Практические работы за 8–9-е классы по темам: "Получение кислорода и изучение его свойства", "Получение водорода и его сжигание", "Обобщение сведений о классах неорганических соединений"

Разделы: Химия


Практическая работа №1 9-й класс.

Получение кислорода и изучение его свойств.

Цель:

  • научиться получать, собирать кислород методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха; изучение физических и химических свойств кислорода; горение угля в кислороде и на воздухе; совершенствовать приемы безопасной работы, проверкой прибора на герметичность.
  • самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность.
  • умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы, соблюдать правила техники безопасности.

Приборы: пробирки, газоотводная трубка, стакан химический, ложечка для сжигания, стеклянная пластина, вата, пробка, сухое горючее, спички.

Реактивы: Перманганат калия, сосуд с водой, уголь.

Знакомство с инструкцией №1, №7.стр51.

Ход работы:

1. В пробирку с перманганатом калия положим комок ваты и закроем пробкой с газоотводной трубкой и проверим прибор на герметичность. Для этого, опустим газоотводную трубку в воду, нагреем ладонью пробирку. Если прибор герметичный, то из газоотводной трубки выйдет пузырек воздуха.

2.Закрепим пробирку в штативе в горизонтальном положении. Сначала прогреем всю пробирку, затем прокалим ту часть, где находится перманганат калия. Кислород плохо растворяется в воде, поэтому пузырьки кислорода, выходящие из газоотводной трубки, будут вытеснять воду из пробирки. Газоотводную трубку следует вынуть из воды, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия. Если вы собираете кислород методом вытеснения воды, то не прекращаете нагревание, пока газоотводная трубка находится под водой!

3. С помощью тлеющей лучинки докажем наличие кислорода в пробирке. Если лучина вспыхивает ярко, то в пробирке есть кислород. Так как кислород - бесцветный газ, плотность кислорода больше плотности воздуха, малая растворимость в воде.

4. Получение кислорода. Нарисовать рис.37 и 38. Стр. 111!

2 KMnO4>K2MnO4+MnO2+O2^

2H2O2>2H2+O2^

2KClO3>2KCl+3O2^

5. Горение угля, простого вещества в кислороде.

C+O2>CO2

6. Горение сложного вещества, метана в кислороде.

CH4+2O2>CO2+2H2O

Вывод. Научились получить кислород 2 спосабами: методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Познакомились физическими свойствами кислорода. Научились составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода. Вещества в кислороде горят лучше. При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются углекислый газ и вода.

Отчет можно оформить в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали

Уравнения реакций

Вывод

1Получение кислорода

2Горение угля в кислороде

3 Горение лучины в кислороде

     

Практическая работа №3 , Химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.

Получение водорода и его сжигание.

Цель:

  • научиться получать водород, изучать физические и химические свойства водорода, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и с веществами;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание;
  • учащиеся должны уметь собирать установку для получения водорода, проверять на чистоту, уметь оформлять результаты практической работы, делать правильные выводы из наблюдаемых опытов.

Приборы: пробирки, газоотводная трубка, спички, штатив.

Реактивы: цинк, соляная кислота.

Требование безопасности при работе: осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.

Ход работы:

Физические свойства

Химические свойства

Молекула водорода двухатомна-H2. При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода.

Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид.

Са+H2=CaH2

Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород.F2+H2=2HF

При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов.

CuO+H2=Cu+H2O

Что делаю

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

1.Получение водорода.

Осторожно опускаем в пробирку 3-4 кусочков цинка, закрепим пробирку в штативе. Наливаем соляную кислоту (2–3 см.). Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой. На верхний конец трубки надеваем сухую пробирку.

2.Проверка водорода на чистоту. Через минуту снимаем пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесем её отверстием к пламени.

3.Горение водорода.

Поднесем горящую спичку к концу газоотводной трубки.

4.Над пламенем горящего водорода держим перевёрнутый вверх дном стакан.

1.Выделяется газ. Так как газ легче воздуха, поэтому пробирку-приемник устанавливаем вверх дном.

2. Если водород сгорит с легким глухим хлопком, то это доказывает, что он чистый. Если раздастся свистящий звук, то водород смешан с кислородом воздуха. Поджигать такой водород нельзя. Он может взорваться.

3.Водород горючий газ, поэтому горит.

4. Внутренняя стенка стакана запотевает.

Zn+2HCl=ZnCl2+H2

2H2+O2= 2H2O

Атомы металла вытеснили атомы водорода из молекулы кислоты.

При взаимодействии молекул водорода с молекулами кислорода образуется молекулы воды в виде пара.

Промышленный способ получения водорода. Реакция метана с водой при высокой температуре.CH4+2H2O=CO2+4H2 165кДж.

Лабораторный способ. Разложение воды электрическим током. 2H2O=2H2+O2

Вывод работы. Научились получать водород. Изучили физические и химические свойства водорода.

Практическая работа №6, химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.

Обобщение сведений о классах неорганических соединений.

Цель:

  • изучить свойства веществ, зкрепить основные признаки и условия протекания химических реакций, научиться составлять уравнения химических реакций, делать выводы из наблюдений, совершенствовать приемы работы с веществами и лабораторными оборудованиями.
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание.
  • учащиеся должны уметь делать выводы из наблюдений, уметь оформлять результаты практической работы, уметь правильно ставить опыты.

Оборудование и реактивы: cпиртовка, держатель, предметное стекло, пробирки, СuO, HCl, NaOH, Mq, CuSO4.

Требования безопасности при работе: Осторожно с кислотой, щелочью, спичкой и стеклянной посудой; вещества брать аккуратно в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.

Зад. 1. СuO CuCl2 Cu(OH)2 Cu

Что делаю

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

В пробирку ложу оксид меди и приливаю соляную кислоту

Оксид меди растворяется

CuO+2HCl=CuCl2+H2O

Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды

К образовавшемуся раствору добавляю щелочь гидроксид натрия

Выпадает синий осадок

CuCl2+2NaOH=Cu(OH)2+2NaCl

В результате связывания ионов меди и ионов ОН образуется нерастворимое основание гидроксид меди

На предметное стекло капаю раствор гидроксида меди и держу над пламенем спиртовки

Осадок чернеет

Cu(OH)2CuO+H2O

Так как гидроксид меди нерастворимое основание , то оно при нагревании разлагается на оксид меди и воду

Зад. 2. Mg MgO MgCl2 Mg(OH)2

Что делаю

Наблюдения

Уравнение реакции

Вывод

Сжигаю магний в ложке

Магний сгорает ярким пламенем

2Mg+O2=2МgO

Образуется твердое белое вещество –оксид магния

Порошок оксида магния ложу в пробирку и приливаю соляную кислоту

Оксид магния растворяется

MgO+2HCl=MgCl2+H2

Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды

К образовавшемуся раствору приливаю щелочь

Выпадает осадок

MgCl2+2NaOH=Mg(OH)2+2NaCl

В результате связывания ионов магния и ионов ОH образуется нерастворимое основание

Зад. 3. СuSO4 Сu(OH)2 CuO CuCl2

К раствору медного купороса наливаю щелочь

Выпадает синий осадок

CuSO4+NaOH= Cu(OH)2+Na2SO4

В результате связывания ионов меди и и ОН образуется нерастворимое основание

Осадок нагреваю

Осадок чернеет

Cu(OH)2=CuO+H2O

Нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид меди и воду

К осадку добавляю соляную кислоту

Осадок растворяется

CuO+2HCl=CuCl2+H2O

Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды

Вывод работы.

Изучили физические и химические свойства основных классов неорганических веществ. Выяснили существование генетической связи между классами неорганических веществ. Из оксидов получили соли, из солей основания, а из оснований оксиды. Ещё раз вспомнили основные признаки и условия протекания химических реакций.