Урок русского языка по теме: "Еще об одной опасности письма -тся-, -ться-"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение распознавать форму глагола; познакомить с написанием – тся, ться;
  • продолжать работу по формированию навыков грамотного письма; развивать воображение;
  • умение решать проблему; делать логические умозаключения, выводы;
  • воспитывать упорство в достижении цели;

Технология: проблемно-поисковая.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки инд. работы, тетрадь на печатной основе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Ход урока:

1. Орг. момент.
2. Учащиеся под диктовку пишут слова выкопал, выдержал, засеет, зашагает, споют, попляшет, угрожают.

У. Прочитайте вслух написанные слова. Найдите в них общее.

Д. Все слова глаголы.

Все слова имеют безударную гласную в корне.

В каждом слове есть приставка.

У. Какие можете назвать различия

Д. Глагол споют, угрожают множественного числа, а остальные - единственного.

Глаголы выкопал, выдержал прошедшего времени. Глагол угрожают - настоящего. Глаголы зашагает, засеет, споют, попляшет - будущего.

В приставках слов угрожают, споют по одной букве, а в приставках остальных глаголов - по две.

У. Скажите, что такое глагол? Назовите его грамматические признаки.

3. У. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?

Д. Это буква ж. Она находиться в корне –грож- глагола настоящего времени множественного числа угрожают и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук [ж].

У. Вторая и третья буква являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?

Д. Вторая буква о. Она находиться в корне –коп- глагола прошедшего времени выкопал.

Третья буква е. Она находиться в корне –держ- глагола прошедшего времени выдержал.

У. Составьте цепочку, в которую входили бы буквы ж,а,е, и образуйте слоги.

Д. жа же аж аж еж…

У. Напишете эту цепочку букв до конца строки в данной последовательности.

4. Новый материал:

1) (на доске)

«В классе радостные ли[ца]
Детям нравит[ца] учит[ца]!»

У. Допишите окончания слов значками звуков.

У. слышим [ца]- пишем-?

[Ца]- ться, тся, ца (вынести на доску)

У. Можете ли вы грамотно объяснить свой выбор? Как узнать, в каких случаях что писать?

2) Выполняем упражнение, делаем выводы (стр. 58 упр. № 383 печатной основы).

  1. Объясняем выбор букв.( слова с пропусками: ц_рк; прик_зали; к_чаться.)
  2. Что напишем в конце слов «братца, качаться»?

Д. «братца» слышим [ца] и пишем [ца], «качаться» слышим [ца] и пишем [ться]

а) Вывод 1: (на доске)

братца
лица

У. Что общего у этих слов?

Д. Это существительное - пишем (- ца)

б) Закрепление. Карточка №1.

Волчи…
Красави…
Умни…

У.- Что написали Почему?

3) ( на доске нрави…; учи…; кача…;)

У. -Что общего в данных словах (Д.-глаголы)

- Что напишем в конце глаголов? Как определим? (Д.- поставим к глаголу вопрос)

а) Вывод 2: Если задаем к глаголу вопрос что делать? - это глагол неопределенной формы, то пишем – ться. Если вопрос что делает? - это глагол третьего лица, то пишем –тся.

У.- Помогите правильно написать концовку в слове «потрудиться». (Д. -задаем вопрос: что сделать? - глагол неопределенной формы, пишем –ться).

5. Закрепление.

4) (на доске) Правило о написании –тся; -ться с пропусками.

Задание: Вставь пропущенные слова (существительное, Н.Ф., Н.Ф., 3л.)

Сверим с правилом на стр. 132.

б) Карточка № 2.

Волчи…
Лечи…
Кружи…
Сади…

Взаимопроверка. Проверка у доски.

6. Повторение.

Глагол «приказали» разобрать как часть речи.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание

Упражнение 381 п.о., 386 п.о. стр. 57-58.