Интегрированный урок по природоведению и ОБЖ на тему: "Грозы и молнии как источники опасности для жизни человека"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить детей с природным явлением “молния”, правилами поведения во время грозы, развивать умение находить решение в сложных ситуациях, воспитывать бережное отношение к жизни и здоровью.

Оборудование.

  1. учебник “Мир вокруг нас”, автор А. А. Плешаков;
  2. карточки для самостоятельной работы; портрет М. Ю. Ломоносова;
  3. фотографии с изображением молний;
  4. таблица “Молниеотвод”;
  5. памятки;
  6. раздаточные листы для учащихся;
  7. листочки с кроссвордами;
  8. “светофоры” (карточки зеленого и красного цвета).

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Ребята, на уроке мы познакомимся с вами с красивым и величественным природным явлением. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем будем говорить на уроке сегодня.

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.

Дети. Молния.

Учитель. Правильно, это молния – природное явление, которое встречается в природе каждый год. Сегодня на уроке мы будем говорить о молниях, правилах безопасного поведения во время грозы.

3. Знакомство с новым материалом.

Учитель. А когда можно наблюдать молнию?

Дети. Весной и летом, во время грозы.

Учитель. “Люблю грозу в начале мая” - признавался поэт Ф. Ф. Тютчев в своем знаменитом стихотворении и восхищался состоянием природы во время грозы. “У природы нет плохой погоды” - поется в песне, но не всякая погода хороша. Многие природные явления опасны для здоровья и жизни человека. Опасна и гроза.

- Что такое гроза?

(Ответы детей).

Учитель (обобщает ответы). Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества.

Учитель. Можно ли заранее понять, что приближается гроза?

Дети. Можно, по состоянию погоды.

Учитель. Возьмите карточки у вас на парте и отметьте те признаки, по которым можно определить приближение грозы.

Приближается гроза, если:

а) дует легкий ветерок;
б) становится тихо и душно;
в) сильно печет солнце;
г) на горизонте скопление мощных кучево-дождевых облаков;
д) в воздухе накапливается влага;
е) моросит мелкий дождь;
ё) понижается температура воздуха;
ж) ветер дует порывами, резко меняет направление;
з) ветер поднимает тучи пыли;
и) солнце светит, но не греет.

(Дети выполняют задание, проводят проверку правильности выполнения (с доски – правильные ответы : б,в,г,д,ж,з)).

Учитель. Как вы думаете, какую опасность несет гроза?

Дети. Сильный дождь или ливень, ветер, молнии.

(Учитель обращает внимание детей на доску).

Учитель. Посмотрите, как красиво выглядит молния на фотографиях. Что такое молния?

(Ответы детей).

Учитель (обобщает, уточняет ответы). Молния – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков. Несмотря на красоту этого природного явления, молния очень опасна. От молнии может возникнуть пожар, могут быть повреждены линии электропередач, погибнуть люди. Каждую секунду в атмосфере Земли возникает около 100 молний, каждый год от молний гибнет много людей.

-Может ли человек предотвратить это природное явление?

Дети. Нет.

Учитель. Как же человеку защитится от молнии?

(Ответы детей).

Учитель (обобщает ответы).

Учитель. Молния, как правило, ударяет в высокие объекты. Одиночные деревья на равнинах и открытых местах притягивают молнию. Опасно находиться в воде во время грозы. Нахождение во время грозы в городе менее опасно, чем на открытой местности.

-Кто из вас знает почему?

(Ответы детей).

Учитель. Шпили высоких домов и церквей, антенны и мачты могут послужить громоотводом, сфокусировать на себя электрический разряд. Эффективным средством защиты от молний является молниеотвод. Еще древние греки для защиты от молний возводили опоры с позолоченными штырями, хотя и не понимали механизм их действий. В 1758 году великий русский ученый М. В. Ломоносов (учитель показывает портрет ученого) изобрел молниеотвод.

Учитель обращает внимание детей на таблицу.

Учитель (поясняет, указывая на таблицу). Защита молниеотводом основана на свойстве молнии поражать наиболее высокие и хорошо заземленные металлические сооружения. Молниеотвод состоит из трех основных частей: молниеприёмника, воспринимающего удар молний, токовода, соединяющего молниеприёмник с заземлителем, через который ток молнии стекает в землю. В окрестности молниеотвода образуется зона защиты, то есть пространство, в пределах которого в высокой степени надежности обеспечивается защита строения от прямого удара молнии.

Неправильно сконструированный и изготовленный (или неисправный) молниеотвод увеличивает опасность поражения молнией, а не обеспечивает защиту. Изготавливать такое устройство самим нельзя!

4. Физкультминутка.

5. Знакомство с новым материалом (продолжение).

Учитель. - Ребята, а что вы можете рассказать о молниях?

(Рассказывают заранее подготовленные ученики).

- Молнии бывают линейные и шаровые. Линейные молнии часто бывают причиной лесных пожаров.

-Линейная молния на равнинах, как правило, бьет из облака в землю или воду. Более опасны разряды, проскакивающие от земли в облако. Такое случается на горных вершинах, обнаженных выступах скал.

-Очень сильно притягивает молнию вода, поэтому нельзя купаться во время грозы.

-Находиться во время грозы под высокими деревьями очень опасно. Молния, ударяя в высокие растения, чаще поражает лиственные деревья – дуб, тополь, вербу, ясень, так как они содержат много крахмала. Липа, грецкий орех, бук, хвойные деревья – ель, пихта, лиственница – содержат много масел, поэтому оказывают большое электрическое сопротивление и поражаются молнией реже. Частота ударов молнии в крону дерева зависит от его поверхности, качества кроны, коры, их влажности.

-Человек может быть поражен молнией не только при прямом попадании, но и при перескоке разрядов молнии с объектов, в которые попала молния. Например, может произойти перескок разряда с высокого дерева на человека, стену дома, если последние расположены рядом с деревом. Нахождение человека вблизи объектов, часто поражаемых молнией, представляет опасность.

-Природа шаровой молнии до сих пор не полностью понятна, а ее поведение не всегда находит объяснение. Такая молния образуется, когда “канал” обычной молнии распадается на отдельные участки - “четки”. Светящиеся шары голубого, зеленого, желтого или красного цвета могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-либо предметом.

-Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, электробритвы, розетки. Очевидцы утверждают, что шаровая молния может проникнуть в помещение через узкие щели, трубы и даже замочную скважину.

-Размеры шаровой молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров. Обычно она легко парит или катится над землей, иногда подскакивает. Шаровая молния может появиться и исчезнуть, не нанеся вреда человеку или помещению. А может оставить после себя дырку в двери и запах озона. Она часто взрывается.

-Если в дом влетела шаровая молния нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.

(Учитель благодарит детей за дополнительные сведения и предлагает им прочитать статью на стр. 23 учебника “Мир вокруг нас”, 3 класс, автор Плешаков А. А. и памятки для учащихся).

*** ПАМЯТКА ***

Правила поведения во время грозы.

1. Если появились признаки приближения грозы, переждите ее в помещении.

2. Закройте окна, двери, дымоходы. Выключите телевизор, радио, электроприборы, телефон.

3. Держитесь дальше от электропроводки, антенны, окон, дверей.

4. Если гроза застала вас на улице, укройтесь в ближайшем здании.

5. Если гроза застала вас в парке, лесу, не укрывайтесь вблизи высоких деревьев, особенно таких, как дуб, тополь.

6. Если вы находитесь на возвышении, скале, в горах, немедленно спускайтесь вниз или ищите убежища в углублениях среди нагромождения камней.

7. Нельзя находиться на открытых незащищенных местах, вблизи металлических оград, крупных металлических объектов, влажных стен, заземления молниеотвода и других объектов, которые с большой вероятностью могут быть поражены молнией.

8. Если гроза застала вас в водоеме, немедленно выбирайтесь на берег и отходите подальше от воды.

9. Почувствовав щекотание кожи, а также то, что у вас волосы поднимаются дыбом, знайте, что молния ударит поблизости от вас. Не раздумывая, бросайтесь ничком на землю – это уменьшит риск вашего поражения.

10. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде или мотоцикле, прекратите движение, покиньте их и переждите грозу на расстоянии примерно 30 метров от них.

11. Если вы едете в машине, оставайтесь в ней. Закройте окна, опустите автомобильную антенну и остановитесь.

12. При отсутствии укрытия нужно лечь на землю, лучше на сухом песчаном грунте, удаленном от водоема. Если вам удобнее сидеть, то постарайтесь сжать колени вместе, обхватите их руками, опустите голову пониже.

13. Во время грозы не бегайте.

14. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь. Не приближайтесь к ней, не касайтесь ее чем-либо, не убегайте от нее.

Учитель. В нашем климате сильные дожди, грозы очень редки, но во время отпуска с родителями вы можете оказаться в тех местах, где бывают частые грозы. Надеюсь, что знание правил поведения во время грозы помогут вам и вашим близким. Эти памятки вы можете взять домой и познакомить с ними своих родителей.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель. Давайте вспомним все новые понятия, с которыми познакомились на уроке. Для этого разгадаем кроссворд.

Вопросы.

По горизонтали.

1. Бурное ненастье с дождем, громом и молниями.
2. Гигантские искры, возникающие между равнозаряженными участками грозовых облаков.
3. Состояние атмосферы в определенном месте в определенное время.

По вертикали.

1. Звук, которым сопровождается молния.
4. Эффективное средство защиты от молнии.
5. Молния, которая образуется в результате распада “канала” обычной молнии на отдельные участки.

Ответы.

По горизонтали.

1. Гроза.
2. Молния.
3. Погода.

По вертикали.

1. Гром.
4. Молниеотвод.
5. Шаровая.

Учитель. Молодцы, хорошо справились с заданием, и я предлагаю вам сыграть в игру “Да, нет”. Приготовьте “светофоры” (карточки с зеленым и красным сигналами). Если вы согласны с моим высказыванием, покажите мне карточки зеленого цвета, ели не согласныкрасного цвета.

1. Гроза опасна, прежде всего, молниевым разрядом. (Да).
2. Гроза сопровождается раскатами грома и порывами ветра. (Да).
3. Если гроза застала вас в парке, укройтесь под кроной высокого дерева. (Нет).
4. Эффективным средством защиты от молний являются молниеотводы. (Да).
5. Молниеотвод можно изготовить самим. (Нет).
6. Если вы застигнуты грозой, будучи на велосипеде, продолжайте движение в нужном вам направлении. (Нет).
7. Если в ваш дом влетела шаровая молния нельзя убегать и делать резких движений. (Да).
8. Нахождение во время грозы в городе опасно, лучше переждать грозу на открытой местности. (Нет).

7. Итог урока.

Учитель. Назовите тему нашего урока.

Дети. О молниях.

Учитель. Что такое молния?

(Ответы детей).

Учитель. Что нового вы узнали на уроке о молнии?

(Ответы детей).

Учитель. Сегодня на уроке мы говорили о природном явлении – молнии. Надеюсь, что если вам придется встретиться с этим природным явлением, вы не будете паниковать, вспомните правила поведения во время грозы, выполните их, и не будете подвергать свою жизнь риску.

8. Домашнее задание. Прочитать статью на стр. 23, придумать 3 вопроса для одноклассников по изученному материалу.