Нервная система и ее роль в организме (окружающий мир, 4-й класс, автор О.Т. Поглазова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Задачи:

  • объяснить учащимся значение нервной системы для человека; познакомить с органами, составляющими нервную систему; дать представление о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти; объяснить необходимость соблюдения здорового состояния нервной системы;
  • Продолжить развитие мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение; развивать логическое мышление, воображение, память;
  • Воспитывать внимательное отношение к своей нервной системе, к условиям, которые мы создаем для окружающих нас людей; формировать навыки осознанного соблюдения режима дня.

Оборудование: таблица «Нервная система человека», муляж головного мозга, кроссворд, тест, белый халат и шапочка врача.

I. Проверка домашнего задания.

1. Выполнение заданий теста. (Приложение 1.)

2. Решение кроссвордов на листочках. (Приложение 2.)

Работа в группах. (Командир группы отмечает наиболее активно отвечающих).

3. Заполнить схему на доске. Индивидуальная работа.

Класс задает дополнительные вопросы по теме.

II. Органы нервной системы.

1. Целевая установка.

  • Почему вы реагируете на укол, замечание, понимаете окружающих, умеете решать задачи, двигаетесь? Что дает вам приказания – идти, думать, петь, читать, говорить?
  • Ответить на этот вопрос вам поможет головоломка «Слово в слове». Назовите спрятавшееся слово.

ПРОМОЗГЛЫЙ

Загадки

Он все запоминает,
Смотреть, слушать, говорить,
Видеть помогает.
Работой всего нашего организма управляет. (Мозг)

Мы части тела все связали.
Тоненькими паутинками нас назвали… (нервы)

Что такое мозг?

Зачем он нужен и как устроен, вы узнаете на стр. 48-49 учебника.

2. Самостоятельная работа в парах. Чтение текста на стр. 48 (1ряд) и 49 (2ряд). Выделение новых понятий. Рассказать друг другу, что запомнили.

3. Подпись названия органов нервной системы. Составление схемы на доске.

  • Какую функцию они выполняют? ( Головной мозг – воспринимает, узнает, осознает, запоминает, вспоминает, мыслит, управляет мышцами рук и языка. Спинной мозг – управляет работой мышц и внутренних органов, обеспечивает связь всех органов с головным мозгом. Имеет 31 пару спинно-мозговых нервов. Состоит из белого и серого вещества. Нервы – передают электрические сигналы от органов к мозгу и команды от мозга к органам.)

  • Одни нервы называются сенсорными. Благодаря им мы можем ощущать тепло или холод, давление или боль. Не имея сенсорных нервов, мы бы ничего не чувствовали.

Другие нервы называют моторными. Они идут к мышцам и отдают им приказы сократиться или расслабиться. Моторные нервы управляют нашими движениями. Эти две группы нервов действуют как слаженная тренированная команда.

- Рассказать при помощи муляжа, как устроен головной мозг.

(Головной мозг имеет пять отделов:

  1. Задний (продолговатый) – с центрами дыхания, сердечной деятельности, регуляции обмена веществ, защитных реакций (рвота, кашель, чихание), положение тела и др. Влияет на развитие мышления, на механизм обучаемости, сон.
  2. Средний мозг. Здесь находятся зрительные и слуховые рефлексы, центры глотания, жевания и др.
  3. Мозжечок – отвечает за координацию движений, влияет на вегетативную нервную систему.
  4. Промежуточный мозг – регулирует температуру тела, водный и углеводный обмен, влияет на деятельность желез внутренней секреции.
  5. Большие полушария (левое и правое) – состоят из белого и серого вещества (поверхность). Каждому из нас присущи два вида эмоций - положительные и отрицательные эмоции. Два вида памяти – словесно-логическая и зрительная. За них ответственны левое и правое полушарие головного мозга. В коре головного мозга есть области (зоны), где наиболее четко различаются виды раздражителей: зрительная (затылочная), слуховая (височная), моторная (передняя центральная извилина), ассоциативные области, связанные с речью, поведением, мышлением (лобная доля).
  • Левшами были такие всемирно известные художники, как Микеланджело, Леонардо да Винчи и Пикассо, знаменитый полководец Александр Македонский. Знаменитый американский философ и математик Чарльз Сандерс (1839-1914) до того хорошо владел обеими руками, что мог писать одной рукой вопрос, а другой ответ. Сильнейшие теннисисты мира – левши. Оказывается, под водой левши ориентируются лучше, чем правши. У правшей наблюдается тяга к «языковым» профессиям. Было замечено также, если на подушке лежит левая половина головы, то снятся беседы, разговоры, споры, какое-то общение с людьми. Если же правая – то снятся страшные сны, беспорядочные, которые потом трудно вспомнить.
  • Головной мозг новорожденного имеет массу 400г, в возрасте 1 год – 800г, у учеников 1-4 классов – около 1300г., у взрослого человека 1450. Средний вес головного мозга мужчин – 1375г, у женщин на 10% меньше. Если мозг имеет массу ниже 1000г у взрослого человека, то умственные способности резко падают. На питание мозга расходуется 1/5 всей крови в организме человека. Чем больше мозг содержит нервных клеток, тем с более сложными задачами способен человек справиться. Человеческая речь, использование ее мозгом для своей работы – вот главное, чем отличается наш мозг от мозга любого животного.
  • Исследования ума животных показали, что самыми умными являются обезьяны, дельфины и бурые медведи, второе место заняли волки, красные лисицы, собаки. Из птиц самыми умными считаются вороны. Довольно сообразительными оказались черепахи, зеленые ящерицы и крысы. А вот земноводные и рыбы не могут решать даже самые простые задачи.

3. Выполнение задания №2, с.50
4. Физкультминутка

III. Если хочешь быть здоров. (Текст на стр. 51.)

Дополнительные советы «Врача Невролога»

Игра «На приеме у врача невролога» (Врач - подготовленный ученик в костюме. Пациенты-одноклассники).

  • Регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
  • Сдерживайте свой гнев. Замечено, что раздражительные, несдержанные дети, которые со всеми ссорятся и дерутся, сами мешают своему мозгу нормально развиваться.
  • Кто не умеет внимательно слушать, тот не может хорошо учиться, и мозг его не получает достаточной тренировки.
  • Читайте много хороших книг.
  • Старайтесь завести как можно больше друзей. Ребята, у которых много друзей, обычно знают больше, чем те, у которых мало друзей или вовсе нет.
  • Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для твоего мозга и нервной системы.

IV. Итог.

Попробуйте объяснить выражение: «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются». Как вы думаете, почему так говорят? (В отличие от других клеток организма клетки мозга не меняются в течение всей жизни. Они просто погибают и на их месте не появляются новые. Это вызывает различные заболевания, которые приводят к потере памяти, нарушениям движения, а иногда и к гибели человека.

Когда нервная система отдыхает?

Что может нарушать нормальную работу нервной системы?

Чем вы можете помочь нервной системе, чтобы она не перенапрягалась и оставалась здоровой?

Для чего нужно выполнять режим дня?

V. Рефлексия.

Понравился ли вам урок? Что понравилось?

Кто немножко «нервничал» на уроке? Почему?

Все ли было понятно на уроке?

VI. Д/з. Стр. 58-59.