и плачут на его фильмах? Почему его творчество находит понимание и у вас, не заставших его в живых?

Давайте познакомимся поближе с его жизнью. Пережитое, выстраданное стало основой его размышлений, его творчества.

Ученик: Родина писателя Шукшина прекрасна. Это село Сростки в предгорьях Горного

Алтая. Крестьянская семья. В 1933 году арестовали отца. Его судьба не известна. Детство как у всех ребят довоенного рождения. Голод, лишения. Василий Макарович вспоминал: «Больно вспоминать. Мне шёл семнадцатый год, когда я ранним утром по весне уходил из дома. Мне ещё хотелось разбежаться, прокатиться на ногах по гладкому, светлому, как стёклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека родного или просто знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал, ей больно и тоже страшно, но ещё больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Ещё там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушёл». Это было в 1946 году.

Учился в училище, работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках Подмосковья. Была и служба на флоте в Севастополе.

Ученик: Он был незаурядным человеком. Из его воспоминаний: «Честно признаюсь: в17 лет не пытался разобраться в сущности триады Гегеля, не лез в недра, не расщеплял жизнь. Я и в институт поступил в 25 лет». Как и любимый герой романа Джека Лондона «Мартин Иден», так и сам Шукшин любил самостоятельность и основательность. « … я один могу идти быстрее». Не удалось поступить в Литературный институт, но зато поступил на режиссёрский факультет в мастерскую М. И. Рома.

Шукшин вспоминает: «Вышел к столу. Ромм о чём-то пошептался с Охлопковым, и тот говорит: «Ну, земляк, расскажи-ка, пожалуйста, как ведут себя сибиряки в сильный мороз». Я напрягся, представил себе холод и ёжиться начал, уши трепать, ногами постукивать. А Охлопков говорит: «А ещё?» Больше я, сколько ни старался, ничего не придумал. Тогда он мне намекнул про нос, когда морозно, ноздри слипаются, ну и трёшь нос-то рукавичкой. «Да, - говорит Охлопков – это ты забыл…» Потом помолчал и серьёзно так спрашивает: «Слышь, земляк, где сейчас Виссарион Григорьевич Белинский работает? В Москве или Ленинграде?» Я оторопел:

«Критик-то, который?..» - «Ну, да, критик-то». – «Дак он вроде помер уже…»

А Охлопков подождал и совсем серьёзно: «Что ты говоришь?» Смех вокруг, а мне-то каково…»

Учитель: Что же получается? И приёмная комиссия недоумевала и отборочная изумлена была, а Шукшин стал-таки учиться на режиссёрском, несмотря на отсутствие «специальной эрудиции», «дремучесть» и «неотёсанность»? Что же, ему просто фантастически повезло? А конкурс? Экзамены?.. К тому же «проскочила» легенда в печати, что на собеседовании с будущим своим мастером Роммом, Василий Макарович заявил, что ни о каких сценах в «Войне и мире» он рассказать не сможет, так как не читал эпопею Толстого, ибо – Каламбур – это очень толстая книга. И тем не менее Ромм взял его в свою мастерскую. Как всё это понимать вне версии о фантастическом везении, сверхрасположении судьбы?..

И всё-таки Шукшин поступил во ВГИК не потому, что ему очень и очень повезло, а потому, что и тогда уже он был художником. И это разглядел не один только Ромм.

Насколько теперь понимаю, - писал Шукшин, - спасла меня письменная работа, которую задали ещё до встречи с мастером. «Опишите, пожалуйста, что делается в коридорах ВГИКа в эти дни» - так приблизительно она называлась. Больно горячая была тема. Отыгрался я в этой работе. О чём спорим, о чём шутим, на что гневаемся, на что надеемся – всё изложил подробно».

Вопросы:

1. Готовясь к уроку, вы должны были подобрать и прочитать рассказы Шукшина. Кто является героями его рассказов?
2. Как вы думаете, почему В.М. Шукшина прозвали «мастером деревенской прозы»?
3. Что отличает его героев? Чем они притягательны, интересны вашему поколению?

(Ответы учащихся подводятся к выводу о сильных деревенских корнях автора и его героев, выросших в родстве с природой, цельных, искренних, «настоящих», живущих в согласии нравственными традициями предков.)

Учитель: Запоминается и Шукшин – режиссёр. Его фильмы «Живёт такой парень», «Печки-лавочки», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Калина красная» живут своей самостоятельной жизнью. Их показывают на телевидении по случаю юбилейных дат, киноманы покупают на видео-кассетах и дисках.

Вопросы:

1. Какие из перечисленных фильмов вы видели?
2. Какой фильм и почему понравился вам?
3. Влияло ли на вас то обстоятельство, что в названном вами фильме главную роль играл В.М. Шукшин?

Учитель: Самый первый фильм Шукшина и поныне смотрится с большим интересом. Причём зритель воспринимает картину «Живёт такой парень» не как повествование о «днях минувших», не как « один из лучших советских фильмов начала шестидесятых годов», а как очень и очень сегодня необходимый фильм, ибо утверждает он, как одно из самых необходимых человеческих качеств, доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не «распахнут» навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь.

(Демонстрация кадров из фильма «Живёт такой парень». Обязательно сцену сватовства невесты напарнику, сцены с горящим автомобилем).

А в начале оценки были разные. Вот одна из точек зрения. В мае 1965 года её опубликовал журнал «Советский экран»; письмо зрительницы:

«Тов. Шукшин! Посмотрела Ваш фильм «Живёт такой парень» и, знаете, ничего не поняла. Ваш фильм получил приз Венецианского, Ленинградского фестивалей. Помилуйте, за что? Вы хотели показать славного парня? Так это по доброте душевной он не доехал до места командировки? Какое право имел Колокольников нарушить трудовой закон? Что будет, если все командировочные не будут доезжать до места назначения?

А речь нашего милого героя? Я – воспитатель детского сада. Мы бьёмся за правильную культуру речи. Зачем вы нам мешаете? А поведение? К чему эта расхлябанность и бескультурность? Он даже танцует в фуражке. А ведь в клубе никого больше не было в головном уборе. Почему-то Вы старались подчеркнуть именно плохое в герое. Кстати, в селе, где работает Павел, совсем отсутствует ГАИ. Иначе она напомнила бы, что во время рейса шофёр не имеет права даже на кружку пива. А здесь бутылка «Московской». Ужас!»

Но, несмотря на подобные оценки, фильм стал «народной» классикой. А с годами и классикой жанра.

Фильмы В. М. утверждают, как одно из самых необходимых человеческих качеств, доброту. Грош цена всему остальному в человеке, если он не щедр сердцем, не «распахнут» навстречу людям, не готов в любую минуту прийти к ним на помощь. Герои Шукшина живут «сердцем, а не разумом». Егор – герой « Калины красной» - рецидивист, прожигатель жизни. Прозрение о сути человеческой, человеческого приходит к нему через смерть.

(Демонстрация кадров гибели героя « Калины красной».)

Учитель: Всмотритесь в репродукцию картины художницы Е. Романовой.

Работа выполнена после смерти В.М. по просьбе его матери. Не случайно Шукшин запечатлен в такой знакомой позе. Вспаханное поле, бескрайность родины. По мужицки босые ноги. Упрямый взгляд. А рядом ставшие его частью берёзки. Стройные, тонкие, ранимые, как и сам наш герой.

(Работа с репродукцией картины Е. Романовой «Семья Шукшина».)

Ученик:

Сибирь в осеннем золоте
В Москве – шум шин,
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвётся в проводе:
- Шукшин…Шукшин…
Под всхлипы трубки брошенной
Теряю твердь…
Да что ж она, да что ж она
Ослепла смерть?!

Что долго вкруг да около
Бродила – врёт!
Взяла такого сокола,
Сразила влёт.

Он был готов к сражениям,
Но не под нож.
Он жил не на снижении
На взлёте сплошь!
Ему ничто, припавшему
К теплу земли.
Но что же мы… но как же мы
Не сберегли.
Свидетели и зрители
Нас – сотни сот!
Не думали, не видели,
На что идёт.
Взваливши наши тяжести
На свой хребет…
Поклажистый?
Поклажистей –
Другого нет …
        О. Фокина

Учитель: Посмотрим на наши эпиграфы. Подошло время сделать кое-какие выводы.

  1. Чем вам запомнился наш урок?
  2. Что нового вы узнали о писателе, актёре, кинорежиссёре В.М.Шукшине?
  3. Чем притягательны его герои?

А завершаю наш разговор я цитатой из очерка Шукшина «Я родом из деревни»:

«…Мы за всё в самом деле должны платить в жизни, и при всём том, что нам иногда жаль прямо так глядеть и видеть, как человек погибает, но сила разума нам должна говорить, что, если случилось необратимое, приход к такому финалу, к такому концу жизни должен состояться всё равно; он должен состояться, и он состоялся».

Своей короткой, но ярко прожитой жизнью Шукшин доказал, что он состоялся!