Назначение поэзии и ее задачи в понимании А.А. Фета и Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Цели урока:

Обучающие:

  • Знакомство со взглядами А. А. Фета и Н. А. Некрасова на поэзию, на ее роль и назначение, с поэтическим направлением «чистое искусство»,
  • Повторение ранее изученного по курсу литературы 18-19 вв.

Развивающие:

  • Развивать эстетическую культуру и литературную речь учащихся, умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте «ключевые слова», сопоставлять разные художественные произведения с точки зрения содержания и формы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать умение вдумчиво читать литературное произведение, с уважением и пониманием относиться к различным точкам зрения на литературное произведение и на позицию автора.

Ход урока

Учитель читает стихотворение В. Соколова, написанное в 1965 году.

Вдали от всех парнасов,
От призрачных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моем селе глухом,
Они меня врачуют
Классическим стихом.

Звучат, гоня химеры
Пустого баловства,
Прозрачные размеры,
Обычные слова.
И хорошо мне...В долах
Летит морозный пух.
Высокий лунный холод
Захватывает дух.

Рядом с именем Некрасова В. Соколов поставил имя Фета. Даже в 60-е годы 20 века это вызвало возмущение и непонимание многих. А полтора столетия назад, в 60-х г. XIX в., подобное стихотворение просто не могло быть написано. Почему?

Конец 50-х - начало 60-х гг. - это время кардинальных социальных преобразований в России, время новых идей и размежевания литературных и общественных сил.

В поэзии XIX века существовала традиция поэтических обращений к Музе и раздумий о назначении поэзии.

Давайте попробуем понять, что означает слово «муза» и чем важны для нас стихи, посвященные ей.

Один из учащихся дает определение из толкового словаря:

1. В греческой мифологии: богиня – покровительница искусств и наук.
2. перен. Источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.).

Итак, стихи о музе характеризуют творчество самих поэтов, дают представление о темах, идеях, своеобразии их поэзии. Познакомимся с творчеством А. А. Фета, написавшего несколько произведений о своем высоком ремесле, внимательно прочитав одно из его стихотворений, рисующих портрет музы.

Чтение стихотворения 1857 г. «Музе»

Задание учащимся:

выпишем в тетрадь ключевые слова, с помощью которых поэт рисует облик музы и дает свое представление о поэте. (Заполняется левая часть таблицы).

А. Фет «Музе» 1857 г.
Муза

речь ласковая, факел вдохновенный, добрая, стихи, пропетые тобой, могучее дуновенье, девственные слова, небесная
вывод:
Муза Фета - богиня, небожительница

Поэт

томиться и любить, трепетный, коленопреклоненный, позабыв житейское волненье, сладко пылать от чистых помыслов
блаженные сны, слава, любовь, труд
задумчивый

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание, как перекликается это стихотворение с пушкинским «Поэтом и толпой»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

Это не случайно, так как представители «чистого искусства» в поэзии, главой которого можно считать Фета, считали это произведение программным для себя.

Задание учащимся: дайте характеристику поэзии «чистого» искусства» на основе стихотворения «Музе».

Поэзия Фета красивая, нежная, легкая, несущая успокоение, возвышенная. Неотъемлемой чертой его поэзии является музыкальность, мелодия словно растворена в самом стихотворении.

Фет не ставит перед искусством никаких политических или дидактических целей и задач. Его искусство «чистое» - оно «очищено» от тем, связанных с борьбой революционно-демократического лагеря, идей крестьянской революции. Единственным объектом искусства для Фета является красота, несущая чистую радость и уничтожающая страдание, а источником красоты в мире является природа, творчество, любовь. От проблем реальной действительности, от ее социальных пороков и противоречий Фет уходит в возвышенный мир чистой поэтической души, в мир своего воображения. Поэт - это Богом вдохновленный творец, и цель его – воплощать в стихах божественную красоту мира. (Комментарий учителя)

На протяжении всей жизни Фет оставался верен возвышенному облику своей Музы. В1882 году он пишет стихотворение «Музе», утверждая в последнем четверостишии:

Все та же ты, заветная святыня,
На облаке, незримая земле,
В венце из звезд, нетленная богиня,
С задумчивой улыбкой на челе.

И снова перекличка с Пушкиным: вторая строфа этого произведения почти дословно повторяет гневный ответ пушкинского Поэта «непосвященной» толпе:

Заботливо храня твою свободу,
Непосвященных я к тебе не звал,
И рабскому их буйству я в угоду
Твоих речей не осквернял.

Послушаем другое стихотворение А. Фета - «Одним толчком согнать ладью живую».

Вопрос учащимся: как определяет Фет назначение поэзии в этом стихотворении?

Поэзия, обладая Божественной силой, способна изменить привычный ход вещей, преобразовать жизнь. Предназначение поэта в том, чтобы «одной волной подняться в жизнь иную», «шепнуть о том, пред чем язык немеет» - почувствовать то, что недоступно другим, и суметь передать свои переживания словами, «усилив бой бестрепетных сердец». Задача поэзии, как и искусства вообще, - содействовать нравственному самосовершенствованию каждого, гармонизировать внутренний мир человека. В этом проявляется самоценность искусства. Таков взгляд на поэзию и на ее назначение представителей «чистого искусства».

Обратимся ко второму направлению в поэзии, главой которого был Н.А. Некрасов. В сборнике 1856 года, с которого началось противостояние Фета и Некрасова, затем перешедшее в открытый антагонизм, было опубликовано стихотворение «Муза».

Чтение стихотворения «Муза» 1852 года.

Вопрос к учащимся: на какие две части можно разбить это стихотворение?

Первая часть представляет собой «характеристику от противного» музы Некрасова. Обилие отрицаний подчеркивает противоположность некрасовской музы музе Пушкина.

Задание учащимся: сравнить это стихотворение со стихами А. С. Пушкина «Муза» - 1821 года и «Наперсница волшебной старины» - 1822 года. Почему Некрасов вступает в спор с Пушкиным? (Скорее, не с Пушкиным спорит здесь Некрасов, а с представителями «чистого искусства», видевшими в поэзии Пушкина воплощение «чистой художественности», «свободного. артистического искусства» - А. В. Дружинин).

Вторая часть начинается с союза "но" и рисует облик музы Некрасова.

Какая же она, муза Некрасова? Выпишем слова, характеризующие ее, и заполним 2-ую часть таблицы.

  Н.А. Некрасов «Муза» 1852 г
Муза

неласковая, нелюбимая, печальная спутница печальных бедняков, плачущая, болящая,

униженно скорбящая, согбенная трудом, полон тоской и вечной жалобой напев ее простой, суровые напевы.

Вывод

Муза Некрасова – крестьянка, земная женщина (можно прочитать стихотворение «Вчерашний день часу в шестом», если ученикам будет сложно сделать вывод)

Поэт

рыданья
почувствовать свои страданья
научила и свету возвестить о них
благословила

(Здесь я обычно делаю следующее: чтобы подчеркнуть различие муз Фета и Некрасова, сделать это различие явным, очевидным, наглядным, я вешаю на доску репродукции женских портретов художников XIX века, например, Брюллова, Крамского, Федотова, Перова, и прошу ребят ответить, какие из них напоминают музу Фета и чем, а какие похожи на музу Некрасова).

Так, для К. Брюллова характерно пристрастие ко всему пышному, великолепному, он изображает красивые лица, развевающиеся драпировки, бархат, атлас. Картины Брюллова создают атмосферу мечтательного уединения, рождают элегическое настроение. Это неудивительно, Брюллов был одним из лучших выпускников Академии художеств, требовавшей от художников изображать не живую действительность, а мифологические сюжеты. В противоположность Брюллову В. Перов, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, обличал в своих жанровых картинах темные стороны русской жизни. Серо-коричневая гамма его полотен создает настроение скорби и печали, соответствующее драматическим сюжетам из жизни страдающих, обездоленных людей).

Итак, муза, как мы помним, характеризует и само поэтическое творчество.

Задание учащимся: попробуйте, исходя из текста стихотворения «Муза» и прочитанных вами ранее произведений Некрасова, сделать вывод, чему посвящена поэзия Некрасова, каковы ее идеи.

Стихи Некрасова описывают жизнь простого народа, тяжкую долю женщин и детей, замученных непосильным трудом мужиков. Осознавая свое кровное единство с народом, Некрасов с глубоким сочувствием относится к народным страданиям, считает необходимым рассказать всему миру о бедствиях народа.

Запишем в тетрадь высказывание Некрасова:

«В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя, по возможности, заступника за безгласных и приниженных»

(Сравните со словами Фета: «Произведения, имеющие какую бы то ни было дидактическую тенденцию, - это дрянь»).

В стихотворении «Элегия» Некрасов ясно заявляет, чему служит его поэзия. Прослушаем отрывок из этого стихотворения и найдем ответ на этот вопрос.

«Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…»

Мало, кто так беззаветно служил народу, как Некрасов. Достоевский сказал о нем: «Это ...было раненное в самом начале жизни сердце, и это-та никогда не заживающая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь».

Но не надо думать, что выбранный Некрасовым путь был легок и приятен, а сам выбор мгновенен и лишен сомнений и тревог. Для лирического героя Некрасова характерна мучительная раздвоенность, он тянется к прекрасному и возвышенному не менее, чем певцы «чистого искусства», но считает своим долгом говорить о народных страданиях. Об этом последние 10 строк стихотворения «Муза».

Задание учащимся: найдите и прочитайте их.

Об этом и одно из четверостиший стихотворения «Блажен незлобивый поэт», противопоставляющего два типа поэтов, в которых явно ощущаются черты представителей антагонистических направлений в поэзии:

«И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья…»

Какое определение мы дадим направлению в поэзии, возглавляемому Некрасовым, и его собственной поэзии, учитывая темы и идеи его творчества? (Вспомните Ломоносова, отказавшегося воспевать любовь, выбравшего тему подвига во имя сильной и могучей отчизны («Разговор с Анакреоном»); поэта-декабриста Рылеева).

Поэзия Некрасова - гражданская поэзия

В этом чувстве ответственности Некрасова за судьбу трудового народа, в его чуткости к чужому горю, к человеческому страданию, в этом гражданском неравнодушии и чувстве вины перед народом и заключается тот высокий дух гражданства, о котором упомянул Е.Евтушенко во вступлении к поэме «Братская ГЭС»

Поэт в России больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Тому, в ком бродит гордый дух гражданства!
Кому покоя – нет, уюта - нет!

Вывод:

Вернемся к противостоянию Фета и Некрасова. Вопрос учащимся: как вы думаете, кто из них прав в своем решении проблемы назначения поэзии? Можно ли считать музу Некрасова приземленной и прозаической, а чувства, с какими он защищал обиженных и униженных,- устаревшими и примитивными?

(Нам представляется, что нельзя вообще ставить вопрос о чьей-то правоте или неправоте по вопросу о назначении поэзии. Как сказал Маяковский, нам надо больше «поэтов хороших и разных»).

Заключительное слово учителя:

Прошло время, споры забылись, «страсти улеглись», но в нашей памяти, в нашей душе, в нашей культуре остались два таких разных и хороших поэта. И вопреки всем прежним разногласиям, «со мной опять Некрасов и Афанасий Фет!»