Серия из двух уроков: урок 1. "Анализ блок-схемы алгоритма"; урок 2. "Инструментальные средства рисования в Ms Word. Создание блок-схем алгоритмов"

Разделы: Информатика


ЦЕЛИ:

  1. Развитие умения определять правильность алгоритма
  2. Развитие логического, алгоритмического мышления учащихся
  3. Развитие навыков самостоятельной работы

МЕТОДЫ:

  1. Личностно - ориентированный
  2. Проблемно-исследовательский (проблемные задания)
  3. Межпредметные связи с физикой и математикой (подбор задач)

УЧЕБНАЯ СРЕДА:

  1. Компьютерный класс, мультимедиапроектор, демонстрационный экран
  2. Карточки с заданиями
  3. Презентация урока
  4. Программа MS WORD

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! «Алгоритм не роскошь, а средство достижения цели» Это действительно так. Умение выделить алгоритмическую суть явления и строить алгоритмы– важное качество для человека любой профессии. Навыки алгоритмического мышления способствуют формированию целеустремленности, точности, логичности в планировании и выполнении своих действий, умения четко и лаконично выражать свои мысли, правильно ставить задачу и находить пути решения, быстро ориентироваться в стремительном потоке информации.

Тема урока –"Анализ блок – схемы алгоритма».

II. Актуализация опорных знаний.

На предыдущих уроках мы говорили об основных понятиях алгоритмизации.

Проведем разминку (по проверке знаний опорных понятий алгоритмизации).

Задания - разминка «Проверь прочность фундамента»

А) Определить, что обозначают крылатые фразы:

  • «Что, из чего и как?» (Ответ: понятие алгоритма; ученики дают понятие алгоритма)
  • «Казнить нельзя помиловать» (Ответ: свойство алгоритма – однозначность)
  • «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что» (Ответ: свойство алгоритма понятность)
  • «Где начало того конца, которым заканчивается начало» (Ответ: вид алгоритма циклический)
  • «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – убитым быть» (Ответ: вид алгоритма – полное ветвление)
  • Я – часть, которая была целым (Ответ: вид алгоритма – вспомогательный; метод пошаговой детализации)

Б) Построить логические цепочки терминов: алгоритм, величина, СКИ, ветвление, исполнитель, тип, значение, блок-схема, условие

Ответ:

алгоритм – блок-схема (способ записи) ;
величина – имя, тип, значение (свойства) ;
алгоритм – исполнитель - СКИ (в расчете на конкретного исполнителя),
алгоритм - ветвление (один из видов алгоритма) - условие (содержит условие выбора одной из альтернатив)

III. Изучение нового материала - выполнение проблемных заданий

Чтение и анализ блок - схем – один из важнейших этапов определения правильности составления алгоритма. Наша цель – отработка этапов построения алгоритма; формирование умения выявлять ошибки в алгоритме. Для проверки правильности алгоритма используется пошаговое выполнение алгоритма на конкретном наборе данных, которое называется трассировкой. Запомните этот термин. Выполним следующие задания

Задания «Читай и анализируй» (чтение и анализ блок-схем алгоритмов)

Задание № 1. Правильно ли составлен алгоритм? Какую задачу он решает, вид алгоритма? (рис. 1)

Задние № 2. Определите вид и структуру алгоритма. Определить значение переменной X после выполнения фрагмента (рис. 2)

Задание № 3. Даны фрагменты блок-схемы. Определить вид и структуру алгоритма, какую задачу он решает. Составить математическую формулу функции (рис.3)

Задание №4. Составить трассировочную таблицу для алгоритма при a=13, b=12. Каков результат? (рис.4)

Задания «Учись планировать» (составление простых алгоритмов)

Давайте напомним основные этапы составления алгоритмов. Учащиеся называют:

  1. Описание полного набора исходных данных (Вопрос «из чего?»)

  2. Указание результатов выполнения алгоритма (Вопрос «что?»)

  3. Выбор метода решения, реализуемого данным алгоритмом, разбиение его на отдельные шаги (с учетом возможностей исполнителя), указание порядка выполнения этапов (Вопрос «Как?»)

  4. Указание признака окончания алгоритма, предусмотрение выдачи результатов или сообщения об их отсутствии.

Задача №1. Составить алгоритм вычисления сопротивления в цепи

Задание № 2. Вычислить функцию.

Задание № 3. Даны значения температуры за неделю. Вычислить среднюю температуру за неделю. На сколько она отличается от минимальной?

Выполнение самостоятельных заданий по карточкам (приложение 1).

Дифференцированное домашнее задание.

1. Составить алгоритм вычисления сопротивления в цепи

2. Вычислить максимальную температуру за неделю. Сколько раз температура была выше (или ниже) нуля?

3. *Домашний эксперимент.

А) Составить словесный алгоритм определения площади прямоугольного стола, используя в качестве оборудования гирьку, часы и нитки.

Б) Записать алгоритм графическим способом

Примечание.

Электронная версия урока представлена в виде презентации (приложение 3).

 

Урок № 2.

Тема: Инструментальные средства для рисования в MS Word.

Создание блок – схем алгоритмов.

Задачи:

  1. Познакомиться с новыми возможностями текстового процессора Word – возможностью создания графических изображений средствами встроенного графического редактора, инструменты которого представлены на ПАНЕЛИ РИСОВАНИЯ.
  2. Закрепить знания по основам алгоритмизации при выполнении практической работы– создания блок-схемы алгоритма (приложение 2)

Вы получите инструкции и задания для выполнения практической работы. Самостоятельно изучите рекомендации, выполните работу и результаты представите учителю для оценки. Оцениваться будет

  • правильность составление алгоритма
  • правильность применения технологии рисования.

Оценка задания будет носить предварительный характер (указаны ошибки), т.к. она производится на стадии освоения технологии.

3. Домашнее задание – краткий конспект (в виде алгоритма) работы с ПАНЕЛЬЮ РИСОВАНИЕ.