Открытый урок по литературному чтению "Самого главного глазами не увидишь" по повести Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Начальная школа


Цель: развивать речь учащихся, умение задавать вопросы и отвечать на них, работать с текстом, работать над правильным, осознанным чтением повести.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. ЧТЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (для развития техники чтения - 5 минут)

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- С каким произведением мы начали знакомиться?
- Назовите жанр этого произведения.
- Чем повесть отличается от рассказа?

Живет на свете уже много лет удивительная повесть-сказка Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц».

Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают своих детей. Да и дети зачастую не всегда понимают взрослых. Почему так происходит мы выяснили на прошлом уроке. Давайте немного вспомним.

- Кому посвятил Экзюпери эту повесть? Прочитайте.

- Какая фраза заставляет вас задуматься? (Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит)

- Почему? (Взрослые не всегда понимают детей. А если бы они помнили себя маленькими и могли бы рассудить с позиции ребенка, то быстрее бы нашли бы общий язык со своими детьми.)

- Кем мечтал стать маленький Антуан?

- Почему вы так решили?

- Поняли ли его взрослые?

- Почему взрослые не поняли ребенка? Подтвердите ваше мнение словами из текста.(«Взрослые никогда ничего не понимают сами, а … растолковывать.»)

- К чему привел совет взрослых? ( Ребенок утратил веру в себя.)

- Какую профессию приобрел автор? (Летчика; вывешивается иллюстрация)

- Пригодился ли совет взрослых? (Да. «Итак, мне пришлось …», с.101)

- Изменилось ли его мнение о людях? Как он пишет об этом?(На своем пути я много встречал …лучше.», с.101)

- Заметили ли вы, что Антуан де Сент-Экзюпери, став взрослым, сам себя таковым не считает? Для него взрослые – «они», это мир, в котором он не живет, хотя и общается с ними. Итак, Экзюпери «взрослый» ребенок.

- Как вы думаете, легко ли было автору жить в таком положении? Почему? Прочитайте. (с. 102, «Так я жил в одиночестве … по душам»)

- Как произошло знакомство с Маленьким принцем? (с. 103)

- Что еще вы знаете о Маленьком принце? (Он живет на маленькой планете Астероид Б-612. Там росла прекрасная роза, за которой Маленький принц ухаживал. Однажды малыш поссорился с ней, и тогда он решил отправиться в путешествие по другим планетам.)

- Как вы думаете, зачем он отправляется в путешествие?

- Действительно, поссорившись с розой, Маленький принц почувствовал себя очень одиноко. А ведь он мечтал о настоящем друге, который бы всегда его понимал, И он отправляется в путь в поисках друга.

IV. Новый материал

- Что же увидел наш герой во время своего странствия? Я предлагаю вам отправиться с ним на соседние планеты.

- Подлетаем к первой планете.

Астероид – 325

На доске: Планета Короля

- Глава 10. Выделите главные фразы Короля? (Я ужасно горд тем, что могу быть королем. Здесь я запрещаю и повелеваю. Для короля самое главное – чтобы ему повиновались беспрекословно…)
- Как по-вашему, какая черта определяет характер короля? (он властолюбив)
- Что такое искушение? – соблазн, желание чего-нибудь запретного.
- Можно ли сказать, что король проходит через искушение?
- Как вы думаете, перед каким искушением не устоял король? (властью)
- Да, он стоит перед искушением властью. Мы видим, что Маленький принц отказался от соблазна стать министром юстиции и выносить смертные приговоры крысе.
- Король же не выдержал этого испытания. Он лишен чувства любви к ближнему.
- Отправляемся дальше.

Астероид – 326

Планета Честолюбца

- Чтение XI главы.
- Встречаются ли такие люди в наше время?
- Как их можно назвать? (Эгоисты)
- А здесь звучит мотив искушения?
- Что любит Честолюбец? (славу)
- Перед каким же искушением не устоял Честолюбец?
- Честолюбец не выдерживает искушения славой. У него нет любви к ближнему. Поэтому он видит в Маленьком принце только почитателя.
- Находит ли принц в лице Честолюбца друга?
- Видя, что Честолюбец лишен чувства любви, Маленький принц уходит от него.
- Далее наш принц отправился на планету Пьяницы.

Астероид – 327

Планета Пьяницы

- Чтение XII главы.
- Почему Маленький принц пожалел Пьяницу?(Пьяница не мог найти в себе силы, избавиться от пьянства. Он безвольный человек.)
- Почему Пьяница не мог бросить пить? (он не верил в себя)
- Так, какого искушения не выдержал Пьяница? (Испытания верой. Пьяница не верит в себя. А мы знаем, что без веры человек не способен сопротивляться плохому и стоит на краю гибели)
- Нашел ли Маленький принц в лице Пьяницы друга?
- Почему? (ему не нужен друг . Он никого не любит…)
- Мы приближаемся к планете 328

Астероид – 328

Планета Делового человека

- Чтение главы XIII.
- Чем занят Деловой человек? (Он пытается красоту вселенной превратить в богатство)
- Какое искушение не преодолел Деловой человек? (Испытания богатством. Маленький принц заметил, что здесь ценятся только деньги, а о душе заботы нет. Деловой человек не только не видит Маленького принца, он никого не видит, ради богатства.)
-
Следующая планета:

Астероид – 329

Планета Фонарщика

- Что можно сказать о Фонарщике? Почему он понравился Маленькому принцу?
- Можно ли сказать, что Фонарщик трудолюбив?
- Приносит ли его труд пользу? (Нет, его труд бесполезен. У него нет живой души. Она спит. Не зря же он постоянно любит « спать». Он как механический заводной человечек со спящей душой.)
- Нашел ли Маленький принц на этой планете себе друга?
- Но все же, вместе с Маленьким принцем мы видим, что он борется с тьмой ночи.
- Впереди планета Географа.

Астероид – 330

Планета Географа

- Какое испытание не выдерживает Географ? (Испытания истиной. Он не выходит из кабинета и обо всем судит понаслышке . Его не интересуют ни конкретная жизнь, ни вечное)

V. Вывод:

- Итак, путешествуя от планеты к планете смог ли Маленький принц найти настоящего друга?
- Нет. Он встречал только порочных людей, которые не выдержали искушений властью, славой, богатством. Они лишены веры, истины, знаний.
- Никто из них не вспоминает ни об одном добром деле, не ищет спасения. Но при этом никто не просит о помощи и никто не видит в принце доброго друга.
- Куда же посоветовал отправиться Географ Маленькому принцу?
- Вот на следующем уроке мы продолжим путешествие и узнаем смог ли принц найти себе друга.

Приложения