Разработка нетрадиционного урока литературы в 11-м классе по теме: «Вера, Свобода, Любовь на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"»

Разделы: Литература


Эпиграф урока: “Каждому будет дано по его вере”. М. Булгаков.

Цели урока:

  • помочь учащимся в осмыслении проблем романа;
  • развивать умение вести литературный диалог;
  • умение давать самостоятельную оценку поступкам героев;
  • развивать творческие способности учащихся, приобщать к осмыслению собственных поступков и образа жизни.

Вступительное слово учителя:

Начинаем урок-эпилог по роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Это будут творческие раздумья над романом и самим собой. Запишем эпиграф к уроку, это слова Воланда “Каждому будет дано по его вере”. Основные вопросы, которые будут нас интересовать, это философские вопросы, поднятые Булгаковым в его знаменитом романе. Это Вера, Свобода, Любовь. Обсуждать проблемы романа будут три творческие группы.

Представьте себе, что вы находитесь в старой квартире 30-х годов. Чтобы завоевать право сесть за свой стол в этой квартире, вы должны выполнить первое задание – собрать вещи для своей комнаты. Руководители групп подходят к учителю, берут билеты, на которых написано: “Комната Маргариты”, “Комната Мастера”, “Комната Воланда”. На столе разложены вещи: глобус, шахматы, лампа, книги, туфли, духи, букет ландышей и т.д. Выбирают вещи, соответствующие их комнате.

Вопросы группам:

  1. В чем особенность шахмат Воланда?
  2. Что находится в золотой коробочке Маргариты?
  3. Что видел Мастер из окна своей квартиры?

Учитель: Мы обставили квартиру 30-х годов, теперь нам осталось вспомнить эту эпоху. Что знаменательного происходило в нашей стране в это время?

Ответы учащихся:

  • Индустриализация страны. Строительство Магнитки, Днепрогрэса, Сталинградского тракторного завода.
  • 1934-ый год – съезд советских писателей, установление строгого партийного диктата и цензуры в литературе.
  • В сталинских застенках закончили свою жизнь И.Мандельштам, Бабель, Клычков, Третьяков и др.
  • 1935 г. – рекорд Стаханова.
  • 1937 г. – беспересадочный перелет в Америку Чкалова и Байдукова.
  • 1938 г. – расстрелы в высшем руководстве армии (40 тысяч офицеров).
  • Разрушение Храма Христа Спасителя.

Вывод: Эпоха 30-х годов – страшная эпоха, “выпячивались” трудовые победы, а за ними скрывалась всеобщая слежка, нарушения прав граждан, ни о какой свободе не было и речи. Как жить людям? Во что верить?

Перейдем к обсуждению вопроса: Вера. “Каждому будет дано по его вере”, - утверждает Булгаков устами Воланда.

Беседа с первой группой по вопросам:

  1. Во что верит Иешуа? (в добро)
  2. Во что верит Понтий Пилат? (в силу власти)
  3. Во что верит Маргарита? (в силу любви)
  4. Во что верите вы?
  5. Во что верил Мастер? (в свой талант), но он сжег свой роман, значит потерял эту веру.

Учитель: Страшно потерять веру, страшно этой веры никогда не иметь, что свойственно И. Бездомному. Но совсем страшно, когда человек сознательно отдает себя служению мнимым ценностям, понимая их ложность, что свойственно Берлиозу.

Вопрос второй группе:

Какова идейная роль Берлиоза? (Именно под руководством Берлиозов литература становится не школой духовной свободы, а духовного рабства)

Переходим к обсуждению второго вопроса: Свобода.

Дискуссия с третьей группой.

  1. Свободен ли Понтий Пилат?
  2. Остается ли свободным Иешуа?
  3. А Воланд свободен?
  4. А вы – свободны?
  5. А что такое – свобода?

Учитель: (читает слова на доске)

“Кто сказал, что нет на свете настоящей верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь”.

В гости в нашу квартиру пришли сразу две Маргариты.

(Девочки заранее готовили монологи о своей любви к Мастеру).

Звучат монологи Маргариты.

<Рисунок 1>.

<Рисунок 2>.

Дискуссия.

  1. При изучении романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин” мы говорили о высокой нравственности Татьяны, отвергнувшей любовь и оставшейся верной мужу, семейному долгу. Можно ли в таком случае назвать нравственным поведение Маргариты, оставившей мужа, который ее любил и ушедшей к Мастеру?
  2. В чем назначение спутницы большого таланта? Чего эта миссия требует от женщины?

Гостем нашей старой квартиры является и Мастер. Вот он, перед вами и у вас есть возможность задать ему вопросы. (Входит ученик в шапочке мастера).

Диалог читателей и Мастера.

  1. Каковые основные проблемы вашего романа?
  2. Почему Вы сожгли свою рукопись?
  3. Почему на вопрос Бездомного: “Вы писатель?” Вы отвечаете: “Я – мастер”.

Поблагодарим за беседу Мастера и ответим на последний вопрос: “Что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером?”

А Булгаков – писатель или Мастер?

Мастер – человек, наделенный не только силой слова, но и великим пониманием жизни. Честные, талантливые произведения Мастеров достойны великой участи – быть вечными спутниками людей, обрести бессмертие. И Булгаков, бесспорно, великий Мастер.

На первом уроке вы отвечали на вопрос анкеты: мое первое впечатление о романе. Роман всем понравился, но были ответы, что не все страницы, не все герои понятны. Теперь этот роман вам стал более понятен? Тогда я предлагаю написать вам на следующем уроке сочинение на тему: “Что в мире и человеке открыл мне роман Булгакова “Мастер и Маргарита”?